Найти в Дзене
Русский Колоколъ

"Харрикейны" над Мурманском: как британцы сражались в небе русского севера

Похороны британского летчика 151-го авиакрыла Королевских ВВС флайт-сержанта Нормана Смита в Ваенге. Сослуживцы опускают гроб с его телом, справа виден почетный караул из моряков советского Северного флота (Источник фото waralbum.ru)
Похороны британского летчика 151-го авиакрыла Королевских ВВС флайт-сержанта Нормана Смита в Ваенге. Сослуживцы опускают гроб с его телом, справа виден почетный караул из моряков советского Северного флота (Источник фото waralbum.ru)

Еще одна малоизвестная страница Великой Отечественной войны.

Игорь ЕФРЕМОВ.

Русские никогда не отличались неблагодарностью, и не стоит портить хорошую традицию. Давайте вспомним добрым словом союзников, которые, при всех оговорках, сражались с нацизмом плечом к плечу с нашими дедами — в том числе и в советском небе.

Хорошо известно о французской истребительной эскадрилье «Нормандия» (позже — истребительный полк «Нормандия-Неман») в составе советских ВВС. Но еще раньше, осенью 1941 года, английское авиакрыло приняло участие в воздушной войне на Кольском полуострове.

Началось все с того, что Сталин обратился к премьер-министру Черчиллю с просьбой помочь в битве с немцами. Одной из форм помощи стало направление в СССР боевых самолетов, а также целого авиакрыла в составе двух эскадрилий.

Из личного послания от премьер-министра Черчилля Сталину от 30.08.1941:

«...Наши две эскадрильи в составе 40 «Харрикейнов» должны прибыть в Мурманск около 6 сентября...».

И вот в ночь с 31 августа на 1 сентября 1941 года первые 15 истребителей Hurricane IIB вместе с личным составом 151-го авиакрыла Королевских ВВС Великобритании, сформированного в июле 1941 года для участия в операции «Бенедикт» в Советском Заполярье, прибыли в Архангельск на кораблях арктического конвоя «Дервиш». Они стали первыми из почти трех тысяч «Харрикейнов», поставленных Советскому Союзу из Великобритании, так и первыми союзными самолетами, поставленными в Советский Союз в годы войны вообще.

151-м крылом Королевских ВВС (81-я и 134-я истребительные эскадрильи) командовал полковник авиации, новозеландец по происхождению, Генри Невилл Гинес Рэмсботтом-Ишервуд. Всего осенью 1941 года в Советском Заполярье сражались до 40 британских пилотов и около 500 служащих технического персонала.

На снимке - командир 151-го авиакрыла полковник авиации Генри Невилл Гинес Рэмсботтом-Ишервуд был одним из немногих иностранных граждан, награжденных в годы Великой Отечественной войны орденом Ленина. Этой награды летчик был удостоен за мужество в боях с немецкими асами в небе Заполярья и при охране союзных конвоев, доставлявших в СССР оружие, технику и другое ценное имущество, поставляемое по ленд-лизу. Орден он получил из рук посла СССР в Великобритании Ивана Михайловича Майского в 1942 году в здании посольства СССР в Лондоне. Говорят, что в 2009 году этот орден продали на аукционе Sotheby's  за 46 000 фунтов стерлингов.(Источник фото waralbum.ru).
На снимке - командир 151-го авиакрыла полковник авиации Генри Невилл Гинес Рэмсботтом-Ишервуд был одним из немногих иностранных граждан, награжденных в годы Великой Отечественной войны орденом Ленина. Этой награды летчик был удостоен за мужество в боях с немецкими асами в небе Заполярья и при охране союзных конвоев, доставлявших в СССР оружие, технику и другое ценное имущество, поставляемое по ленд-лизу. Орден он получил из рук посла СССР в Великобритании Ивана Михайловича Майского в 1942 году в здании посольства СССР в Лондоне. Говорят, что в 2009 году этот орден продали на аукционе Sotheby's за 46 000 фунтов стерлингов.(Источник фото waralbum.ru).

7 сентября первая группа английских самолётов перелетела на аэродром Ваенга (сейчас - Североморск), а 11 сентября состоялся первый боевой вылет. И уже на следующий день, 12 сентября, британские летчики одержали первые победы в небе Мурманской области, сбив два «Мессершмита» Bf 109 и разведывательный самолет «Хеншель» Hs-126. В этот же день крыло понесло и первые потери. Вместе с самолетом погиб 19-летний пилот Норман Смит.

Отметим, что участие в воздушных боях против немецких и финских ВВС во время прикрытия аэродрома базирования и при сопровождении советских бомбардировщиков было не основной задачей для 151-го крыла. В рамках советско-британского военного сотрудничества они должны были учить советских наземных специалистов собирать и обслуживать самолеты, а летчиков — успешно пилотировать их.

Англичане воевали в Советском Заполярье чуть больше месяца. С 13 по 18 октября они передали все самолёты своего авиакрыла ВВС Северного флота и вернулись на родину. За время участия в боевых действиях в Советском Заполярье британцы сбили 16 самолетов противника: 13 истребителей Bf 109, один разведчик Hs-126 и два бомбардировщика Ju-88.

На кладбище в Североморске сегодня захоронены трое англичан, воевавших в Советском Заполярье осенью 1941 года. Это 25-летний летчик, флайт-сержант Н.Х. Смит, (погиб 12 сентября 1941 г.), 21-летний авиационный механик 2 класса Г. Томас и  19-летний авиационный механик 1 класса Дж. Ридли (оба погибли или умерли 27 сентября 1941 г.).

На этом снимке командующий ВВС Северного флота генерал-майор Александр Алексеевич Кузнецов (слева) дает прикурить командиру 151-го британского авиакрыла полковнику Генри Рэмсботтому-Ишервуду.
На этом снимке командующий ВВС Северного флота генерал-майор Александр Алексеевич Кузнецов (слева) дает прикурить командиру 151-го британского авиакрыла полковнику Генри Рэмсботтому-Ишервуду.

К началу войны генерал-майору авиации,  командующему ВВС Северного флота Александру Кузнецову — 37 лет. В войну Кузнецов совершил 70 боевых вылетов. С 1943 года переведен служить в авиацию Тихокеанского флота. После войны - начальник Главного управления Севморпути при Совете министров СССР. Кавалер трех орденов Ленина, четырех орденов Красного Знамени, множества медалей, награжденный именным оружием, Кузнецов в 1949 году за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга был удостоен звания Героя Советского Союза.

Британские «Харрикейны» - уже с красными звездами Советских ВВС на крыльях и фюзеляжах— воевали на всех фронтах Великой Отечественной. В 1999 году в поселке Ревда Мурманской области была поднята из болота, реставрирована и поставлена на постамент одна из машин «Харрикейн» - единственная в России. На памятнике имеется табличка с надписью "Боевому братству народов в борьбе с фашизмом во II мировой войне и в память о лётчиках, не вернувшихся с боевых заданий и навеки оставшихся в болотах, горах, озёрах и тундре севера".

А на этом снимке молодые летчики 151-го авиакрыла британских королевских ВВС играют в футбол на фоне истребителя «Харрикейн» на аэродроме Ваенга. Фото военного корреспондента Евгения Халдея.
А на этом снимке молодые летчики 151-го авиакрыла британских королевских ВВС играют в футбол на фоне истребителя «Харрикейн» на аэродроме Ваенга. Фото военного корреспондента Евгения Халдея.