А может и то и другое? Возможность получать новые знания и навыке в игре или играть, занимаясь обучением или даже серьёзными исследованиями?
Буквально за каких-то 10-30 лет эти технологии появились и развились до такой степени, что стали прорывными, изменили научный и образовательный подход, внесли огромное разнообразие в мир игр, да и в повседневную жизнь многих людей.
Давайте по порядку разберёмся, в чём отличие VR от AR, для чего они используются в тех или иных сферах и какие возможности открывают.
Что такое VR и AR и с чем их едят? 😁
и в чём их отличие?
VR (Virtual Reality) (О ней я уже немного писала в статье про прорывные технологии XXI века) - виртуальная реальность. Она создаёт эффект полного погружения в симуляцию другого мира.
AR (Augmented Reality) - дополненная реальность, характеризуется лишь добавлением цифровых элементов в реальный мир, при этом возможности взаимодействия с ними ограничены.
Есть ещё два других понятия, которые тесно связаны с предыдущими, и, по-хорошему, стоит их упомянуть:
- MR - смешанная реальность, в которой пользователь с помощью специальных очков может взаимодействовать с виртуальными объектами в дополненной реальности.
- XR - расширенная реальность. Общий термин для всех вышеперечисленных технологий. В ней сплетены физическая, виртуальная и дополненная реальности.
Коротко об основах и оборудовании
Виртуальная реальность характеризуется:
* натуральностью,
* убедительностью и интерактивностью цифровых объектов,
* возможностью высокой детализации пространства,
* а также эффектом присутствия.
Всё это достигается благодаря качественному (и зачастую дорогостоящему) оборудованию, такому как: шлем (подключается к ПК), гарнитура (к смартфону) или очки (работают самостоятельно), - а также дополнительным гаджетам: информационным перчаткам (которые позволяют почувствовать прикосновения к несуществующим в реальности объектам), специальным джойстикам, генераторам запахов, стерео-наушникам (что позволяет видеть, слышать, чувствовать то, что происходит вокруг, пусть оно и нереально).
Для дополненной реальности необходим лишь смартфон, камера или специальные очки: с их помощью захватывается реальное изображение и, в зависимости от вида AR, по специальной маркерной разметке, световым голограммам или на основе наложений (масок) виртуальная картинка накладывается поверх реальной. Результат можно видеть на экране в режиме реального времени.
Основное отличие в том, что ни о какой реалистичности или эффекте присутствия тут речь и быть не может.
Где их можно встретить?
У этих технологий практически нет ограничений по сферам использования и по содержанию информации, поэтому они встречаются в совершенно разных областях. Вот некоторые примеры:
- Культура (Виртуальные гиды, оживающие экспонаты музеев, анимированные персонажи из прошлого, интерактивные маршруты, виртуальные выставки и т.д.)
- Красота (Возможность примерить на себя разные наряды или аксессуары, не надевая их в реальности, посмотреть, идёт ли тебе другой цвет волос или новый макияж.)
- Реклама (Демонстрация любых товаров: мебели, техники или оборудования - без их фактического приобретения, сборки и установки. Можно проверить, как в твой интерьер впишется новая мебель или как будут смотреться новые диски на авто. А в виртуальной реальности можно даже детально осмотреть приобретаемую недвижимость.)
- Промышленность (При наведении камеры на специальный объект с датчиками можно получить информацию о состоянии оборудования, благодаря всплывающим на экране сообщениям. Осуществлять моделирование, детализацию и тестирование сложного оборудования в виртуальной реальности, когда вся необходимая информация всегда перед глазами.)
- и многие другие.
Две, самые значимые, на мой взгляд области применения рассмотрим отдельно чуть подробнее.
Возможности этих технологий в медицине
Самое очевидное применение - это обучение специалистов.
Именно в хирургии VR технологии наиболее широко применяются:
Специальные симуляторы позволяют неопытным студентам развить свои навыки до мастерства в тонких и сложных процедурах и операциях, не боясь навредить пациентам. Они были разработаны специально для того, чтобы снизить количество хирургических ошибок и вероятность послеоперационных осложнений. Система позволяет анализировать качество проведённой операции и автоматически даёт полезные советы и рекомендации начинающему врачу.
Более того, там предусмотрен специальный режим, который позволяет выяснить, готовы ли студенты к стрессовым ситуациям, всегда возникающим во время лечения.
- указано в новостной статье о способах использования VR технологии.
Также есть трёхмерные виртуальные симуляторы для обучения основам общения с пациентами, оказания первой медицинской помощи (например, в военно-полевых условиях, опыт чего довольно сложно получить заранее в реальности), вентиляции лёгких, анестезиологии и т.д.
Реабилитация и помощь пациентам с фантомными болями
Само лечение не гарантирует мгновенного выздоровления - процесс реабилитации тоже очень важен. Для полного восстановления подвижности пострадавшего, ему необходимо проведение тренировок в максимально приближенной к реальной среде. Но иногда это может быть противопоказано и такие тренировки должны проводиться под строгим наблюдением врачей и систем диагностики. Тогда на помощь приходит виртуальная реальность!
Человеку с нарушением двигательных функций она внушает, что он может больше, чем на самом деле, и повышает мотивацию для реабилитационных занятий.
Она помогает людям, пережившим повреждения мозга:
Опыт медицинской реабилитации свидетельствует, что при игровой стимуляции мозговой активности восстанавливаются нейронные связи. Такое восстановление возможно благодаря механизму нейропластичности мозга.
Люди, которые подверглись ампутациям, избавляются от фантомных болей и учатся управляться с протезами именно с помощью VR.
Команда учёных из Самарского Государственного Медицинского Университета, помимо прочих своих изобретений и открытий, создала нейротренажёр, помогающий детям с ДЦП и другим людям с инвалидностью и нарушениями двигательной активности:
Реабилитация с нейротренажером ReviMOTION ещё больше похожа на компьютерную игру. С её помощью пациенты выполняют курс физических упражнений в лёгкой игровой форме. Правильно выполненное движение заставляет двигаться виртуального персонажа и проходить уровень за уровнем.
- здесь использованы вырезки из новостных статей различных сайтов медицинской направленности.
Даже, например, специальная игра для людей, травмированных в пожаре, созданная специально для того, чтобы облегчить боль: её действие происходит во льдах, среди пингвинов и снеговиков, а всё оружие из снега.
Согласно результатам исследований, благодаря этой игре, ожоговые пациенты тратят втрое меньше времени на размышления о боли от ожогов: 22% времени вместо 76%.
Избавление от фобий и ПТСР
Это ещё одна сфера медицины, в которой используется VR, ведь, как говорится, «клин клином вышибают». 😅 Видимо, этой фразой и руководствовались медики и разработчики, которые придумали показывать цифровых пауков людям с арахнофобией, а пациентов, которые боятся высоты, отправлять на виртуальные высокие крыши.
(Мне кажется, это довольно сомнительный способ лечения... Он вызывает у пациента огромное количество стресса, что влечёт за собой различные последствия: тревожность, депрессию, гнев, бессонницу и т.д.
А вы как думаете, нормально ли избавлять от фобий, сталкивая человека с его страхом лицом к лицу? 🤔)
Как вы видите, подобных тренажёров и симуляций огромное множество. Я перечислила лишь малую часть. И все они, к моему великому удивлению работают! 😱
Переходим дальше.
Обучение посредством виртуальной или дополненной реальности
Здесь одинаково прекрасно работает как виртуальная реальность, так и дополненная. При чем имеется ввиду не только высшее образование и обучение уже взрослых людей, но и занятия для детей.
Вы видели новомодные детские энциклопедии, при наведении камеры на которые, на экране над книгой начинают парить планеты, плавать разнообразные морские обитатели или бродить грозные динозавры? 😱
(Не знаю, как вы, а я сама себе такую хотела бы 😅)
Многие специалисты уверены, что в течение следующих 5 лет мы будем наблюдать интенсивное распространение технологий виртуальной реальности в образовательном секторе.
И это верно. Мы можем наблюдать переход на новый этап развития образовательной сферы. Геймификация сделает процесс обучения более интерактивным, увлекательным, познавательным и наглядным. А благодаря виртуальной реальности он будет давать не только полезные знания, но и опыт взаимодействия с тем или иным объектом... В то же время это будет совершенно безопасно.
На данный момент существует несколько образовательных программ, которые можно опробовать хоть прямо сейчас, среди которых:
- The VR Museum of Fine Art - виртуальный музей, который позволит без защитного стекла и людей вокруг внимательно осмотреть и изучить самые известные музейные экспонаты.
- Universe Sandbox 2 - симулятор космоса, показывающий ученикам работу гравитации и физических взаимодействий за пределами атмосферы земли.
- 3D Organon VR Anatomy - анатомический атлас человека в VR.
Кстати говоря, для меня стало большим открытием, что у нас в России запущено несколько крупных образовательных проектов в VR:
- «Образование-2024»
- «Цифровая школа»
- «Современная цифровая образовательная среда»
- «Цифровая экономика Российской Федерации»
Я буду верить и надеяться, что они продолжат активно развиваться и будут использоваться в общеобразовательных учебных заведениях по всей стране. Ведь использование подобных технологий в образовании - это ключ к будущему! 😊
А вы используете виртуальную или дополненную реальность в какой-нибудь из сфер вашей жизни?
(Или, может, хотели бы?)
Пожалуйста, поделитесь опытом и мыслями по поводу них в комментариях!
Лично мне очень понравилось использовать свой VR-шлем. Хотя я слышала, что многих в них начинает укачивать, меня эта беда обошла стороной.
Советы из личного опыта:
Чтобы избежать неприятных последствий в виде головокружений, усталости и тошноты и насладиться игрой или обучением, выбирайте модели с высоким разрешением, и высокой частотой кадров (90-120 FPS).
Лучше всего выбирать девайсы, в которых можно более-точно настроить расстояние между окулярами под конкретного человека, что позволит получить для него чёткое изображение и снизить нагрузку на глаза. (Одна из причин частого недомогания - неправильная настройка.)
Если у вас есть возможность протестировать устройство заранее - обязательно сделайте это! Проверьте, удобно ли в нём, подходит ли оно вам.
А ещё мне всегда очень нравились приложения с дополненной реальностью, которые делают прогулки по городу гораздо интереснее и заставляют выбраться из дома даже тогда, когда тебе этого не особо-то и хочется. 😅 Играли в такие? 😏
Теперь точно всё! 😁
(8-ая статья для конкурса «Контент Run "Технологии"». Все предыдущие материалы, если вдруг вы что-то пропустили, можно найти у меня на канале, в специальной подборке. 😉)