Найти тему
Проделки Генетика

Бунтарство подростков – гены или плохое воспитание?

Фраза «труд создал человека» хороша только в качестве афоризма для поучения нерадивого отпрыска, но не для понимания извилистого пути эволюционного становления человека. Нас отличает от животных разум и речь.

Почему же наши дети, достигнув подросткового возраста перестают нас слышать? Да потому что, когда-то в период взросления мы тоже не слышали родителей, и мало кто из нас повзрослев научился слушать и разбираться.

С наступлением половой зрелости молодого поколения семья у большинства животных должна распасться, чтобы дети начали самостоятельную жизнь. Инициатива в осуществлении распада семьи у многих видов животных возложена на молодых.

К сожалению, это программа всё ещё сохранилась и работает у людей. Подростки начинают инстинктивно проявлять такое поведение, которое нестерпимо для взрослых. Они время от времени обращаются с родителями, как посторонние, раздражая их и даже угрожая. На главу семьи такие нападки действуют вызывающе, и он дает им отпор, демонстрируя всю мощь своей агрессивности, перед которой подростки на время пасуют и возвращаются к зависимому детскому поведению. Однако стычки повторяются, так возникает проблема «отцов и детей».

Изображение сгенерировано с помощью Кандинский 3.0
Изображение сгенерировано с помощью Кандинский 3.0

Я ведь сказала, что программа работает до сих пор, к сожалению потому, что подростки трудного, переходного возраста ещё полностью зависимы от родителей юридически, территориально, материально и духовно. Они не могут покинуть семью. Это усиливает конфликт, так как программа не достигает успеха.

Видя, как иногда при этом искажается поведение подростка, сколько мук претерпевает он сам, не зная, что с ним происходит, как страдают родители, тоже ничего не понимая, ясно осознаешь, что пора искать помощи у профессионалов. Генетические программы поведения предков очень сильны. Вот тогда-то разум приходит на помощь, например разум психолога.

Это долгая и мучительная работа. Это не таблетка от головной боли, это месяцы упорной работы всех членов семьи. Увы, не всегда всё получается, но ведь и таблетки навсегда помогают. Взрослые из-за этого приходят в отчаяние, а подростки продолжают бунтовать.

Ведь, если взрослым ещё, как-то возможно что-то объяснить, то подросткам подчас не получается, и они пускаются во все тяжкие. Совершая ошибки и получая пинки от социального отбора. У некоторых подростков разум срабатывает вовремя, они избегают наркотиков и не умирают, но при этом они ведут себя так, чтобы эпатировать взрослых. Для них главным становятся ими же выбранные идеалы, которым они следуют.

Помните? Если все аккуратно подстрижены, подростки – лохматые, мода на лохматость, и вот ответ – появились лысые, мода на лысых, в ответ появились крашенные в зелёный и синий цвет и так бесконечно.

Изображение сгенерировано с помощью Кандинский 3.0
Изображение сгенерировано с помощью Кандинский 3.0

А почему? У животных молодые самки и самцы создают обособленные группы, часто с пирамидальной структурной организацией. Увы, у человека происходит тоже самое, и всё зависит от набора генов, терпения родителей и той группы, которую выбрал подросток для выживания в мире взрослых, где он абсолютно бесправен.

Разум выступает здесь против инстинкта, но в подростковых объединениях, он проигрывает. Здесь подросток сам определяет место в иерархии.

Для захвата доминантного положения иногда достаточно стать обладателем какого-нибудь символа исключительности или превосходства – игрушки, которой нет и не может быть у других, оружия (пусть даже бездействующего, но не игрушечного), удачно вставляемых рассказов о дальних и экзотических местах, где он был, а другим не бывать, и т.п.

Многим подросткам в таких группах тяжко, и они ищут другие группы. Однако напряжение в семье растёт, и часто родители, слушая рев тяжёлого рока, обнаружив тату на руках детей и невероятную одежду, от отчаяния хватаются за голову. Убеждения бесполезны, родителей слушают, но не слышат.

Часто напряжение разрешается в мирных пошумелках. Кстати, они есть и в животном мире, и у взрослых. Вспомните, как орут вороны по вечерам, хором, просто так перед заходом солнца «Мы сильны, мы вместе и нас не сожрали». Это доразумная форма общения. У людей – это пошумелки на стадионе с подпрыгиванием, криком, топотом, грохотом, треском трещалок, воем дудок. Возбуждение так велико, а чувство единства становится таким сильным, что болельщики одной команды, часто друг с другом не знакомые, бывает, всей массой бросаются на болельщиков другой команды. Инстинкт!

Изображение сгенерировано с помощью Кандинский 3.0
Изображение сгенерировано с помощью Кандинский 3.0

Раньше государство организовывало пошумелки для подростков – шествие пионерских отрядов по улицам городка под грохот барабанов. Конечно, там был и мощный идеологический пласт. Я же сказала, пошумелки были организованы. Это отвлекало подростков на время о поиска своего места в мире взрослых.

Они ищут и при этом используют странные для нас пути. Например, музыка, создаваемая подростками. Это же нечто! Они творят. Для кого? Для самих же подростков, для их пошумелок. Взрослым профессиональным композиторам занять эту нишу трудно, вся это какофония – сплошной эпатаж.

Взрослые ведь опять не понимают подростков, забыв про свои пошумелки. Пошумелки взрослых, даже если они нам мешают, мы пресекать побаиваемся. Нужно быть очень агрессивным соседом, чтобы пойти разогнать чужую свадьбу. Мы выходим из положения тем, что выработали правила: где и когда пошумелка допустима, а где и когда она – нарушение порядка.

К пошумелкам маленьких детей мы снисходительны. Надоели – разогнали. Разгон детской пошумелки мы ощущаем как наше неотъемлемое право, даже долг.

А подростковые? Их не больно разгонишь. В итоге мы склонны приписать подростковым пошумелкам какую-то опасность. Опасность для кого? Для нас? В душе мы чувствуем, что да, но сознаться в этом трудно и часто стыдно. Мы говорим: проблема! У них же какие-то группы!

Да, есть и очень разные: сознательные группы – с благородными целями, идеологией и лидерами, но есть и банды (кстати, это зоологический термин) у них непонятные цели, странный лидер и очень жесткая структура соподчинения членов, и есть клубы – группировки без активных целей, без лидерства и без соподчинения.

Благородные группы. Это, например очистка водоемов, которые загадили взрослые, подкармливание брошенных собак и кошек и тому подобное, поиск могил погибших солдат и возвращение им имён.

Банды. Когда наступает время включения программы расселения (12-14 лет), подросток старается меньше бывать дома и дерзит по любому поводу родителям. На улице подростки могут образовывать подобие банд в игровой форме. Увы, игровая «банда» может превратиться в настоящую, если лидер с преступными наклонностями. Все это хорошо известно. Помочь подросткам проходить возраст банд в игровой форме, не давая проявляться жестокости, вандализму, – это наша обязанность. Туристические группы, спортивные команды дают возможность создать организацию, не ломающую генетическую программу, а направляющую её в нужное русло, но, если ими руководят нормальные взрослые, а не милитаристы или склонные к бандитизму взрослые.

Клубы. Общество равных среди равных. Суть клуба состоит в том, что несколько, а иногда и очень много, особей одного ранга собираются вместе и на время сборища уединяются от других членов животного общества. Есть и место клубного сборища или даже несколько таких мест. В клубе ничего явно полезного не делают. В клубах просто проводят свободное время: либо отдыхают, либо играют, либо общаются. У животных давно есть клубы. В городах можно наблюдать клубы воробьев, слетающихся временами на куст и то оживленно чирикающих, то замолкающих; есть ещё клубы у собак. У взрослых тоже есть клубы, вспомните клуб пожилых матрон – бабки на скамеечках перед подъездом.

У подростков стремление собираться в клубы в основном подсознательно, это просто некая тяга, их разум бессилен понять её. Как грустно бывает видеть полное отсутствие взаимопонимания, когда взрослый, утаскивая за руку подростка из клуба, в котором подростки собрались в проёме между гаражами, на чердаке, в полуразрушенном сарае или в кустах, взывает к его разуму: «Ну скажи, чего ради вы туда забрались? Что вы хотите? Чего вам не хватает? С кем ты связался! Ничему хорошему ты от них не научишься». Несчастный сын молчит. Он молчит не потому, что упрям, а потому, что сам этого не знает. Хочется почему-то.

Иногда, когда их взрослые уже достали, подростки на взрослое требование: «Ну, говорите, чего вы хотите, каковы ваши цели, ваша программа?» зло огрызаются: «Это форма протеста. Нам не хватает спортплощадок и кружков, а дома не хватает заботы». Произносят и чувствуют, что это не то, абсолютно не то! Что всё совсем просто, да слов нет.

Так с чем же мы сталкиваемся? С программой генетической.

Пока родятся дети, они снова и снова повторяют заложенную в их геноме программу отрочества.

Крик души! Так что же они себя так ведут? Вызывающе!

Да, бессознательно! Как это, удивляемся мы, не понимая, и забывая, что сами так же себя вели. Мы говорим: «С этим надо что-то делать». А что делать – мы не знаем, потому что это – неосознанная неприязнь. Кстати, наш разум тоже нас не понимает. Он говорит нам: «А что такого они сделали? Ну, шумят, ну, собираются, ну, странно одеваются. Ну, некоторые дерутся, ну, хотят, чтобы их оставили в покое. Но ведь нынешние «панки», «готы», «рокеры», «эмо» куда благовоспитаннее былых беспризорников, фураг, хулиганов и уж ничем не хуже «стиляг». И главное, пока ты найдёшь пути борьбы с «готами», глядь, а они уже повзрослели, а на смену им появились другие, такие же неожиданные и страшные – и начинай всё сначала.

«Чему они учатся там, в своих клубах, друг от друга?» Увы! Ничему важному, плохому или хорошему они не учатся, они собираются не для того, чтобы учиться. Теперь общения им хватает в других местах, один Интернет, чего стоит.

Но ведь надо что-то с этим делать! Надо. Не ломать, а использовать для их же пользы, а то дров наломаем. Мы как-то должны их заинтересовать, ведь природа создавала эти программы для выживания. Это один из способов познания мира взрослых. Я всё понимаю, ведь именно после этого вычленяются судьбы удачные и неудачные. Кто-то процветает, кто-то паразитирует, а кто-то спивается. Страшно? Мне тоже.

Изображение сгенерировано с помощью Кандинский 3.0
Изображение сгенерировано с помощью Кандинский 3.0

Имея разум, развитую мораль, мы совершенно не можем понять, почему так работают программы? Я долго думала над этим и с ужасом пришла к выводу, что это какой-то тип отбора, о которым биологи боятся даже думать, а социологи запрещают себе думать в этом направлении. Ведь столько подростков становятся никем. Я не знаю, как и что делать?

Может знаете вы? Пишите? Это же общая проблема. Инстинкт тут не поможет, нужен разум.