Происшествие назвали самой страшной и странной авиакатастрофой в истории авиации СССР и России. Уголовное дело даже не возбуждалось.
Сухие цифры официальной информации гласят: 16 мая 1972 года в курортном Светлогорске Калининградской области военно-транспортный самолет Ан-24, совершавший инспекторский облет территории, врезался в дерево и упал на детский сад.
В катастрофе погибли 35 человек: в небе 2 пассажира и 6 членов экипажа на Ан-24, а также 27 человек на земле (24 ребёнка и 3 работника детского сада).
Однако за этими цифрами стоят сотни людских сердец, которые после похорон не заживут никогда. Уже 52 года в день трагедии 16 мая у братской могилы собираются местные жители, чтобы почтить память маленьких ребятишек. В 1972 году им было от двух до семи лет. Сегодня они могли бы нянчить уже своих внуков.
А в тот день мирно занимались своими делами в детсаду. Тяжёлый военный транспортник часто летал над зданием детского учреждения, но в этот день с моря поднялся густой туман, низкая облачность застелила горизонт, и опытные пилоты ошиблись в расчётах высоты всего на несколько метров.
Этих «погрешных» метров хватило на то, чтобы 20-и тонная махина зацепилась за деревья и рухнула на ближайшее здание детского сада. В результате падения произошла массовая утечка авиатоплива и начался сильный пожар (в здании детсада находились 29 человек).
Второй этаж садика словно срезало гигантским ножом, а первый начал рушится, как карточный домик. Ситуацию осложнил вспыхнувший керосин – горел даже асфальт и плавились металлические конструкции. Что уж говорить о телах детей (многих смогли опознать лишь по кусочкам одежды, прикипевшим к частям тела).
Местные власти предприняли все усилия, чтобы скрыть трагедию (в СССР было принято поддерживать иллюзию благополучия страны). Уже к вечеру того же дня, менее чем через 9 часов после катастрофы, был закончен разбор завалов.
Сотни грузовиков беспрерывно вывозили обломки самолёта и останки тел погибших. А ночью на месте здания устроили сквер (землю распахали, обгоревшие деревья спилили), словно детсада и не было на этом месте.
Родители, пришедшие утром 17 мая на место трагедии (16 мая их не подпускали, установив плотным кольцом оцепление), были, мягко говоря, поражены. Вечером и ночью город и прибрежную зону Балтийского моря заполнили милицейские патрули. Они строго следили за тем, чтобы люди не покидали свои дома. Власти опасались, что обезумевшие от горя люди могут попытаться совершить суициды.
По рассказам местных жителей, Ан-24 лишь чудом не задел крылом колесо обозрения, пролетев в каких-то метрах от него. Если бы задел, жертв было бы еще больше.
Единственной выжившей оказалась местная жительница Юлия Ворона. Она на минутку забежала в детский сад к своей подруге-сотруднице. Взрывной волной, Юлию выбросило в оконный проем и придавило обломками. Она получила сильнейшие ожоги, но выжила.
Погибших деток и персонал хоронили в общей могиле рядом со станцией «Светлогорск 1». Родителям выдали промаркированные гробы (настрого запретили их вскрывать).
Также не позволили власти снимать траурную церемонию, а тех, кто это пытался сделать сотрудники КГБ уводили в сторону и изымали плёнки из фотоаппаратов. Однако кое-кому удалось сделать несколько снимков.
Летчики упокоились отдельно от погибших деток, на городском кладбище Калининграда.
По словам местных жителей, родственники погибших дошколят выступили категорически против того, чтобы военных, которых они считали виновными, хоронили рядом с детьми.
Уголовное дело возбуждать не стали, выводы следствия не получили огласку. В архивах хранится всего один Приказом Минобороны о снятии с должности около 40 военных.
О самой катастрофе нигде не говорили и не писали в прессе. Молчали и родственники погибших детей. Только начиная с 90-х годов, в печать, а позднее в Интернет начали просачиваться первые сведения.
Огласку в первую очередь получила причина катастрофы, которую власти СССР тщательно пытались скрыть в свойственной тем временам манере. Она звучит так - «неудовлетворительная подготовка и руководство полётом».
Сейчас на месте трагедии стоит часовня, где ежегодно 16 мая встречаются родственники и очевидцы трагедии. Все они единодушно заявляют, что эта рана не заживёт никогда.