Иногда просто диву даёшься, сколько в России талантливых групп. Одна из них - группа Tenochtitlan, играющая смесь индейской этнической музыки с металом. Замечен дум, прог, и индастриал с эмбиент оттенками.
Концепция команды крутится вокруг мезоамериканской темы, истории, мифологии, а так же личного восприятия ацтекской, майянской и инской культуры. Поют ребята чистым голосом и гроулом на русском, нуатле (ацтекском языке), майякиче (майянском) и кечуа (инкском).
Душой всей этой проиндейской компании является московский мультиинструменталист по имени Senmuth, пишущий большую часть музыки. Творческие радости с ним также разделяют гитарист Brutal Harry и солист Женя Рацен.
Оставлю в стороне текстовую составляющую их первого альбома, «Эпоха пятого солнца» (2005), хотя, несомненно, ознакомление с содержимым буклета поможет лучше понять всю прелесть этого необычного релиза. Оригинальная, психоделичная музыка переносит вас на шестьсот лет назад, во времена процветания царства ацтеков, где богам приносились кровавые жертвы и существовала потрясающая культура, рухнувшая под натиском испанских завоевателей.
Примерно 50% диска представляет собой ту музыку, которую скорее всего вы бы услышали, если бы смотрели документальный или художественный фильм о древней Мексике, а конкретнее - видеоряд, в котором бы показывались тамошние леса, пустыни и вообще природа. Подобные ассоциации, возникающие в сознании, однозначно говорят о том, что музыканты крайне умело воссоздали дух и атмосферу тех времен.
Альбом достаточно грамотно записан и оформлен. "Эпоха Пятого Солнца" бесспорно достойна высшей оценки за свою сверхоригинальность и за действительно интересную музыку, которой здесь гораздо больше, чем собственно песен.
На втором альбоме, «Chac-Och-Ut» (2006), дайвинг в глубины Мезоамерики грозит уже оказаться фатальным - так можно и не вынырнуть. Я, конечно, понимаю, весь интерес к тольтекской теме и прочему раскладу по древним цивилизациям, но, господа, повторять в принципе одно и то же, по моему мнению, ну так себе.
Конечно, представленная музыка вызывает определенный интерес. Но, по сути, «Chac-Och-Ut» получился лишь клоном своего предшественника, хотя он и исполнен в более жесткой манере, с меньшим количеством текстов.
Альбом, конечно, послушать хотя бы один раз да стоит. Фанатеющим по индейской теме можно и не по разу, а поклонникам дума можно и что-нибудь более свежее поискать.
В целом третий альбом группы, «Tezcati» (2007), продемонстрировал шаг вперед по отношению к их предыдущим работам. Аранжировки приняли законченный вид, электронное звучание, характерное для любых проектов Сенмута, больше не вылезает откровенно на первый план (хотя и никуда не делось).
Наконец, музыка действительно переносит слушателя туда, куда стремятся указать ему дорогу музыканты - то есть, в Доколумбову Америку. "Tezcati" действительно представляет собой максимально возможную средствами современной тяжелой музыки стилизацию на тему древнеамериканской культуры.
Тексты представляют собой некие воссозданные сакральные гимны древних ацтеков и майя, музыка - соединение современной электроники, металлических риффов и квазиамериканской мелодики, создаваемой акустическими инструментами, среди которых ведущее место занимают блокфлейты (надеюсь, изготовленные не из берцовых человеческих костей?)
Если позволить музыке увлечь себя в некий транс, вслушаться в тексты песен-гимнов, дать атмосфере, создаваемой флейтами, поглотить себя, то слушая "Tezcati" можно зримо оказаться на вершине пирамиды, лежащим на алтаре, над которым жрец заносит черный обсидиановый нож... но синтетические элементы, которые хоть и приглушены, но все же остаются весьма значительными в саунде Tenochtitlan (как вам, например, "Quetzali Dance"?), позволяют вовремя очнуться и не увидеть свое тело в куче других жертв.
Впрочем, о чем это я? О человеческих жертвах в концепции музыкантов нет ничего, или почти ничего - зато о древней мудрости, единстве с богами, природой и Вселенной - сколько угодно. Так и движется альбом, неспешно преодолевая длинный путь (77 минут) от начала к завершению, от гимна жизни и восходу Солнца в "Teokalli" к мрачному предсказанию Конца Света в "2012".
Иногда медитативно-меланхоличная гимноподобная музыка перемежается экстатическими танцами, мягкая мелодия сменяется резким, болезненным ритмом, но всегда это подчинено одной цели - создать в сознании слушателя картину, которую мог бы видеть и переживать житель древней Мексики. И получается это у наших соотечественников весьма убедительно.
Но при всех своих достоинствах, "Tezcati" имеет и оборотную сторону. Стремясь как можно точнее воплотить концепцию альбома в жизнь, музыканты совершенно не позаботились, что слушателя надо еще и как-то развлекать, иначе он просто-напросто не станет вникать во все эти тонкости. Можно уважать людей за их нон-конформизм, но, оставаясь честным перед самим собой, я не могу не сказать о том, что с большим трудом одолел альбом от начала до конца в первый раз (и, боюсь, в последний).
Первые три альбома вышли на лейбле Metalism Records, а после окончания контракта музыканты прервались аж на пять лет. Казалось бы, есть время подумать и тщательно подготовиться. Но – нет. На мой взгляд, их прошлая работа несмотря на имеющиеся минусы всё же была увлекательнее и в целом лучше, чем «Сотворение мира» (2012), их четвертый диск.
Понятное дело, что тут тщательно проработана музыкальная сторона, пять лет вроде бы не прошли даром. Но вокал и лирика совсем никуда не годятся. Этнический бред какой-то, особенно «Сокол и змей», это вообще клиника.
Исполнено тут всё, записано и оформлено хорошо. Это естественно, так у этих любителей Мезоамерики было всегда. Но атмосфера уже не та. Многие песни лишены грандиозности, грешат растянутыми музыкальными фонами. При шести композициях продолжительность альбома составляет более 45 минут, и половина этого времени уходит на разные инструментальные отступления, поэтому звучит всё монотонно и однообразно.
В 2018-м вышла шестая работа Tenochtitlan - «Подношение». Конечно, можно ругать Теночитланов за их узконаправленность, специфичность, которой они упорно следуют уже какой год. Но, в принципе, ребята ничем особо не отличаются от тех же славянофильских команд. А вот то, что они единственные на территории РФ, кто поёт о Мезоамерике - факт бесспорный и неопровержимый.
Мало того, что сыгран этот релиз с любовью и теплотой, дык ещё, вы только посмотрите, сопровождается целой увесистой брошюрой, в которой по каждой песне расписана целая пояснительная статья. Сейчас группе не хватает размаха и надлежащего градуса эпичности, но сделано всё с душой и старанием - этого не отнять.
Короче говоря, специфичный такой релиз, как и остальные, выпущенные под данным логотипом. Выделять ничего не буду, но и отторжения никакого "Подношение" не вызвало. Слушается он, в принципе, нормально.