Найти тему

Виртуальная и дополненная реальность: развлечение будущего или наука?

Оглавление

А может и то и другое? Возможность получать новые знания и навыке в игре или играть, занимаясь обучением или даже серьёзными исследованиями?

Буквально за каких-то 10-30 лет эти технологии появились и развились до такой степени, что стали прорывными, изменили научный и образовательный подход, внесли огромное разнообразие в мир игр, да и в повседневную жизнь многих людей.

Давайте по порядку разберёмся, в чём отличие VR от AR, для чего они используются в тех или иных сферах и какие возможности открывают.

Что такое VR и AR и с чем их едят? 😁
и в чём их отличие?

Пусть я и редко пользуюсь этим VR-шлемом, но ни капельки не жалею о его покупке! Шикарное приобретение, ставшее моим надёжным проводником в мир виртуальной реальности. 😎
Пусть я и редко пользуюсь этим VR-шлемом, но ни капельки не жалею о его покупке! Шикарное приобретение, ставшее моим надёжным проводником в мир виртуальной реальности. 😎

VR (Virtual Reality) (О ней я уже немного писала в статье про прорывные технологии XXI века) - виртуальная реальность. Она создаёт эффект полного погружения в симуляцию другого мира.

AR (Augmented Reality) - дополненная реальность, характеризуется лишь добавлением цифровых элементов в реальный мир, при этом возможности взаимодействия с ними ограничены.

Есть ещё два других понятия, которые тесно связаны с предыдущими, и, по-хорошему, стоит их упомянуть:

  • MR - смешанная реальность, в которой пользователь с помощью специальных очков может взаимодействовать с виртуальными объектами в дополненной реальности.
  • XR - расширенная реальность. Общий термин для всех вышеперечисленных технологий. В ней сплетены физическая, виртуальная и дополненная реальности.

Коротко об основах и оборудовании

Картинка справа в нижнем углу демонстрирует мобильное приложение с дополненной реальностью, которое при наведении камеры на реальные достопримечательности, объекты исторического наследия, памятники и т.д. выдаёт важную информацию о них. Невероятно! 😱
Картинка справа в нижнем углу демонстрирует мобильное приложение с дополненной реальностью, которое при наведении камеры на реальные достопримечательности, объекты исторического наследия, памятники и т.д. выдаёт важную информацию о них. Невероятно! 😱

Виртуальная реальность характеризуется:
* натуральностью,
* убедительностью и интерактивностью цифровых объектов,
* возможностью высокой детализации пространства,
* а также эффектом присутствия.
Всё это
достигается благодаря качественному (и зачастую дорогостоящему) оборудованию, такому как: шлем (подключается к ПК), гарнитура (к смартфону) или очки (работают самостоятельно), - а также дополнительным гаджетам: информационным перчаткам (которые позволяют почувствовать прикосновения к несуществующим в реальности объектам), специальным джойстикам, генераторам запахов, стерео-наушникам (что позволяет видеть, слышать, чувствовать то, что происходит вокруг, пусть оно и нереально).

Для дополненной реальности необходим лишь смартфон, камера или специальные очки: с их помощью захватывается реальное изображение и, в зависимости от вида AR, по специальной маркерной разметке, световым голограммам или на основе наложений (масок) виртуальная картинка накладывается поверх реальной. Результат можно видеть на экране в режиме реального времени.
Основное отличие в том, что ни о какой реалистичности или эффекте присутствия тут речь и быть не может.

Где их можно встретить?

У этих технологий практически нет ограничений по сферам использования и по содержанию информации, поэтому они встречаются в совершенно разных областях. Вот некоторые примеры:

  • Культура (Виртуальные гиды, оживающие экспонаты музеев, анимированные персонажи из прошлого, интерактивные маршруты, виртуальные выставки и т.д.)
  • Красота (Возможность примерить на себя разные наряды или аксессуары, не надевая их в реальности, посмотреть, идёт ли тебе другой цвет волос или новый макияж.)
  • Реклама (Демонстрация любых товаров: мебели, техники или оборудования - без их фактического приобретения, сборки и установки. Можно проверить, как в твой интерьер впишется новая мебель или как будут смотреться новые диски на авто. А в виртуальной реальности можно даже детально осмотреть приобретаемую недвижимость.)
  • Промышленность (При наведении камеры на специальный объект с датчиками можно получить информацию о состоянии оборудования, благодаря всплывающим на экране сообщениям. Осуществлять моделирование, детализацию и тестирование сложного оборудования в виртуальной реальности, когда вся необходимая информация всегда перед глазами.)
  • и многие другие.

Две, самые значимые, на мой взгляд области применения рассмотрим отдельно чуть подробнее.

Возможности этих технологий в медицине

Все картинки взяты из источников в открытом доступе. Они демонстрируют работу медиков и учёных при помощь новых девайсов для виртуальной и дополненной реальности.
Все картинки взяты из источников в открытом доступе. Они демонстрируют работу медиков и учёных при помощь новых девайсов для виртуальной и дополненной реальности.

Самое очевидное применение - это обучение специалистов.

Именно в хирургии VR технологии наиболее широко применяются:
Специальные симуляторы позволяют неопытным студентам развить свои навыки до мастерства в тонких и сложных процедурах и операциях, не боясь навредить пациентам. Они были разработаны специально для того, чтобы снизить количество хирургических ошибок и вероятность послеоперационных осложнений. Система позволяет анализировать качество проведённой операции и автоматически даёт полезные советы и рекомендации начинающему врачу.

Более того, там предусмотрен специальный режим, который позволяет выяснить, готовы ли студенты к стрессовым ситуациям, всегда возникающим во время лечения.

- указано в новостной статье о способах использования VR технологии.

Также есть трёхмерные виртуальные симуляторы для обучения основам общения с пациентами, оказания первой медицинской помощи (например, в военно-полевых условиях, опыт чего довольно сложно получить заранее в реальности), вентиляции лёгких, анестезиологии и т.д.

Реабилитация и помощь пациентам с фантомными болями

Само лечение не гарантирует мгновенного выздоровления - процесс реабилитации тоже очень важен. Для полного восстановления подвижности пострадавшего, ему необходимо проведение тренировок в максимально приближенной к реальной среде. Но иногда это может быть противопоказано и такие тренировки должны проводиться под строгим наблюдением врачей и систем диагностики. Тогда на помощь приходит виртуальная реальность!

Человеку с нарушением двигательных функций она внушает, что он может больше, чем на самом деле, и повышает мотивацию для реабилитационных занятий.

Она помогает людям, пережившим повреждения мозга:

Опыт медицинской реабилитации свидетельствует, что при игровой стимуляции мозговой активности восстанавливаются нейронные связи. Такое восстановление возможно благодаря механизму нейропластичности мозга.

Люди, которые подверглись ампутациям, избавляются от фантомных болей и учатся управляться с протезами именно с помощью VR.

Команда учёных из Самарского Государственного Медицинского Университета, помимо прочих своих изобретений и открытий, создала нейротренажёр, помогающий детям с ДЦП и другим людям с инвалидностью и нарушениями двигательной активности:

Реабилитация с нейротренажером ReviMOTION ещё больше похожа на компьютерную игру. С её помощью пациенты выполняют курс физических упражнений в лёгкой игровой форме. Правильно выполненное движение заставляет двигаться виртуального персонажа и проходить уровень за уровнем.

- здесь использованы вырезки из новостных статей различных сайтов медицинской направленности.

Даже, например, специальная игра для людей, травмированных в пожаре, созданная специально для того, чтобы облегчить боль: её действие происходит во льдах, среди пингвинов и снеговиков, а всё оружие из снега.

Согласно результатам исследований, благодаря этой игре, ожоговые пациенты тратят втрое меньше времени на размышления о боли от ожогов: 22% времени вместо 76%.

Избавление от фобий и ПТСР

Это ещё одна сфера медицины, в которой используется VR, ведь, как говорится, «клин клином вышибают». 😅 Видимо, этой фразой и руководствовались медики и разработчики, которые придумали показывать цифровых пауков людям с арахнофобией, а пациентов, которые боятся высоты, отправлять на виртуальные высокие крыши.

(Мне кажется, это довольно сомнительный способ лечения... Он вызывает у пациента огромное количество стресса, что влечёт за собой различные последствия: тревожность, депрессию, гнев, бессонницу и т.д.

А вы как думаете, нормально ли избавлять от фобий, сталкивая человека с его страхом лицом к лицу? 🤔)

Как вы видите, подобных тренажёров и симуляций огромное множество. Я перечислила лишь малую часть. И все они, к моему великому удивлению работают! 😱
Переходим дальше.

Обучение посредством виртуальной или дополненной реальности

Эти картинки тоже из открытого доступа, собраны в коллажики лично мной для вас ❤️ Надеюсь, вам интересно!)
Эти картинки тоже из открытого доступа, собраны в коллажики лично мной для вас ❤️ Надеюсь, вам интересно!)

Здесь одинаково прекрасно работает как виртуальная реальность, так и дополненная. При чем имеется ввиду не только высшее образование и обучение уже взрослых людей, но и занятия для детей.

Вы видели новомодные детские энциклопедии, при наведении камеры на которые, на экране над книгой начинают парить планеты, плавать разнообразные морские обитатели или бродить грозные динозавры? 😱
(Не знаю, как вы, а я сама себе такую хотела бы 😅)

Многие специалисты уверены, что в течение следующих 5 лет мы будем наблюдать интенсивное распространение технологий виртуальной реальности в образовательном секторе.

И это верно. Мы можем наблюдать переход на новый этап развития образовательной сферы. Геймификация сделает процесс обучения более интерактивным, увлекательным, познавательным и наглядным. А благодаря виртуальной реальности он будет давать не только полезные знания, но и опыт взаимодействия с тем или иным объектом... В то же время это будет совершенно безопасно.

На данный момент существует несколько образовательных программ, которые можно опробовать хоть прямо сейчас, среди которых:

  1. The VR Museum of Fine Art - виртуальный музей, который позволит без защитного стекла и людей вокруг внимательно осмотреть и изучить самые известные музейные экспонаты.
  2. Universe Sandbox 2 - симулятор космоса, показывающий ученикам работу гравитации и физических взаимодействий за пределами атмосферы земли.
  3. 3D Organon VR Anatomy - анатомический атлас человека в VR.

Кстати говоря, для меня стало большим открытием, что у нас в России запущено несколько крупных образовательных проектов в VR:

  • «Образование-2024»
  • «Цифровая школа»
  • «Современная цифровая образовательная среда»
  • «Цифровая экономика Российской Федерации»

Я буду верить и надеяться, что они продолжат активно развиваться и будут использоваться в общеобразовательных учебных заведениях по всей стране. Ведь использование подобных технологий в образовании - это ключ к будущему! 😊

А вы используете виртуальную или дополненную реальность в какой-нибудь из сфер вашей жизни?

(Или, может, хотели бы?)
Пожалуйста, поделитесь опытом и мыслями по поводу них в комментариях!

Благодарю всех, кто дочитал до этого момента. Я стараюсь и делаю весь контент именно для вас. Вы замечательные и прекрасные люди! Мотивируете меня, вдохновляете и даёте силы двигаться дальше! ❤️ Вы клёвые! Помните об этом и берегите себя)
Благодарю всех, кто дочитал до этого момента. Я стараюсь и делаю весь контент именно для вас. Вы замечательные и прекрасные люди! Мотивируете меня, вдохновляете и даёте силы двигаться дальше! ❤️ Вы клёвые! Помните об этом и берегите себя)

Лично мне очень понравилось использовать свой VR-шлем. Хотя я слышала, что многих в них начинает укачивать, меня эта беда обошла стороной.

Советы из личного опыта:

Чтобы избежать неприятных последствий в виде головокружений, усталости и тошноты и насладиться игрой или обучением, выбирайте модели с высоким разрешением, и высокой частотой кадров (90-120 FPS).
Лучше всего выбирать девайсы, в которых можно более-точно настроить расстояние между окулярами под конкретного человека, что позволит получить для него чёткое изображение и снизить нагрузку на глаза.
(Одна из причин частого недомогания - неправильная настройка.)
Если у вас есть возможность протестировать устройство заранее - обязательно сделайте это! Проверьте, удобно ли в нём, подходит ли оно вам.

А ещё мне всегда очень нравились приложения с дополненной реальностью, которые делают прогулки по городу гораздо интереснее и заставляют выбраться из дома даже тогда, когда тебе этого не особо-то и хочется. 😅 Играли в такие? 😏

Теперь точно всё! 😁

(8-ая статья для конкурса «Контент Run "Технологии"». Все предыдущие материалы, если вдруг вы что-то пропустили, можно найти у меня на канале, в специальной подборке. 😉)