На живописном берегу реки Карповки в Санкт-Петербурге расположен Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. Он был основан Иоанном Кронштадтским и назван в честь преподобного Иоанна Рыльского, который был его духовным покровителем.
Иоанн Кронштадтский родился в селе Сура на реке Пинеге в Архангельской губернии. В 1899 году он основал там женскую монашескую Иоанно-Богословскую обитель. А в Петербурге он решил организовать подворье Сурского монастыря, чтобы монахини могли останавливаться в столице. Но земля была очень дорогой. Купить подходящий участок сразу было невозможно. Неожиданно появился благотворитель. Один из почитателей батюшки предложил ему свой участок площадью 500 квадратных саженей на берегу реки Карповки. Этим благотворителем был почётный гражданин С. Г. Раменский.
Новость о строительстве новой обители, инициатором которой стал известный священник, быстро распространилась по всей России. Пожертвования поступали со всех сторон, и вскоре территория монастыря была расширена. Проект монастыря был впечатляющим даже на бумаге. Его разработал архитектор-самоучка Н. Н. Никонов. План будущей обители был утверждён лично императором Николаем II.
Монастырь отстроили всего за два года. Здание сочли одним из красивейших сооружений Петербурга. Иоанн Кронштадский тогда написало митрополиту Антонию: "Я нашел, что это сооружение в столице слишком художественно и обширно, чтобы ему быть подворьем. Ему лучше быть Петербургским самостоятельным женским монастырем". Его просьба была исполнена, и Сурское подворье стало Свято-Иоанновским женским монастырем.
Из-за небольшой территории все монастырские службы находились в одном здании, где были расположены сразу три храма. Это был уникальный случай. Верхний храм был посвящён Двенадцати апостолам, средний — святому Иоанну Рыльскому, покровителю Иоанна Кронштадтского, а нижний — пророку Илие и святой царице Феодоре, так звали родителей родителей Иоанна Кронштадтского.
Первыми насельницами монастыря стали инокини Сурской обители во главе с матушкой Ангелиной. Она была духовной дочерью отца Иоанна и всегда во всём помогала ему. Также она активно участвовала в строительстве новой обители. За эти труды определением Святейшего Синода она была награждена наперсным крестом, а позже возведена в сан игуменьи.
Матушка Ангелина, посмотрев на план будущего монастыря, не нашла на нём кладбища, хотя оно было обязательным элементом любого монастыря. Оказалось, что это было сделано по инициативе отца Иоанна. Он сказал: «Моим сёстрам не нужно будет кладбище, они, как птицы, разлетятся по всему миру». Эти слова оказались пророческими в 1920-е годы.
Иоанн называл себя «Божиею милостию строитель Иоанновского монастыря». Он сам выбрал место для своего упокоения и обратился с этой просьбой к митрополиту Антонию.15 декабря 1904 года Николай II написал на докладе: «Разумеется, желание почтенного о. Иоанна Сергиева будет исполнено».
20 декабря 1908 года отец Иоанн скончался. Эта новость быстро разлетелась по столице, во всех храмах сразу же начались панихиды. Толпы направились в Кронштадт, а затем процессия двинулась по льду Финского залива в Петербург. 23 декабря отец Иоанн был погребен в нижнем храме своей обители.
В 1915 году в саду была построена каменная часовня, в которой в октябре того же года похоронили князей А.А. Щербатова и Г.С. Васильчикова. Чуть позже рядом с часовней были захоронены князь А. К. Горчаков и губернатор Санкт-Петербурга граф А. В. Адлерберг.
Осенью 1918 года монастырь столкнулся с первыми трудностями: большевики попытались захватить его и организовать там пролетарский клуб. Сестры встали на защиту обители. В ответ на это сотрудники ЧК в порыве гнева арестовали пять монахинь и расстреляли их прямо в монастырском саду. У общины монастыря конфисковали все деньги, которые предназначались на повседневные нужды и содержание сиротского приюта. Позднее сёстры организовали Карповскую женскую трудовую общину.
В апреле 1922 года стартовала кампания по изъятию церковных ценностей. Однако горожане, узнав об этом, собрались у стен обители и всеми силами препятствовали разграблению. В ноябре 1923 года монастырь прекратил своё существование. Церковь превратили в клуб, а остальные здания со временем передали Мелиоративному институту.
Но верующих это не остановило, они продолжали приходить к усыпальнице отца Иоанна Кронштадтского, поэтому в 1926 году вход в нее был замурован. А спустя пять лет все монахини, которые остались жить при монастыре, и сестры, которые жили в коммунах в квартирах были сосланы в ссылку.
В здании монастыря когда-то находились разные организации, жилые помещения и производственные цеха, поэтому его внешний вид оставлял желать лучшего. Однако, несмотря на это, верующие всё равно приходили туда, чтобы вознести свои молитвы, и зажигали свечи у наружной стены усыпальницы. Однажды из-за этого власти даже обсуждали возможность полного демонтажа всего комплекса.
В 1989 году монастырь вернулся к верующим. На его территории расположилось подворье Пюхтицкого монастыря, которое взяло на себя задачу восстановить храм. 1 ноября того же года был освящён нижний храм с усыпальницей, а 12 июля 1991 года, в престольный праздник, патриархом Алексием — верхний. 25 декабря 1991 года монастырь получил новое наименование — Свято-Иоанновский ставропигиальный.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: