Весенний тёплый ветерок игриво качал верхушки деревьев. Всё вокруг радовалось яркому солнцу: и люди, и птицы, и даже бездомные псы...
Но для странной худощавой старухи, сидящей в парке на скамейке, этот день приятным не был. Одетая в длинный серый плащ, с таким же серым платком на голове, она и выражение лица имела серое и угрюмое. Видимо, ей не нравилось, что вокруг столько радости. Недовольно посматривая на прохожих, старуха что-то бормотала, и даже иногда замахивалась на них своей кривой палкой, которую не выпускала из рук. А когда несколько голубей опустились возле скамейки, в надежде на лакомство, она со злостью прогнала их.
Посидев ещё немного, старуха медленно поднялась и направилась к одному из домов. Зашла в первый попавшийся подъезд, постучала в первую попавшуюся дверь. На стук открыл молодой человек. Удивленно посмотрев на старуху, спросил:
- Вам кого?
- Никого! - таков был ответ, - я прошу ненадолго побыть у вас. Погреться. Всего несколько минут.
Молодой человек растерялся, а старуха, будто этого и ждала, палку в двери — и сама на порог!
- Ну ладно, пять минут побудьте, - согласился хозяин и подвинул старушке табурет.
Она присела, оперлась на свою палку и оглядела прихожую. Эта была обычная прихожая, с вешалкой для одежды, с зеркалом, с небольшой полкой для обуви.
- Неплохо для начала, - пробормотала старуха.
- Что? - не понял молодой человек.
- Я говорю — неплохо для начала! - повторила старуха. - Но главное, чтобы у кого-то не было лучше!
- Ну, я себе такую цель не ставлю, - улыбнулся молодой человек.
- Да, многие так думают сначала, - поджала губы старуха.
Молодой человек что-то ей ответил, затем старуха что-то сказала снова, он снова ответил. И скоро почему-то ему стало казаться, что он уже давно знает эту старушку и она ему как родная. А после того, как она намекнула, что ей и переночевать негде, предложил ей ночлег.
Так странная «серая» старуха поселилась у молодого человека по имени Степан. Прошло немного времени, и знакомые Степана заметили, что он стал недоверчивым и подозрительным. Успех сотрудников стал вызывать в нём злость. Радость родственников повергала его в отчаянье. А его собственная жизнь теперь казалась ему просто никудышней. Никто не мог понять, почему Степан всё время чем-то недоволен. Друзей у него становилось всё меньше. А с той поры, как старуха поселилась в его доме, он никого не приглашал к себе в гости.
Но однажды давний друг Степана, переживая о нём, всё же решил зайти без приглашения. Без особой радости Степан открыл другу дверь. Разуваясь в прихожей, Олег увидел висящий на вешалке серый плащ и с тревогой спросил:
- Чей это плащ?
- А, это одной старой знакомой. Поживёт у меня некоторое время. - ответил Степан, - а что это вид у тебя испуганный?
- И давно она у тебя живёт? - взволнованно продолжал Олег.
- Э-э… не помню уже. Давно, наверно, - махнул рукой Степан.
- Непременно выгони её! Я её знаю. Года три назад она пришла погреться в нашу квартиру. Попросилась на минутку, а осталась на целый год! За этот год семья наша чуть не распалась. Жена стала завидовать своим богатым подругам, «пилить» меня: почему, мол, у нас не такой супер-евро ремонт, как у них. Я же стал ненавидеть своего начальника, каждый день видя, как он подъезжает на своей дорогой иномарке к офису. И сам себя стал ненавидеть, считать неудачником и винить в этом всех вокруг. Даже дочь наша принялась изводить нас, требуя такие игрушки и наряды, какие она видела у других девочек.
И у тебя, Степан, давно уже наблюдаются похожие симптомы, как у нас когда-то.
К счастью, Степан внимательно выслушал друга.
- Как же ты догадался, что дело в старухе? - спросил он.
- Я заметил, что наша дочь то и дело повторяет: «А бабушка сказала...» И прислушавшись, что она сказала, я понял, что именно она всем нам такие ужасные мысли и желания внушила. Когда мы выпроводили её за дверь и приказали никогда не приходить, всё наладилось. Мы стали радоваться жизни и перестали завидовать другим.
Степан решил послушаться совета, и, открыв дверь боковой комнаты, строго сказал старухе:
- Уходите! Я больше не намерен вас терпеть здесь!
Старуха понуро вышла из комнаты, злобно взглянула на друзей, и стала натягивать свой серый плащ. Но вдруг остановилась, искривила и без того безобразный рот и проскрипела:
- А никуда я не пойду! Я здесь живу!
Тогда Олег схватил её палку и выбросил за дверь, со словами:
- Уходите отсюда! И никогда больше не возвращайтесь!
Старуха поспешила за своей палкой, и дверь за ней захлопнулась.
Она вышла из подъезда, и, сгорбившись, побрела в парк. Там она уселась на скамейку, и снова принялась что-то бормотать себе под нос: придумывать новый план, как бы подольше задержаться в чьём-то доме.
А звали эту старуху — Зависть.