Если бы не ютуб-ролик горячо любимой «Цифровой истории», я бы и знать не знал, что в феврале этого года вышел отечественный телесериал под броским названием «ГДР». Пришлось смотреть.
Ну да, аббревиатура сериала в этом самом смысле – «Германская демократическая республика». И географически там дело происходит, и политически. 1989 год, «осень Европы», берлинская стена падает и погребает под своими обломками и восточных немцев, и Варшавский договор, и СССР…
Сериал позиционируется как «шпионская драма». На фоне глобальных событий, на фоне передела миропорядка, на фоне крушения «Восточного блока», шпионы играют в свои частные шпионские игры. ОК.
Понятное дело, зрителю не интересно смотреть на настоящих шпионов, эдаких книжных червей, копошащихся в бумажках, не выходящих из своих уютных кабинетов, которые через какие-то там пятые-десятые колена, через вполне легальных дипломатов, вторых помощников секретарей атташе по сантехническим вопросам, вербуют каких-то туземных людишек, которые за мзду малую сливают ошмётки якобы секретной информации.
Нет, нормальному зрителю подавай вечномолодого Тома Круза, телепортирующегося по ночной Праге и висящего на подтяжках, или ушастика Дэниэла Крэйга, разъезжающего по Карловым Варам словно по Монтенегро. Ещё для нормального зрителя есть Ащьф Лштшфум, в смысле Foma Kiniaev, он тоже ничего так себе, сойдёт.
На беготню, мордобой и пострелушки смотреть однозначно веселей, чем на унылое перебирание бумажек. И такой киноподход, конечно, правильный. Если он хорошо реализован.
В этом сериале тоже пошли по такому пути. И по шаблонам.
Главный герой – красавец мужчина, способный в каких-нибудь шпионских «Агентах А.Н.К.Л.» сыграть и нашенского Илью Курякина, и ихневского Наполеона Соло. У него на подтанцовках дуболом-с-чугунными-кулаками и рыхлый-с-техническими-прибамбасами, плюс навязанный начальством молодой-да-ранний. Это всё по киноканону.
У героя есть жена (и не просто жена, а супер-пупер аналитик в той же Конторе), и друг-коллега, который к оной жене неровно дышит, чем вызывает приступы немотивированной ревности, переходящие в супружескую измену. Это тоже по шаблону.
Не менее шаблонны коллеги по опасному бизнесу, как с нашей стороны – агенты Штази – так и с противоположной – агенты ЦРУ.
Наши кагебешники умны и отважны, американские цэрэушники мерзки и коварны, немцы… ну, немцы они и есть немцы. Стандартный стандарт, тут вопросов нет, «неоднозначными» трактовками зритель уже накушался. Из стандартных кубиков вполне можно построить нечто нестандартное и интересное, если уметь. Но сумели ли создатели сериала?
Нет.
Извините, убил интригу.
Впрочем, как и создатели сериала. Сценарные ходы просчитываются на раз, кто там предатель, кто засланный казачок, а кто весь в белом пальто очевидно чуть не с первой серии. С третьей – так точно. Собственно, первые две серии ещё можно как-то смотреть, а потом фейспалмами можно лоб расшибить. (Разве что скажем спасибо пасибо за сериального Дина Рида и Гойко Митича, ещё не забыли об их существовании).
Казалось бы, такая благодатная тема. Пусть завязка стандартная до зубовного скрежета – какой-то там архив, какой-то там список агентов, который какая-то отставная шишка Штази где-то там схоронила, и теперь за ним, списком, охотятся и КГБ, и ЦРУ, и сами восточные немцы. Но главное – какой антураж, какая обстановка, какое время. Осень восемьдесят девятого, Берлин, стена, объединение Германии, Горбачёв, Хонеккер, Коль, Буш-здорового-человека! Такой задел, такие возможности. Скандалы, интриги, расследования! Борьба разведок на излёте прежнего миропорядка. Вступительные титры по-модному прекрасны и обещают многое. Но… Но, все полимеры бездарно прос… просвищены.
«Шпионские страсти» для уставших домохозяек.
Извините, не хочу никого обидеть, но по содержанию сериала именно такое впечатление сложилось.
Что наши отважные разведчики, что их подлые шпионы, ведут себя словно на детском (точнее – недетском) утреннике. Что хочу, то и ворочу, руководствуюсь эмоциями, а не разумом, любовь, дружба, нравится, не нравится, буду, не буду… Где холодный безжалостный разум, трезвый расчёт, просчитанные интриги, многоходовочки? Где долг и служба Родине в конце концов? А нет этого. Агенты абсолютно неуправляемы, кладут болт на приказы начальства, творят лютую дичь, руководствуются не умом, а чувствами (а то и гормонами) и выглядят натуральной иллюстрацией к фразе «малолетние дебилы». Хотя, вроде бы, они многолетние и при хороших погонах.
Ей-богу, персонажи (не актёры) вызывают откровенную неприязнь. Почти все. Очень быстро они становятся просто противны. Особенно главный герой, его жена и его немецкая любовница. (Сорри за спойлер, но к этому шло с первых кадров первой серии).
Про логику происходящего вообще лучше не вспоминать. Не зря я «домохозяйские ситкомы» поминал. Казалось бы, тут всего четырнадцать серий, а на экране такая бестолковая «сантабарбара».
Про достоверность с аутентичностью тоже лучше не думать. И это я даже не про нелогичное, бестолковое и недостоверное поведение агентов, апро элементарную «материальную культуру». Такая боль…
Восточный, блин, Берлин. Спасибо, я от души поностальгировал и вспомнил молодость, посмотрев на многочисленные «Запорожцы», «Жигулёнки» и «Рафики». Но не увидел ни одного «Трабанта»! Ещё одно спасибо – за Выборг в роли Берлина. Его сложно не узнать. И спасибо за Калининград-Кёнигсберг в той же роли, теперь я ещё больше хочу туда добраться.
Ну и отдельное спасибо создателям сериала, в котором все роли играют российские актёры, за то, что персонажи постоянно говорят по-немецки, и их постоянно переводят наложенным перекрывающим одноголосым дубляжом. Зачем? Скрываете наложенным дубляжём неумение ваших актёров играть?
Удивительным образом во всём сериале реальное сочувствие и сопереживание вызывает единственный персонаж – косящий под Машкова (или Высоцкого-Жеглова), весь в кожаном плаще, немец-подполковник-Штази в исполнении Евгения Харитонова. Да и вообще, в сериале немцы и немки из Штази приятнее, чем русские из КГБ. Вот как так у вас получилось?
А теперь о хорошем.
Главное и единственное светлое пятно в сериале – сценки с Мишей и Раей.
Вот их бы отдельно выбрать, склеить воедино – и смотреть. Это единственное, что достойно внимания в сериале. Причём, если остальную часть сериала я, по школьной шкале, оценил бы в 1-2 балла, эпизоды с Михал-Сергеичем, Раис-Максимовной, Шеварднадзе, Яковлевым и прочими я котирую на все 5 с плюсом. Вот это сделано как должно быть, как надо. От души.
Остальное – не смотреть.