Как формируется смета в видеопроизводстве и из чего складывается цена на видеоролик.
Публикация от PiterPro_Production совместно с Михаилом Смирновым (основатель и руководитель CMCproduction и SmartREC).
Несомненно, самый популярный вопрос, с которым мы и другие продакшны сталкиваемся регулярно - это вопрос цены видеоролика. А именно откуда берется его итоговая стоимость. Отчасти максимально подробная смета позволяет прояснить как формируется цена, но все равно остается много неясных для клиента нюансов и тонкостей, о которых хочется рассказать более детально. В силу необычной специфики видеопроизводства, даже самый полный финансовый документ не даёт полноценного ответа на вопрос обычного заказчика. Наш Генеральный директор решил исправить эту проблему и составил подробную статью, после прочтения которой у вас не должно остаться вопросов касаемо системы ценообразования в продакшнах.
Формирование сметы может осуществляться по двум разным сценариям.
1) Если у клиента под видеоролик выделен конкретный бюджет, то, уже отталкиваясь от этой суммы, мы определяемся со стилистикой видео. Мы можем предложить как графический ролик, так и съёмочное видео. При этом из располагаемых средств мы стараемся выжать максимум возможностей. К тому же для всех клиентов у нас действует единая система ценообразования. Бывают случаи, когда у заказчика есть свое первоначальное видение готового произведения, либо будущий видеоролик должен стать частью большой рекламной кампании. Конечно, с учетом этих первоначальных данных мы приходим к общему знаменателю. Ниже Вы найдёте информацию о формировании сметы.
2) Другой вариант - это когда клиент ещё до конца не понимает, что именно он хочет и только примерно представляет, сколько средств готов затратить. В таких случаях мы просим подробнее рассказать о продукте, услуге или компании, и заполнить бриф. На основании предоставленной информации мы подготавливаем разные концепции и в каждой сразу обозначаем примерный бюджет. Так клиенту проще определиться со стилистикой их будущего видеоролика. После того как мы прошли этап «Знакомства» и заказчик выбрал одну из концепций, начинается самое интересное - формирование бюджета.
Формирование бюджета.
Процесс видеопроизводства условно делится на три этапа:
- предпродакшн - создание идеи (концепции), написание сценария, создание раскадровки и общая подготовка к съемкам (закупка необходимого реквизита, поиск локаций, кастинг актеров и т.д.);
- продакшн - непосредственно сам съемочный процесс на основании идеи и сценария, который был создан во время предпродакшна;
- постпродакшн - обработка и монтаж отснятого материала, разработка графики, запись диктора, цветокоррекция. Если для создания ролика не предусматривается съёмка и используется только 2D- и 3D-графика то после написания сценария проект зразу переходит в этап постпродакшн.
Разберем каждую ступень и выясним, что именно влияет на формирование цены.
В видеопроизводстве все считается сменами. Исключением является только «аккорд» — сумма, которую получает определенный специалист (режиссер, продюсер, оператор постановщики т.д.) в целом за проект, независимо от количества смен, которые он отработал для создания проекта. «Аккорд», как правило, имеет место при создании большого рекламного видеоролика или кинофильма.
Рассмотрим подробнее метод расчёта сметы с рабочими сменами специалистов. Стоимость смены — это весьма субъективная цифра. Её определяет продюсер или же сам специалист. Разумеется, цена смены зависит от опыта специалиста, а также от того насколько он востребован на рынке и, грубо говоря, сколько поэтому хочет получить за одну рабочую смену.
И тут возникат логичный вопрос: а как заранее определить количество смен, которое потребуется для реализации проекта?
На самом деле, умение определить это число точно приходит только с опытом. И именно благодаря такому мастерству вычислять, сколько требуется смен на проведение съемок и последующего монтажа, формируется 70% стоимости видеоролика.
Теперь рассмотрим порядок составления списка оборудования, которое потребуется на съёмочной площадке. Конечно, количество и качество приборов зависит от бюджета и типа видеоролика. Обычно для более простых видеороликов, используется стандартный набор съемочного и осветительного оборудования. Такие видеоролики не несут за собой трудоёмких задач по съемке, например, сложных ракурсов, длинных проходок или больших дополнительных источников света.
Для подобных проектов в нашем продакшне уже есть заранее составленные коммерческие предложения, поэтому если клиент отправит запрос на такой продукт, то он очень быстро получит информацию о ценах.
Вы, наверное, сейчас задались вопросом - а как же они определяют уровень видеоролика. На самом деле всё просто. Обычно нам достаточно увидеть заполненный бриф и видеоролики, которые клиенты присылают в качестве референсов. Наличие референсов немаловажно, так как подобранные заказчиком примеры дают четкое представление о его предпочтениях. И, конечно, мы ориентируемся на цель создания ролика, а также где он будет демонстрироваться и публиковаться.
А сейчас поговорим о самом интересном. А именно - о составлении коммерческого предложения для сложных постановочных видеороликов.
Самый простой вариант развития событий, когда клиент знает рамки своего бюджета, а мы, уже ориентируясь на конкретную цифру, стараемся подобрать подходящую технику и необходимые услуги так, чтобы найти наилучшее соотношение цены и качества. Всё это делается для того, чтобы продукт получился максимально привлекательным.
Теперь снова вернёмся к теме единого прайса и ценообразования.
Сложный и самый распространенный вариант - когда поступает запрос от заказчика, знающего только сам «объект», который ему необходимо снять. Под «объектом» мы подразумеваем: завод, предприятие, услугу, товар и т.д. Иными словами, клиент знает только то, о чем будет видеоролик. Чтобы помочь заказчику определиться с видом ролика, нашей компанией была разработана система «концепций». Для этого мы подписываем договор на создание концепций, и приступаем к их разработке. В каждой концепции указывается своя оригинальная идея, подача, стиль, характер, посыл видеоролика, и даже предложения по цветовой гамме. Концепции формируются с учетом задач ролика и целевой аудитории «объекта». В результате клиент получает несколько версий о том, как может выглядеть их будущий ролик. В одной версии может рассматриваться метод нейтрализации какой-то определённой боли клиента, в другой – о решении иной проблемы. Предоставленные концепции можно презентовать дирекции или отделу маркетинга, чтобы уже коллегиально выбрать наиболее подходящий вариант и приступить в дальнейшей работе. Благодаря этой системе, в конечном счете, мы понимаем, какое направление и стиль видеоролика предпочтителен для клиента.
Далее после выбора одной из концепций мы начинаем формировать смету. Продюсер, оператор-постановщик и режиссер изучают концепцию и анализируют что необходимо для реализации проекта - какое потребуется оборудование, каких специалистов нужно привлечь, какие локации найти и т.д. Если они пришли к выводу, что данный видеоролик необходимо снимать на RED или ARRI, то сразу становится ясно, что для обеспечения работоспособности этих камер, потребуются дополнительные специалисты, то есть техник и инженер и т.д.
Также надо понимать, что нет никакого смысла снимать видео на такие камеры, если не брать к ним необходимое световое оборудование. Следовательно и для работы с этим оборудованием, требуется еще больше специалистов.
Также не стоит забывать, что все мы люди и всем надо кушать. Стоимость обедов рассчитывается по порциям на человека. Говоря простым языком, в нашей сфере одно всегда тянет другое.
Теперь рассмотрим отдельные пункты нашей сметы, по котором у людей часто возникают вопросы. Это пункты «продюсирование/режиссура», которые занимают 10%-20%, а бывает и 30% от стоимости проекта. Часто спрашивают что в него входит, и полагают, что это просто наценка продакшена. Ответы на самом деле просты. Режиссер и продюсер проекта, это люди, которые ведут проект с самого начала и до сдачи клиенту. Рассмотрим обязанности режиссёра. Всем всегда понятно, что режиссер руководит актерами и оператором-постановщиком на съемочной площадке, и следит, чтобы отснятый материал соответствовал исходному видению этого видеоролика. Но никто даже не понимает, что режиссер ещё выполняет огромную работу до и после съемок. До съемок, в период «предпродакшн», он следит за написанием сценария и вносит туда свои коррективы, обсуждает и придумывает с оператором-постановщиком, как снять ту или иную сцену. Все это делается заранее до съемок. Потом, после съемок, тоже, кажется, непонятно чем режиссёр может заниматься. Ведь вроде все сняли и дальше работа с отснятым материалом - это уже проблемы режиссера монтажа. Это тоже ошибочное мнение, так как после съемок режиссер находится во взаимосвязи с режиссером монтажа, отсматривает предварительные версии, дубли и т.д.
И его работа не заканчивается вплоть до момента передачи финальной версии клиенту. Теперь рассмотрим работу продюсера до и после съемок. До съемок, на этапе «предпродакшен», он ведет все переговоры с клиентом, собирает съемочную команду, занимается распределением бюджета, поиском локаций и т.д. После съемок, в период «постпродакшн», продюсер контролирует сроки сдачи произведения, и также продолжает общение с клиентом, отвечая при этом за весь документооборот между подрядчиком и заказчиком. Вместе с тем к этому пункту относятся, все бухгалтерские и юридические расходы, а также работа курьера. Думаю, этой информации достаточно для понимания причины существования этого пункта, и почему такая работа стоит денег.
Конечно, над воплощением проекта в жизнь трудится целый продакшн, и весь штат вовлечён в этот круговорот. Менеджер по продажам обсуждает с клиентом все нюансы, которые требуется учесть, продюсер всё время находится на связи с заказчиком, чтобы всё грамотно организовать. Маркетолог работает со сценаристом и режиссёром над идеей. Режиссёр и его помощники следят, чтобы не было упущено никакой важной детали, бухгалтер занимается закрывающими документами, а курьер возит документы. И всё это делается для того, чтобы вы могли спокойно насладиться чашечкой кофе в нашем уютном офисе.
В своей статье я не стал углубляться в тему о видах оборудования, так как это статья не о том, на что снимается ролик, а о том, как формируется его стоимость и от чего она зависит. Надеюсь, что моя статья будет полезна, как заказчикам, так, может быть, и другим продакшнам.
Авторский видеоконтент.
В сотрудничестве с видеостудиями CMCproduction & SmartREC
https://www.youtube.com/c/ViolettaWennman
https://ok.ru/shipshard1
https://vk.com/shipshardvk
https://www.pinterest.ca/omegagirs/
https://dzen.ru/shipshard
Сон на крещение.
КРАТКО о создании РПЦ, Подменах и Национальной идее.
Единое Целое.
Наверное, единственная правильная книга про фотографию от фотографа, критика, педагога, исследователя фотографии Александра Лапина "Фотография как" - это бесценный учебник для начинающих и профессионалов, золотой фонд вашей библиотеки
Книга для настоящего фотографа от Александра Лапина «Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом» представляет читателю исследования автора в области психологии зрительного восприятия плоского изображения – картины, рисунка или фотографии.
Искусство и все, что с ним связано, - всегда тайна. Найти определение композиции ничуть не легче, чем определить, что такое Истина, Любовь, Добро или Зло.
Все книги гениального фотографа Александра Лапина