Найти в Дзене

Смута, стоит ли играть? Честный обзор

Привет, камрады. Долго ждал я сей шедевр и вот наконец-таки дождался. Поиграл, отложил до лучших времён, делюсь впечатлениями.

Честно сказать, меня бесят те, кто говорят "ой, ой, кому не нравится, тот иностранный агент", пафос разработчиков - это уже сильно отталкивает, но, постараюсь быть максимально объективен.

Собственно, что именно заставляет в неё играть? Конечно же необычный русский сеттинг! Да, меня честно задолбали уже гей-эльфы-ниггеры из западных игр. А тут всё наше, родное, русское, историчное. И да, это однозначно вызывает интерес именно к этой игре, несмотря на все недостатки.

Начну, пожалуй, с графики. Она просто великолепна. Кинематографическая картинка, красивая игра света и тени, Unreal Engine рулит. Храмы, крепости выглядят грандиозно и масштабно. Прямо вот хочется всё рассмотреть поближе.

-2

Лица в персонажей в кат сценах выглядят как в кино.

-3

И тут же ложечка дёгтя - игра настолько некстдженовская, что подтормаживает даже на RTX 3060. Ребят, вы серьёзно? Ради Смуты брать новый комп?

-4

Движения в игре какие-то немного каличные и кривоватые, ноги главного героя проваливаются в текстуру периодически. Когда подходишь к стене герой идёт на месте вместо того, чтобы остановиться. Пролезть под забор или перелезть через него нельзя герой тупо будет идти на месте. Порой герой встречает невидимые препятствия. Какого, я не могу пройти, хотя визуально пройти легко?

Мир игры к сожалению, статичен и неподвижен, как экспонаты в музее, ни с чем нельзя взаимодействовать. Но всё равно, красиво.

Сюжет. В целом, интересный судя по началу. Игра переносит нас во времена смутного времени, главный герой игры боярин Юрий Милославский. Сюжет основан на романе Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Здесь и захват власти поляками и Минин и Пожарский, в общем, интересный и необычный игровой мир. Насколько сюжет близок к книге - судить не берусь, т.к. не читал, к сожалению, но, в целом очень интересно.

Геймплей. Тут, скажу сразу - игра категории Б. Кто-то там кичится, что это игра - убийца ведьмака, но нет, до Ведьмака ей как до Китая. Сравнима она с играми от Spiders и др. играми категории Б.

Боевка. "В ведьмаке ужасная боевка. У нас такой точно не будет (с) Копцев". Ну, да действительно, не будет такой боёвки, как в Ведьмаке, а будет кривая деревянная механика.

-5

Игра в этом плане сравнима с игрой "Русы против ящеров". Но тут, что называется, на коленках из гoвнa и палок и чисто поyгaрaть сделали игру, здесь же, в Смуте, на серьёзных щах всё преподносится и бюджет нормальный.

-6

Диалоги. К сожалению, они порой бывают скучные, нет никакого выбора. Текст диалогов во многих местах весьма посредственный, а иногда - сплошной кринж и пропаганда, та же речь Пожарского о том, что он всё продаст в том числе своих жён(!) выглядит кринжово, или вот, посмотрите, рука-лицо, полюбуйтесь сами.

Вообще, глупый стереотип о так называемой гей-ропе появился с нулевых годов и культивируется российской пропагандой. Но зачем вставлять такое в игру? Испанский стыд. Гомофобная пропаганда, являющаяся просто дичайшим анахронизмом. Да и манера речи какая-то слишком современная с эдаким закосом на лубочность. "Игра актёров" просто ужас. Мало того, что топорная мимика, совершенно не соответствующая крутой киношной графике, так ещё и озвучка диалогов делалась хуже, чем любительская. В Киберпанке нейросеть и та лучше озвучила в некоторых местах. Не хватает эмоций что ли, живости...

Экономика, торговля. Её не завезли сюда. То есть мы живём при коммунизме! Ура, товарищи! Долой торгaшeй! Долой бугжуазию))))) А на деле "денег нет, но вы держитесь". Action RPG без экономики, денег, рынков, шмотья, припасов, крафта и др. Вы серьёзно? А это точно не демка, где попросту это ещё не прописали потому что не прописали? Про ролевую систему я наверное промолчу... Насколько я понимаю, она скорее декоративна.

Задания. Скажу честно, далеко не прошёл, но задания в игре исключительно такие: иди сюда, а теперь иди отсюда, поговори, принеси, подай, дай кому-то в репу, прокрадись, при этом непроработанный кривой стелс. Линия сюжета - сплошная линейка, где нет особого выбора, или же есть псевдовыбор, который ну никак не влияет на дальнейшую судьбу игрока и игрового мира. Побочных квестов особо нет. Да и в городе не с кем особо взаимодействовать. Нет как таковой интерактивности. В этом плане игра похожа на Готику-4.

-7
-8

Но в отличие от скучной Готики здесь хотя бы есть не плохие киношные кат-сцены, что говорит нам о том, что изначально замашка была хорошая, но не хватило чего-то там.

Сеттинг истории, смуты и прочее - богатая тема для составления отличного сюжета. Здесь можно добавить и ушлых купцов, и рвущихся к власти местных бояр и простых крестьян, которые страдают от нападения ляхов и разбойников и междоусобицы и выборов массу вставить, и да, можно запилить отличный сюжет, изучив историю внимательно, придумать и дать отсылку на события, а можно и не изучать - самому придумать колоритных персонажей, но каждая отсылка к историческим моментам придавала бы игре шарм. Раз ролевая игра, значит вставить разные фракции, бояре разные и др. Задача - создать ополчение под знамёнами тех же Минина и Пожарского - отличная идея для сюжета. Но надо её красиво реализовать. Главный герой должен пытаться найти подход к определенным боярам, тут ему понадобится или сила, или дипломатия, или что-то ещё. Жестокий выбор, помогая одной фракции становишься врагом другой.... Помогая простым людям становишься врагом бояр и наоборот. И нужные решения влияли бы на судьбу. В общем - очень богатая почва для того, чтобы реально запилить качественную игру. Но, увы, линейка, и никаких активных действий или ощущения влияния и вовлечённости в события.

Ну и аномалии, баги и лаги - отдельная тема. Сохраняться чаще. А я человек, который дорожит своими нервишками, потому подожду-ка я патчей и обновлений.

Причина багов очевидна. Авторы замахнулись на жанр Action RPG, а это достаточно сложный игровой жанр, в котором у российских разработчиков опыта с гулькин нос. Здесь надо проработать и боёвку, и ролевой процесс и диалоги и баланс и другие моменты.

Возможно, авторам следовало бы под копирку взять какую-нибудь качественную западную игру и, добавив русскости, завуалировать эти моменты и минимум своего. Ну вышла бы Assassin's Creed смутное время... Всё лучше, чем это. Да и движок Unreal Engine я лично не видел, чтобы кто-то использовал под Action RPG. Ни одной годной игры я не знаю. Если вы знаете - напишите в комментариях. Нашим пришлось идти по целине, писав, что называется, с нуля многие моменты.

Ну, собственно, получил я то, что и ожидал - сырая игра, это факт. Недоделанная и сильно урезанная от изначальной задумки. Многие игры в раннем доступе были более играбельны - тоже факт. Всё из-за сроков и других капризов издателей, т.к. игра спонсировалась госбюджетом. Стоит пока не портить себе нервы, а подождать, когда игру допилят. Многие игры были неиграбельны на момент выхода. Да тот же легендарный Сталкер чего стоил на момент релиза. Кто помнит?

С другой стороны, раз не можешь с...ть, не мучай ж...у. Можно было бы убрать все недоделанные элементы РПГ, которые рассчитаны на игры большего масштаба, оставив лишь часть, допилить очень качественно боёвку, проработать физику, механику и др. и сделать эдакую экшн-адвенчурку с элементами RPG - интерактивное кино с боями. Но миру, однозначно надо придать какую-то интерактивность, добавив хотя бы обучалку истории что ли, которая даёт какие-то бонусы. Чем больше ты узнал о мире, тем больше будет возможностей для прокачки, ну или какие-то загадки и мини-квесты и мини-игры. Я даже не знаю.

Вывод. Скажу честно, если отбросить графику, русский сеттинг, то игра не то чтобы категории Б, а вообще не заслуживает внимания. Но! Сеттинг решает! Именно то что игра про Россию, про нашу родную историю и вызывает к ней интерес по сравнению с западными играми с более интересным геймплеем, но скучным и банальным сеттингом. В игру стоит обязательно поиграть, когда доведут до ума, но это, однозначно, не сейчас. Сейчас перед нами сырой Early Access, который почему-то пытаются протолкнуть за полноценный релиз. Релиз в таком виде это просто преступление, я считаю так. А так, исправить текст кринжовых диалогов, подправить баги, оптимизировать, а может, как я сказал выше, сделать экшн-адвенчурку с элементами RPG - получится вполне себе не плохая игра категории Б, хотя бы уровня Spiders, в которую интересно будет поиграть. Вопрос в том, получится ли?

Ну и разберемся почему всё так.

1. В России не было создано ни одной приличной Action-RPG игры уровня Ведьмака или Скайрима, если брать планку пониже, то вспоминается серия Корсары. Вот эта игра нулевых была очень даже не плохой в своё время, в создании которой участвовали и западные консультанты. Вот только ни один из разработчиков этой серии игр в создании Смуты не участвовал. Возможно, если бы этим ребятам дали бы карт-бланш, то Смута вышла куда интереснее. А авторы смуты опыта создания подобных игр не имеют вообще, и какой грант им не давай - толку нет, т.к. нет опыта. Где-то наши молодцы, в частности 3D-модели выше всех похвал, а где-то, к сожалению, увы и ах.

2. Игра делалась на Unreal Engine 5. А вы знаете хоть одну игру жанра Action RPG от 3 лица на этом движке? Я лично нет. Если вы знаете, напишите в комментариях. Так, игр на UE полно и они суперские, но в основном это игры от 1 лица, либо FPS либо квесты и адвенчурки. То есть, каких-то заготовок, где хоть что-то прописано у авторов не было. Более того, имели ли авторы опыт работы над подобными играми и движком UE? Судя по всему, нет, да и студия возникла совсем недавно. То есть не совсем опытным разработчикам пришлось осваивать непаханое поле.

3. Сроки и прочее. За два года создать крутую и качественную игру при отсутствии опыта создания подобных игр это такая себе замашка, учитывая, что такие игры как Ведьмак делались значительно дольше и опытными разработчиками. Ну, понятное дело, быстрее-быстрее, всё тяп-ляп, вышло то что вышло.

4. Пафос и понты разработчиков и нежелание слышать критику.

5. Очевидно, что для кого-то из авторов это госзаказ и распил грантов и лишь для некоторых это творческий порыв. В пользу этого факта говорит то, что очень странно, что именно этот проект получил грант, именно эта студия, хотя за плечами у авторов не было ровным счётом ни че го.

Идею про патриотические игры я считаю, в целом, хорошей, только не путайте патриотическое с пропагандистским. К сожалению, на данный момент Смута оказалась патриотической игрой курильщика. Что будет дальше, я не знаю. Доведут до ума - не знаю, будем подождать. Сейчас полно игр, уже не знаешь во что играть, а ниша с "русскими" играми остаётся почти незанятой и достаточно востребованной.

ЗЫ. А вот вам патриотическая игра здорового человека - The Black Book от студии Morteshka. Здесь игра пронизана любовью к родному краю, к родной истории и преданиям. Да, это малобюджетная индюшка. Сделано на коленках и за копейки с унылой графикой, но даже в этой унылой графике они смогли передать свою любовь к родному краю, подобно русским художникам импрессионистам. Да и сюжет заставляет нас углубиться в историю Пермского края в котором многие из нас никогда не были. Вот он - подлинный патриотизм и авторы настоящие патриоты. Вот таким надо давать гранты от государства, а за игру Black Book медаль за развитие патриотических игр в стране!

-9

А вы играли в Смуту? Напишите своё мнение в комментариях