Найти в Дзене

Как воронежский исследователь в гости к известному камню ездил...

В далеком 1893 году исследователь Евгений Марков "побывал в гостях" у знаменитого воронежского камня по имени Буил, который был известен еще со времен Петра первого. Евгений Марков много путешествовал по Воронежской области и именно он создал одни из первых очерков о Шатрище, Дивногорье и большей части Донского правобережья. Этот самый камень располагался рядом с селами Русская и Украинская Буйловка и именно в его честь они, собственно, были названы. Камень часто описывали в различных записках и документах, которые, к сожалению, дошли до нас лишь частично. Это неудивительно, потому как он был очень приметным - 15 метров высотой, расположен прямо посреди русла Дона. До наших дней камень не дожил. Как утверждают местные жители, его взорвали в Советские годы. Но самое интересное в описании "поездки к Буилу" это то, что Марков рассказывает об уровне преступности в этих краях, аналогов которому он не встречал раньше нигде.

"Мне давно хотелось посмотреть, что это за камень такой Буил, о котором я слышал случайно и в довольно смутных чертах. Пришлось как то быть по делам в селе Саприно, верстах в 25-ти от станции Подгорной Ростовской железной дороги, а из Саприна нужно было заехать в Павловск. Оказалось, что дорога как раз и идет через Хохлацкую Буйловку (Маркво имеет ввиду Украинскую Буйловку), где находился этот пресловутый камень Буил. Чего лучше! Со спутником своим, давним жителем этой местности, и теперь моим путеводителем, сели мы в тарантас, запряженный тройкой сытых коньков, и отправились тихим осенним деньком к берегам Синего Дона".
-2
"Эта Придонская сторона Острогожского уезда, примыкающая к правому горному берегу исторической реки, сплошь населенная малороссиянами, также как весь юг уезда и вообще большая его часть. Все это остатки когда-то заселявшего эти степные места вольного казачества, составившего впоследствии Острогожский казацкий полк, а потом мало по малу, хотя и не без борьбы своего рода, потерявшего свои старые вольности и слившегося с массой остального крестьянства. Во времена Екатерины второй значительная часть этого малороссийского крестьянства даже сделалась крепостной и была роздана разным крупным сановникам того времени, получившим особо много имений в неоглядных степных пространствах Воронежской губернии".
-3
"Всего только несколько десятков лет, как берега Дона вполне очистились от разбойничьих притонов. Память о разбоях и разбойниках живет здесь на каждом шагу. Современные оголенные меловые стены, провожающие с правой стороны Синий Дон, на сотни верст, еще в половине нынешнего столетия были покрыты густыми старыми лесами, и в этих лесах хозяйничали в свое время, нападая то на суда, то на обозы, лихие люди. Нигде не случалось мне слышать столько воспоминаний от местных жителей о разбоях как в этих краях. К сегодняшнему дню, слава Богу, все это уже успокоилось. Сколько обозов и просто прохожих пострадало от набегов лесных бандитов, просто не счесть".

Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного о нашем городе

Исторический канал мужа, который помогает в поиске многих архивных материалов