Попытка №5 оправдать плохую российскую фантастику.
В отечественном кинематографе всегда было плохо с фантастикой. Вышедший в кинопрокат блокбастер «Сто лет тому вперед» - яркое тому подтверждение.
У меня возникло ощущение, что сценарий к картине писал человек с сорокоградусной температурой – его бросало то в жар, то в холод.
В фильме очень много подростковых клише: PS5 (интересно, авторы картины получили разрешение у Sony на использование их технологий), задники из игры Cyberpunk 2077, клишированные герои из зарубежных супергеройских фильмов, молот Тора из конструктора «Лего» и т.д.
Главный жирный минус – в картине отсутствует Москва будущего, о которой мне все уши прожужжали. Здание на фоне плохой компьютерной графики, парк и мрачная площадь – это будущее? Ничем не лучше столицы будущего, показанной в «Гостье из будущего».
И еще: почти в начале фильма стало понятно, как герои победят главного злодея – Глота (украли идею у диснеевского фильма «Алиса в Зазеркалье»); также поражает трансформация Весельчака У, а Вертер похож на робота-уборщика из мультфильма «Валли»; разговоры о науке – ни о чем; Глот и Весельчак У дают клятву ту же самую, что дали друг другу Гриндевальд и Дамблдор во втором фильме «Фантастические твари»; плохая игра Хабенского и Исаковой.
И да: этот фильм может напугать детей. Поэтому я не рекомендую смотреть «Сто лет тому вперед» с мальчишками и девчонками, которым не исполнилось 12-14 лет.
Однако в этом обзоре, как обещал ранее, попытаюсь оправдать картину, рассказать вам, почему ей стоит дать шанс.
И еще: я предположил, как нужно было снять «Сто лет тому вперед», чтобы сие кинопроизведение стало шедевром.
Поехали!
Почему не украли то, что нужно было украсть?
Отмечу: почти все озвученные выше недостатки одновременно являются плюсом картины. Наконец-то в России стали снимать супергеройской кино. Жаль, конечно, что избран западный путь. Однако, я понимаю почему все сложилось так, а не иначе: нашему кино нужно быть в мировых трендах.
Помните фразу Владимира Владимировича:
«Не можешь победить - возглавь».
Наши киноделы идут по этому пути. Плохо ли это? Супергеройское кино не сразу строилось: сначала нелепый плагиат с беззубой и сомнительной рекламой Сбера, затем что-то среднее, а далее фантастика, на которую будут равняться следующие поколения киноделов.
Судя по фильму «Сто лет тому вперед», мы в начале этого пути. Поэтому нужно понять и простить режиссера Александра Андрющенко, который отказался от самобытной фантастики Кира Булычева в пользу западных клише.
Он вынужден был зайти не в ту дверь, чтобы понравиться молодому зрителю, призирающему советскую «Гостью из будущего» за убогий визуальный ряд и излишнее морализаторство.
Сейчас в кино смыслов должно быть меньше, а эффектов больше – клиповое мышление. Сами виноваты: пожинайте то, что посеяли, уважаемые родители.
Кстати, спецэффекты в «Сто лет тому вперед» на уровне. Видно каждый рубль, вложенный в кадр. Мастерам по визуальным эффектам – пять с плюсом.
Получается, «Сто лет тому вперед» по подаче и сериал «И просто так» - продолжение истории про Кэрри, Шарлотт, Миранду и Саманту – одно и тоже. Перед нами вроде бы знакомые герои со своими проблемами, однако их слишком осовременили: чересчур аляписто, но в трендах.
Поэтому "И просто так" не равно СвБГ, а фильм «Сто лет тому вперёд» не равно книга «Сто лет тому вперед». Блокбастер Андрющенко стоит смотреть в отрыве от первоисточника. Повторять про себя:
«Это другое, это другое!».
И о чудо! На середине фильма вы поймете, что кино вам нравится: актеры играют неплохо, история уже не такая нелогичная, а побег пиратов из тюрьмы на Титане не выглядит как эпизод из пародийной комедии, высмеивающей неудачные сцены из других кинолент.
Было бы еще лучше, если бы создатели сего шедевра украли главную фишку «Гостьи из будущего». Какую? Хронометраж. Тогда бы было все по-другому. Эта история могла бы быть со счастливым концом.
Сериал «Сто лет тому вперед» - почему это хорошо?
Оценивая историю, рассказанную в новом фильме, я мысленно похвалил режиссера Павла Арсенова за решение растянуть «Гостью из будущего» на пять серий. История получилась логичной, завершённой. Не было сюжетных афродыр, непонятных скачков между эпизодами.
Все сюжетные пазлы на своем месте, чего нельзя сказать о «Сто лет тому вперед». Порой я не успевал следит за тем, что происходит на экране: от многих сюжетных веток авторы легко отказывались, в результате поступки героев становились нелогичными.
Все было бы иначе, если бы сняли сериал с хорошим бюджетом. Осторожно: впереди спойлеры.
Помните, в конце «Гостьи из будущего» Алиса рассказывает учащимся 6 «Б» класса кем они станут в будущем? Аналогичная отсылка есть и фильме «Сто лет тому вперед». Фима Королёв (друг и одноклассник Коли Герасимова) – обыкновенный трусливый геймер из школы, попавший в будущее, - узнает, что про него написано в учебниках истории.
Оказывается, в 2024 году во время онлайн-турнира он устанавливает связь с инопланетянами, которые поделились с нами технологиями. Благодаря им, мир будущего изменился до неузнаваемости в лучшую сторону. Эта сюжетная ветка в фильме не раскрыта.
В сериале налаживанию связи с инопланетянами можно было бы посвятить отдельный эпизод: Фима ловит сигнал с пришельцами, говорит с ними, становится знаменитым - отличный сюжетный поворот.
Далее: Весельчак У на сто лет застревает в прошлом. Когда его герои встречают в 2124 году, он уже на стороне добра. Принцип такой: враг моего врага – мой друг.
Я бы с удовольствием посмотрел как пират менялся, как видел все то, что натворил с нашим миром, как подготавливался ко встрече. Если бы все это было показано, я бы аплодировал стоя.
Еще одна сюжетная ветка, которая заслуживает внимания, - отношения мамы Алисы и Весельчака У. В фильме намекают, что пират влюблен в женщину-воина. Было бы здорово понаблюдать за их любовной веткой.
Представляете, выяснилось бы, что Алиса - дочь Весельчака У, а не профессора Селезнева. Вот это был бы сюжетный поворот.
Понимая это, пират жертвует собой. Слезы радости и скомканный финал: мать Алисы не совсем рада тому, что вернулась к Селезневу.
Выше я писал, что мне не хватило мира будущего. Знакомство Коли с 2124 годом получилось слишком скомканным. В сериале ему можно было бы посвятить минимум эпизода три.
Также нужно было бы по хронометражу расширить мрачное альтернативное будущее с Глотом-тираном. Мне этой сюжетной ветки ой как не хватило.
Что в итоге? Фильм «Сто лет тому вперед» - очень плохая фантастика, но с огромным потенциалом. Жаль, что у меня нет «космиона», чтобы вернуться в прошлое и убедить Андрющенко снять сериал, на который Сбер выделил бы 100500 млн рублей – доход от драконовских процентов с ипотеки и кредитов.
Смотрите граждане и платите! Все для вас!
Надеюсь, я оправдал «Сто лет тому вперед». Ведь так? Да?