Жители современных городов всё чаще сталкиваются с таким явлением, как “Враждебная архитектура”. Зачастую, многие люди даже не замечают этого, или и вовсе не знают, что это такое, не задумываются, какие проблемы могут создать объекты враждебной архитектуры для человека.
Враждебная архитектура — это вид городской архитектуры, ставящий своей целью принесение дискомфорта людям путем создания или удаления объектов городской инфраструктуры, и, как правило, особенно направленный на бездомных людей, нарушителей правопорядка, а также подростков, использующих скейтборды и велосипеды.
Несмотря на то, что сам термин “Враждебная архитектура” является современным, явление далеко не новое. Так, уже в середине XX века известный американский архитектор и градостроитель Роберт Мозес спроектировал мосты над шоссе, ведущим к городским паркам Нью-Йорка таким образом, чтобы под ними не мог проехать автобус. Позже, Мозеса обвинили в том, что он построил мосты таким образом для того, чтобы ограничить использование городских парков бедными семьями. Дело в том, что под мостами такой высоты не могли проехать автобусы, которыми в то время пользовались люди низкого достатка.
Объекты враждебной архитектуры можно условно разделить на очевидные и скрытые, “активные” или “пассивные”.
Большинство объектов враждебной архитектуры создается для борьбы с бездомными людьми, ограничивая возможность их нахождения на определенной территории.
Скрытые объекты враждебной архитектуры создают таким образом, чтобы обычный человек не замечал их.
Так, например, во многих странах мира давно практикуется создание в общественных местах скамеек, на которых нельзя лежать. Достигается этот эффект различными путями: Разграничение сидячих мест скобами или формой сидения, наклон скамейки, слишком короткое сиденье. Есть и особенные решения из стран Азии. Так, например, в Японии некоторые скамейки делают из металла. Зимой такие скамейки слишком холодные, а летом слишком горячие чтобы долго на них находится. А в одном из парков Китая появились платные скамейки, из которых выдвигаются шипы в случае неуплаты денежных средств.
Так же распространённым решением в борьбе с бездомными часто прибегают к более мягким методам. Так, например, доступ к пространству под лестничными клетками (которые, как правило, сухие, темные и малолюдные) часто ограничивают забором.
Очевидные объекты враждебной архитектуры чуть менее популярны. Они нацелены не на причинение физического дискомфорта, а на предотвращение правонарушений.
Так, например, всеми нами знакомые камеры наблюдения являются ярким примером очевидной враждебной архитектуры. Находясь на видном месте, не оказывая физического воздействия на потенциального нарушителя, они заставляют его дважды подумать над поступками, которые он собирается совершить. В современном мире камеры наблюдения широко используются как в городах, так и различными бизнесами. Однако, бизнесы любят прибегать и к другим объектам враждебной архитектуры. Так, например, все чаще стали использовать декоративные объекты в местах, где раньше собирались бездомные. Бизнесы, которые не могут позволить себе камеры наблюдения, зачастую устанавливают макеты камер.
Объекты враждебной архитектуры можно также условно разделить на “Активные” и “Пассивные”.
Самыми частыми примерами “пассивных” объектов враждебной архитектуры можно считать шипы. К ним, как правило, относят не только сами шипы, но и различного рода искусственные неровности. Шипы могут использоваться в местах массового скопления бездомных, вблизи стен бизнесов, под мостами, для разделения мест на скамейках и тому подобных местах. Шипы являются довольно дешевым и эффективным средством для города и бизнесов для борьбы с бездомными в нежелательных местах.
Однако шипы не всегда используются против бездомных. Так, например, в мире становится все больше шипов-скейтстопов, представляющих собой металлические скобы, устанавливаемые на перилах, бордюрах, гранях фонтанов. Такие устройства призваны защищать объекты инфраструктуры от любителей скейтбордов и трюковых велосипедов.
“Активными” объектами враждебной архитектуры называют те объекты, которые прямо направлены на причинение физического дискомфорта, а некоторые из них и вовсе могут нанести вред здоровью.
Так, например, во многих общественных местах в Европе (особенно в Швеции), и некоторых метрополитенах в США используют динамики, проигрывающие Атональную музыку. Атональная музыка - принцип звуковой организации, выражающийся в демонстративном отказе от логики гармонической тональности. Иными словами, эта музыка довольна неприятна для человеческого слуха. Она воздействует на нервную систему человека вызывая дискомфорт. В таких условиях человеку становится тяжелее заснуть, и в целом долго находится на территории объектов.
В некоторых странах мира (в основном в тех, где установка шипов была признана нарушением человеческий прав) для ограничения пребывания в определенной зоне людей в определенные промежутки времени используют водяные разбрызгиватели. Так, например, во многих парках по всему миру в часы закрытия включают разбрызгиватели, покрывающие большую территорию газона парка. Стоит отметить, что практику применения разбрызгивателей, хоть и в меньшем масштабе, переняли и некоторые бизнесы. Так, в часы закрытия, разбрызгиватели могут периодически поливать ступеньки и стены здания. Однако, работающий шланг в парке не всегда является средством противодействия нежеланным гостям, иногда они просто поливают газон...
А в Великобритании, США и Германии пошли дальше. Там все больше применяется так называемая система “Mosquito”. Своё название “комар” получил за резко-пищащий звук. Это специальные динамики, излучающие громкий монотонный звук на высокой частоте, которую, как правило, перестают воспринимать люди после подросткового возраста. Её используют в общественных местах в темное время суток, заставляя молодежь расходится по домам. Следует упомянуть, что система получила нобелевскую премию “за мир” в 2006. Несмотря на все более активное применение “комара”, ученые не могут гарантировать его безопасность для здоровья людей. Это устройство также обвиняли в том, что оно побуждает молодых людей на агрессию, однако конкретных примеров или исследований не было.
Враждебная архитектура — это не только создание объектов, но также их удаление. Так, например, в метрополитене города Нью-Йорк (который, кстати, негласно считается “Столицей враждебной архитектуры” из-за большого числа бездомных и объектов для борьбы с ними) с 2021 года на станциях стали убирать скамейки. Жителям некоторых районов приходится буквально отбивать у властей право посидеть в ожидании поезда.
На самом деле, объекты враждебной архитектуры часто сталкиваются с критикой со стороны обычных жителей. Их легко понять, ведь враждебная архитектура не может работать только на конкретную группу людей.
Так, например, скамейкой, которую забрали у бездомных не сможет воспользоваться пожилой человек. А на скамейку со скобами не сможет прилечь человек в экстренной ситуации. Скамейки с наклоненным сиденьем с трудом можно считать скамейкой, ведь на ней крайне тяжело передохнуть, так как приходится поддерживать свой вес ногами.
Ранее упомянутые шипы, являясь крайне травмоопасным объектом, уже вовлечены во множество разбирательств, в том числе судебных. Музыка в общественном месте тоже может стать помехой. А об отсутствии сидячих мест в метрополитене и говорить не стоит. Система “Mosquito”, признана многочисленными судами, политиками и общественными деятелями как “Нарушение человеческих прав”.
Обычно политики и бизнесы, применяющие “Враждебную архитектуру”, избегают упоминание этого термина несмотря на то, что формально её использование – не запрещено законодательствами стран, в которых она применяется.
А вот к камерам наблюдения у людей практически нет претензий. Многие люди ощущают себя безопаснее находясь на территории с видеонаблюдением. Однако и здесь бывают исключения, когда организации устанавливают камеры в места, где их быть не должно.
На этом этапе ни у кого не должно остаться сомнения в том, что враждебная архитектура – не решение проблем, а их перенос на чужие плечи. В наше время существует ряд организаций, борющихся с враждебной архитектурой, предлагая другие пути решения проблем. Самым популярным примером можно считать Национальную Коалицию для Бездомных (National Coalition for the Homeless), предлагающую государствам идти на контакт с бездомными и помогать им, а не отгораживаться от них, создавать общественные организации для помощи бездомным и малоимущим.
У дизайнера одежды Сары Роуз свой взгляд на решение проблемы. Она создала шуточную линейку одежды, позволяющую подстраиваться под объекты враждебной архитектуры. Этим она хотела привлечь внимание общественности на проблему враждебной архитектуры в Лос-Анджелесе.