Начну с реальной истории.
Одна девушка всю жизнь работала учителем в обычной государственной средней школе. После десяти лет такой не простой работы, она решила уйти из этой профессии и податься в какие-нибудь коммерческие организации для того чтобы заниматься спокойной, не пыльной работой, с хорошей стабильной зарплатой и с перспективой карьерного роста.
Она устроилась в небольшую компанию на должность обычного офис-менеджера. Ее функционал по сравнению со школьной работой был абсолютно простой, понятный, не требующий особенных умственных и физических затрат. У нее был понятный, стабильный график, без задержек на работе, без сумасшедшей постоянной отчетности, без нервных срывов. Она занималась в основном оформлением шаблонных документов, общением с курьерами на предмет: «От кого и Кому доставить», распечаткой документов для заказчиков и т.д. Более того, ей очень повезло с руководителем.
Ее руководителем была такая же молодая, амбициозная девушка, которая на тот момент уже более 5 лет работала в этой компании. Она разглядела в бывшей учительнице потенциал и с первого дня плотно занялась ее обучением, оказывала ей помощь в работе с таблицами, программами, общением с клиентами и т.д. В итоге, девушки даже подружились.
Спустя время, девушка-руководитель покинула эту компанию и открыла собственный бизнес. За годы работы «на дядю» она наработала пул своих клиентов, изучила все бизнес-процессы и ушла в свободное плавание. Конечно же, себе в помощники девушка пригласила бывшую коллегу, учителя-менеджера и по совместительству свою подругу.
Девушки изначально работали вдвоем. Затем, по мере увеличения заказов, клиентов и всего объема работ, в компанию стали нанимать других сотрудников. Компания росла, а бывший учитель стала руководителем. Тут надо оговориться, что хоть девушка-учитель и стала руководителем, но функционал ее практически не изменился: это оформление документов, ведение деловой переписки с клиентами, контроль за своевременной выдачей документов и оказанием услуг, обучение новых сотрудников и контроль за дисциплиной в коллективе. Ни в каких коммерческих, финансовых, юридических, маркетинговых вопросах она не принимала участия. Все эти задачи решала девушка-руководитель.
Спустя время, бывший учитель стала не довольна своим положением в компании. Несмотря на то, что ее заработная плата за 3 года увеличилась в 3-4 раза, она посчитала, что ее недооценивают, ей недоплачивают, ее обделяют и вообще, она достойна большего. Эти мысли съедали ее ежедневно и в итоге, она в тайне от своей подруги- руководителя открыла такую же компанию, с такими же видами услуг. При этом она оставалась работать все там же, у своей подруги. Ее план был простой: открыть свою компанию, переманить всех клиентов к себе и как только на расчетных счетах появится достаточное кол-во денег – уйти из компании своей подруги. НО! Что-то пошло не так.
Девушка- руководитель ее вычислила практически сразу. Как только учитель зарегистрировала свое ООО эти данные попали в открытый доступ и об этом узнали все. Конечно же учитель была уволена в тот же день.
Мы тут опустим моральную сторону этого поступка девушки-учителя, а сразу перейдем к дальнейшим событиям.
Итак, что получилось в итоге?
Бывший учитель покинула компанию не солоно хлебавши. Ее план не сработал. Она не успела переманить ни одного клиента, не успела пополнить свои расчетные счета. Но! Амбиции, зависть к чужому успеху и упорство мол «я все могу сама» сделали свое дело. Она в итоге стала развивать свою компанию.
Первый год она работала на дому. Не было денег на снятие даже маленького офиса. Затем, она взяла первый кредит и сняла небольшое помещение. В ее голове было примерно так:
- У меня своя компания
- У меня есть свой офис
- У меня появились первые небольшие клиенты
- Я могу взять еще один кредит на развитие бизнеса.
И все эти вышеперечисленные пункты гарантировали (сугубо по ее мнению!) успех!
Ошибка и просчет ее был не только в том, что она предала свою подругу и попыталась увести ее клиентов, а в том, что она никогда в жизни не продавала услуги, не владела знаниями ведения переговоров, не занималась маркетинговыми стратегиями, не составляла бизнес планы, не занималась финансированием, не разбиралась в бухгалтерских и юридических вопросах. По ее мнению все было просто: открыл компанию - снял офис- переманил несколько клиентов с помощью самых низких цен на рынке – сиди жди, деньги придут.
Я думаю многие уже догадались, что из этого вышло. НИЧЕГО! Несомненно со временем пришли какие-то мелкие клиенты, но этого иногда не хватало даже на оплату аренды и налогов. Снова пошли займы и долги.
История умалчивает, что дальше с этой девушкой. Пора перейти к теме моего поста и ответить на вопрос: Найм или все-таки собственный бизнес?
ЗАПОМНИТЕ! Не всем в это мире дано быть бизнесменами! Есть отличные, успешные Исполнители, Руководители, Менеджеры и т.д.
Для занятия бизнесом необходимы не только амбиции (кстати, отличие предпринимателей в том, что они во время могут отключить амбиции и трезво смотреть на вещи), но и опреденный опыт, навыки, характер, смелость (бизнес-это всегда риск!), ответственность, финансовая грамотность и т.д.
Для того, чтобы это все приобрести (как ранее я писала в постах про выбор ниши) необходимо:
1. Да! Долго и упорно работать на дядю! Набираться опыта.
2. Учиться у старших по должности, изучать финансовую грамотность, совершенствоваться в переговорах, в заключениях договоров, проведению сделок, привлечению клиентов и т.д.
3. Иметь хватку. Обладать неистовым терпением (ДЕНЬГИ НЕ УПАДУТ К ВАМ В КАРМАНЫ СРАЗУ!) Уметь мыслить стратегически!
4. Разбираться в маркетинге, в рекламе, в продвижении и т.д.
5. Владеть навыками тайм-менеджмента, составления бизнес-планов, быть дальнозорким и уметь рассчитывать финансовые планы на месяцы вперед и т.д.
Это не весь список того, чем должен обладать настоящий предприниматель. Я выделила только самое главное.
А что дает найм?
1. Спокойствие
2. Стабильность
3. Возможность карьерного и финансового роста не за свой счет и не за счет своих рисков.
Каждого человека одолевают такие мысли:
«Не хочу работать на дядю, хочу что-то свое!»; «Почему я должен на них работать, когда я могу ничуть не хуже?»; «Вот открою свою собственную компанию – заработаю куча денег, стану успешным» и т.д.
И очень часто такие люди зарабатывают только нервные срывы, вляпываются в огромные кредиты и долги и в итоге что?)))))) идут работать на дядю.
Может все-таки лучше быть хорошим учителем, чем плохим бизнесменом?