После посещения южной части природного парка Вепсский лес - деревни Лукино, пора было возвращаться в сторону дома. Как я и писал в прошлой части, что пути в сторону дома было два: по асфальту и по очень интересной срезке. Выбор конечно же пал на эту лесную дорогу. Почти ночь, неизвестная грунтовая дорога - что может быть лучшем продолжением этого вечера?
Дорога была отличная, ну для грунтовки естественно. А самое главное, по ней уверенно вёл Яндекс-навигатор. Хоть сеть уже давным-давно пропала, но загруженный маршрут чётко повторял извилистую дорогу. Мне на встречу попалось несколько машин: Нива, и пару кроссоверов. Причём все машины, на сколько я мог заметить, были чистые, что как бы намекало на то, что приключений быть не должно.
Оглавление.
Все бы ничего, да и писать бы не о чем, но в один момент хорошая, накатанная грунтовка поворачивает налево, а навигатор рисует путь прямо. Сунулся прямо, дорога сузилась и над дорогой плотнячком свисали ветви деревьев.
Появились сомнения. Доверие к этой говорящей тётке у меня давно пропало. У меня с этой коробочкой, которая строит путь, отношения по принципу доверяй, но проверяй. Поэтому решил я поехать проверить более накатанную дорогу.
Решил проехать километров пять, а там уже смотреть куда меня будет выводить дорога. Потихоньку дорога стала сужаться, стали появляться неглубокие, но большие по размеру лужи. Уже начали появляться сомнения. Причём, я все вспоминал машины которые попадались мне навстречу и явно они тут не ехали.
В какой-то момент проезжаю небольшой перекрёсток, после которого дальше шла одинокая колея. На тот момент я отъехал от перекрёстка около семи километров. Колея была мало того что одинокая, так уже и чавкающая. А одинокий след был явно от Нивы или УАЗа...
А уже окончательно стемнело, между прочим... А в темноте, ой как не хватает света от штатных фар, тем более от галогеновых лампочек Н4... Я понимаю что я еду с горки, причём довольно крутой и довольно сырой. В тусклом свете фар вижу перед собой крутой подъём - газ в пол, нужно непременно забраться в гору.
Потихоньку, играя педалью газа, выехал на вершину подъёма... Вышел... В воздухе отчётливо пахло припёкшейся на глушителе глиной... Осветил мощным фонарём путь дальше и открывшаяся перспектива меня вообще не радовала. Тем боле рядом с машиной я увидел, тот единственный след, который тоже доехал до сюда и развернулся.
Посмотрел, на сколько это возможно, по карте куда я направляюсь и куда мне надо - направления расходились кардинально.
Аккуратно развернулся, и начал выбираться обратно. Доехал до того перекрёстка. Делать нечего, надо пробовать ехать дальше через ветви деревьев.
Дорога мало того что была узкой, так ещё это была гать! Впереди был мост через небольшую речушку. Но навигатор вёл уверенно вперёд. Метров через пятьсот гать сменилась на отсыпанную крупным щебнем дорогу. С каждым десятком метров дорога становилась лучше и шире.
Ну вот я уже снова на широкой грунтовке. Вскоре выехал на большое поле (на карте урочище Жары), на котором складировались штабеля леса... Лесовозы так разворотили тут грунтовку, что у меня мелькнула мысль, а хватит ли мне клиренса, чтобы тут проехать... Проблем не возникло, а уже после штабелей леса пошла отличная дорога, стало понятно, что до посёлка Радогощь добраться проблем не составит, а значит телепорт пройден успешно.
Пора было искать место для ночлега. Сначала я хотел заночевать в заброшенной деревне, но потом решил подъехать к небольшому озеру у той самой деревни. На берегу озера есть небольшая полянка - там и заночевал.
Утро. Погода серая. Хорошо хоть нет дождя - спасибо и на этом. Сегодня я планировал проехать одной грунтовой дорогой и посетить пару мест. Пробег был небольшим и поэтому моё утро прошло в неспешном режиме. Не спешно я приготовил себе покушать, так же не спеша трапезничал и пил чай.
Осень. Золотая осень в самом разгаре! Удачно подгадал я с датами.
Пока завтракал, тишину нарушал лишь нарастающий и убывающий рокот дизеля. По дороге то и дело сновали лесовозы вывозящее древесину.
Проезжаю очередные штабеля леса... Куда все это идет?
За окном снова стали появляться деревянные церкви. Заезжать не стал. Церковь совсем новая, лет двадцать ей, хотя по внешнему виду и не скажешь. Если кому интересно то это церковь Серафима Саровского в Боброзеро.
Заметил, что многие кроют кровлю бывшими рекламными баннерами... Это явление распространено тут повсеместно. Наверное не от хорошей жизни.
Заехал в деревню Сидорово.
Ещё при планировке маршрута прочёл, что здесь сохранились старинные Т-образные дома. Дама есть и действительно необычной формы. Но я так понимаю в Вепсском краю часто строили дома такой планировки. Жаль, конечно, что тогда у меня не было коптера, интересно было бы поснимать деревню с воздуха.
Но больше всего мне понравилась деревня своими сельскими пейзажами и видами - умиротворение и уединение.
Как я вчера и предполагал, это грунтовая дорога петляет между многочисленными болотами. Красота! Аромат болот то и дело врывался в салон машины через приоткрытые окна. Из колонок, фоном, играла спокойная музыка немецкого проекта - Enigma.
Между деревнями Белая и Бор я попал в красивый еловый лес. Я всегда представлял еловый лес как что-то жутко захламлённое, непролазные дебри куда совсем не попадает солнечный свет. Земля в ельнике чёрная - усыпана опавшими иголками. Да, по большей части именно такие ельники у нас в Калужской области (там где я бываю).
А тут я попал в совершенно сказочный еловый бор! Он был, как мне кажется, светлее чем у нас, здесь почти полностью отсутствовал подлесок, а земля была покрыта толстым ковром из мха!
Там где света попадало больше произрастали кусты черники. Упавшие стволы деревьев только усиливали атмосферу места. Сюда бы в «погодку». Под «погодкой» я подразумеваю какое-нибудь туманное утро, или просто утро когда солнечные лучи будут пробиваться сквозь лапы елей - да, было бы интересно, я думаю.
Но, лес меня ещё удивит: буквально проехав деревню Бор, я попадаю в необыкновенный сосновый лес! Такого соснового леса я не видел никогда! Полное отсутствие подлеска: только стволы сосен и моховой ковёр.
А когда ты едешь по дороге, даже с небольшой скоростью, у тебя создаётся ощущение, что ты едешь между двух стен - так сливаются стволы деревьев растущие как частокол.
Иногда дорога становилась чуть хуже, но никаких проблем она не преподносила. Попадались снова еловый и сосновые боры - красиво же! Виды, чем-то похожи на картины Ивана Шишкина - у него много полотен именно вот с такими видами глухого леса...
Деревня Врачово.
У дороги стоит небольшая часовенка Илии Пророка. Остановился посмотреть. Часовня конечно обветшала. Брёвна уже сгнили в труху - чувствуется старина... Крышу застелили металлочерепицей - решение так себе, на мой вкус. Но это лучше чем ничего. Хорошо хоть не синего цвета профиль выбрали.
На подъезде к Врачово случился забавный случай: я как раз подумал, что-то в этой поездки я не видел ни одного следа медведя... Ни следа, ни продуктов жизнедеятельности. Как только я подумал, на дороге лежало несколько кучек... Посмотрел, вроде ягод полно, наверное мишки сейчас сытые - добрые, но надо быть все равно аккуратным.
Деревня Лиственка.
Проезжая мимо неё, у меня в навигаторе показалась точка - церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Решил заехать. Церковь стоит на краю деревни, даже можно сказать за чертой деревни, на кладбище.
Здесь, конечно, меня ожидал приятный сюрприз. А сюрприз был в том, что церковь была довольно старой. Старый, потемневший от времени деревянный сруб; замшелая крыша, с которой горстями свисал лишайник…. Старина. По виду церковь очень старая, или как минимум реставрация её была давно.
Уже по возвращению домой узнал, что эта церковь 1599! Года постройки. И является одной из самых старых деревянных церквей северо-запада России. И соглашусь, место спокойное – намоленное и старина действительно чувствовалась в каждом брёвнышке, в каждой досочке…
Грунтовая дорога закончилась и я выехал в посёлок – Заборье. Оставалась половина дня. Суетиться и гнать в сторону дома не хотелось, поэтому я решил снова повернуть на Север и проехать 25 километров до села Лидь – там тоже сохранилась деревянная церковь.
По пути в Лидь начал подыскивать место под ночёвку на берегу одноимённой реки. На первой же своротке нашел неплохое местечко, если ничего лучше не найду вернусь сюда.
Грейдер до села Лидь был отличный. Я такой грейдер называю – «мягкий». Грейдер песчаный и с небольшими волнами. Когда едешь на скорости, машину начинает раскачивать как люльку младенца – впечатления весьма положительные.
По такому шикарному грейдеру добрался до села Лидь.
Машину оставил у моста через реку, а сам прошёлся пешочком, а то что-то засиделся я сегодня.
На берегу реки стоит Никольская церковь – 1864 года постройки. Здание церкви деревянное, высокое, с тремя куполами. Главный вход имеет крышу козырька, который стоит на деревянных, цилиндрических колоннах, которые в свою очередь стоят на кладках из больших камней.
Прогулялся по селу – поснимал сельские сюжеты – домики, баньки. Лидь – село вполне жилое. Заброшенных домов немного, остальные обитаемы, огороды возделываются – красота!
Потихоньку поехал в торону примеченного места. Хотелось сегодня встать лагерем пораньше, привести себя в порядок, привести в порядок вещи в машине, накачать колеса, залить топливо из канистры – подготовить машину к асфальтовому перегону до Москвы.
Лагерем встал чуть дальше первоначально примеченного места. Река Лидь шикарна – мощный поток, чувствуется северный характер реки.
Дизелек в очередной раз приятно порадовал своей экономичностью. Проехал по асфальто-лесным дорогам более 500 км, а солярки ещё осталось четверть бака.
Время за делами пролетело незаметно и вот уже начало смеркаться. Я залез на спальную полку, автономка уже обогрела салон машины, в тепле меня быстро разморило и я провалился в мир снов.
Спалось хорошо. Встал рано, на улице едва начинало светать. Быстренько перекусил, заправил термос горячим чаем. Собрал вещи и рано утром отправился в сторону дома.
Культурная часть путешествия закончилась, осталась дорога домой. 660 км, расстояние несильно большое, спокойно преодолеваемое за осенний короткий световой день.
На обратном пути. Когда я уже проехал Устюжну (кстати прогуляться по ней не получилось ибо погода была не лучше чем по пути на Север), и в начале Тверской области я увидел. Почему же так трясло машину в первый день путешествия. А все потому что дорога была из…. брусчатки! БРУСЧАТКИ!!! Вы понимаете?! Эту дорогу строили ещё при царе! (императоре). Видимо при советах брусчатку засыпали песком, но 21 год стабильности этот песок смылся по кюветам оголив исторический тракт!
И особенно издевательски, в Весьегонске, висел вот такой плакат (без комментариев).
Так или иначе, преодолев дорогу из брусчатки, дорогу с огромными ямами, дорогу с отличным асфальтовым покрытием – я вернулся домой, точнее на дачу. Все. Путешествие можно считать законченным!
Эпилог.
Подводя кроткий итог, что сказать? Путешествие как мне показалось было немного скомканным: вроде бы много где был, а половину и показать не смогу ибо или проехал, или не фотографировал. Это было моё первое такое длинное и дальнее одиночное путешествие. Давно не был на осеннем Севере. Очень жаль, что я потерял прошедшие года и никуда не выбирался, но на то были свои причины. Хотя, я думаю, что я мог бы вот так на недельку и недалеко выбраться и в прошлые года. Но тем не менее, путешествие мне понравилось. И я хотел бы сюда вернутся. Кстати и говоря, вернуться я хотел сюда в феврале 2024 года, но не получилось – работы навалило очень много. Значит зимнее путешествие в эти края ещё впереди.
Плюсы одиночного путешествия в том, что ты сам себе хозяин. Тебе не надо ни с кем согласовывать распорядок дня и график движения. Захотел поменял первоначальный маршрут, захотел в какое-то место не поехал, захотел остановился тут пофотографировал, захотел остановился там.
Но и минусы конечно же есть. Во-первых ты должен быть уверен в себе, в своей машине и своих навыках если что вдруг пойдёт не по плану. Понимать как действовать если вдруг все же случилось. Во-вторых конечно скучновато, что уж тут скрывать. Вечерами не с кем посидеть поделится эмоциями о прошедшем дне. И в третьих – не поэкстрималишь. Потому что «если что», тащить бегемота из болота в одиночку будет ой как сложно.
Так что вот. Отчёт как и путешествие получился несколько скомканный, но спустя почти три года я его написал – УРА!
Что же, а вас ждут скоро новые рассказы про Суворовские карьеры, Псков и окрестности, Кандалакшу и конечно же два отчёта об осенних Хибинах! Так что не расходимся надолго – лишь на чашечку чая/кофе.
Есть у меня телеграмм-канал - https://t.me/den_solotareff - подписывайтесь. Там иногда бывает то чего нет здесь, а здесь, чего там. Вот такой каламбур. Иногда фото с поездок и походов в реальном времени.