За последние пару лет стоимость новых автомобилей выросла настолько сильно, что многие наши соотечественники уже и думать перестали о приобретении нового автомобиля. Да что там говорить про новые автомобили, когда даже вторичный рынок смог удивить многих людей. Если ранее какой-нибудь Hyundai Solaris или Kia Rio года 2016 можно было купить за 600-700 тысяч рублей, то сегодня хорошие варианты продают по 1,2-1,3 млн рублей. То есть цены на некоторые автомобили выросли в два, а то и в более раз.
С новыми автомобилями происходят не менее интересные события. Купить сегодня что-то не китайское из автомобилей с официальной гарантией, просто нереально. А если и реально, то после ознакомления с их стоимостью, все желание отбивает на раз. Например, недавно вернувшиеся на рынок корейские автомобили Kia Rio, Hyundai Solaris и Creta.
Да, эти автомобили когда-то были очень популярны у нас, так как стоили они не так дорого, да и конкурентов у них, по сути, не было. Что же мы имеем сегодня? Все эти автомобили под маркой Solaris сегодня стоят каких-то невменяемых денег. Оба седана стоят в районе 2 миллионов рублей, не в самых дорогих версиях. А кроссовер Hyundai Creta или Solaris HC стоит и того дороже и цена может без проблем достигать отметки в 3 миллиона рублей.
Нужны ли нам такие автомобили? Да вряд ли, так как за свою стоимость они не смогут предложить нам ничего нового, все те же простые, но надежные автомобили в довольно простых комплектациях. А что же купить кроме них?
Тут есть куда разгуляться, ведь сегодня на рынке полно китайских автомобилей, которые за 2 миллиона рублей будут оснащены в разы лучше. Тут вам и адаптивный круиз-контроль, полный зимний пакет, турбированные моторы, различные ассистенты и помощники для водителя. В общем, все то, что в корейских автомобилях за 2-3 миллиона рублей вы никогда не увидите.
Так а за что тогда платить? По всей вероятности, просто за марку, ведь корейцы уже успели сделать себе имя у нас, как когда-то это сделала Toyota. Плюс ко всему, даже сегодня дилеры Hyundai и Kia, которым уже привезли новые автомобили, продолжают делать огромные наценки на эти автомобили. Годы идут, а ситуация не меняется ни на грамм.
Хорошо, есть китайцы, корейцы в небольшом количестве, а что же еще? Конечно, наша Лада, правда, и эти товарищи в последнее время зазнались настолько сильно, что Lada Vesta в самой дорогой комплектации с вариатором сегодня стоит уже за 2 миллиона рублей. Вы когда-нибудь могли о таком подумать? Еще не так давно Vesta стоила около 800 тысяч рублей, но те времена уже утекли и, к большому сожалению, их не вернуть. Вот куда нужно было вкладываться в свое время, а не в эти ваши биткоины.
Кроме того, у главы АвтоВАЗа Максима Соколова не так давно случился новый информационный прорыв. Топ-менеджер Лады с завидной регулярностью появляется в различных новостных сводках. Но буквально на днях он смог просто всколыхнуть все новостные издания своим заявлением.
Как многие уже знают, в последние дни активно начали обсуждать новое повышение утилизационного сбора. Если не уходить в дебри, то предложение выдвинул наш Максим Соколов, посчитав, что необходимо обуздать китайских производителей автомобилей. Они посягнули на святое, набравшись наглости, влезть на поле АвтоВАЗа. Из-за своих скидок, некоторые китайские автомобили очень сильно потеряли в цене, тем самым их стоимость приблизилась к цене нашей Весты или даже стала даже ниже.
Например, не так давно в продаже появилась новая комплектация кроссовера Omoda C5, которая стоит от 2 миллионов рублей. Седан Omoda S5 со скидками можно купить за 1,69 млн рублей. Кроссовер Chery Tiggo 4 Pro со всеми скидками в базовой версии стоит от 1,69 млн рублей. Седан Kaiyi E5 можно купить от 1,7 млн рублей, а кроссоверы Kaiyi X3 и X3 Pro стоят от 1,8 и 2 млн рублей соответственно. А Москвич 3 в базовом сегодня отдают за 1,59 млн рублей.
То есть все эти автомобили со всеми скидками стоят, как не самая дорогая Lada Vesta NG. Да даже самая дорогая Vesta от более простых будет фактически отличаться только наличием цифровой приборной панели и наличием большого экрана мультимедийной системы. Но даже подобные базовые комплектации китайских автомобилей будут намного лучше оснащены, чем самая дорогая Lada Vesta.
Предвидя надвигающуюся угрозу, глава АвтоВАЗа предложил повысить утилизационный сбор до 1 миллиона рублей. Из доводов к этому он привел:
- деньги в больших объёмах утекают из России;
- китайцы не хотят развивать у нас свое производство, поэтому нужно их направить в нужно русло.
Правда, Соколов призвал повышать его не так резко, а постепенно. Так, в этом году было предложено повысить его на 250 тысяч рублей, то есть с уже имеющихся 300 тысяч до 550 тысяч рублей. К 2026 году поднять его до 660 тысяч рублей, ну а к 2029 году довести его до 1 миллиона рублей.
Также Соколов пригрозил тем, что если не остановить китайских производителей, то отечественные производители будут вынуждены снизить производство на 50 процентов. Правда, почему Соколов пришел к такому выводу вообще непонятно, так как АвтоВАЗ продает свои автомобили в очень больших количествах, примерно по 50 тысяч автомобилей в месяц. В прошлом месяце был установлен новый рекорд продаж, а в апреле он уже может быть побит. Поэтому китайцы Ладе особо не угрожают, так как те люди, кто выбирает к покупке Гранту за 1 миллион, вряд ли побежит покупать китайский автомобиль за 2 миллиона.
А что народу может предложить Лада? Но далеко не все люди восприняли это предложение Соколова адекватно. Так, депутат Госдумы и глава партии "Справедливая Россия" Сергей Миронов. Он крайне жестко прошелся по АвтоВАЗу, критикуя подобные предложения со стороны главы АвтоВАЗа:
А что покупателям предлагает взамен ведущий отечественный производитель, в который со времен кризиса 2008 года вбухали сотни миллиардов рублей? Он предлагает новую отзывную кампанию сразу на несколько моделей.
Но и это еще не все, что высказал Миронов в сторону нашего автомобильного предприятия:
Прежде, чем предлагать повышение ставки утилизационного сбора до заградительного уровня, АВТОВАЗу следует озаботиться тем, чтобы автомобили LADA научились быть конкурентоспособными и не разваливались вскоре после покупки. Несмотря на десятилетия сотрудничества с ведущими иностранными производителями, в России так и не смогли наладить выпуск надежного и комфортного народного автомобиля. И это в стране, которая является лидером в области высоких технологий! Ясно, что нам не хватает мозгов в системе управления отраслью.
В целом, со словами Миронова тяжело не согласиться, ведь сколько лет АвтоВАЗ был под крылом французской компании Renault, но так ни одного конкурентного автомобиля выпущено не было. Исключением можно считать Весту, она и правда получилась довольно неплохой. Но что с ней сделали на АвтоВАЗе в 2023 году? Сначала потратили 1 миллиард рублей на переезд сборочной линии из Ижевска в Тольятти.
И что мы получили в итоге? Крайне сырой автомобиль, от которого многие люди до сих пор плюются. То она не запускается, то зажигание не выключишь, пока не скинешь клеммы с аккумулятора, и еще куча проблем, которые до сих пор не решены.
Сергей Миронов призвал государство не идти на поводу АвтоВАЗа, а решать проблему другими путями:
Призываю Правительство не идти на поводу у топ-менеджеров, которые пытаются решить свои проблемы за счет граждан. Нужно принять взвешенное решение по поддержке отечественной автомобильной отрасли с гарантированным результатом. Иначе рано или поздно продукцию АВТОВАЗа можно будет использовать только для утилизации, оплачивать которую обяжут покупателей.
Что будет, если подобный утилизационный сбор примут?
Во-первых, неминуемо весь наш автомобильный рынок рухнет. Ну не будут люди покупать новые автомобили, к которым просто прибавят 1 миллион рублей за мифическую утилизацию. Во-вторых, из-за падения продаж многие китайские марки просто решат уйти от нас, так как расходы будут несопоставимы с доходами.
В таком случае тысячи дилерских центров или закроются, или перейдут на продажу наших автомобилей. А купить среди новых автомобилей у нас можно будет только нашу Ладу. Но если честно, перспектива не из лучших. Ведь повышение утилизационного сбора неминуемо затронет и наши автомобили, чтобы там не говорил месьё Соколов.
Поэтому нам остается только надеяться, что подобных людей в Госдуме будет больше, которые все-таки смогут донести до самого государства, что идея с повышением утилизационного сбора настолько сильно, приведет нас к неминуемому краху всего нашего автомобильного рынка.
Вероятней всего, утилизационный сбор уже в этом году все равно поднимут, но насколько сильно, уже совсем скоро мы точно об этом узнаем.