В прошлой статье мы поговорили о том, что Казимир Малевич открыл новую форму искусства, символом которого стал чёрный квадрат. Но, может, в этой картине заложено что-то ещё, нечто большее, чем просто новое направление и новая форма самовыражения. Это и вызывает наше не понимание того, почему какой-то простой квадрат, который может нарисовать любой ребёнок, стал таким значимым в народе.
Можно копаться в форме и цвете, говорить, что квадрат на самом деле не является квадратом, а чёрный цвет не совсем чёрный, да и за слоем краски художник точно что-то скрывает, а мы пытаемся разгадать эту тайну. Но разве уникальность картины заключается, в первую очередь, в этом? Может, мы хотим разгадать некую «тайну» квадрата только потому что у нас есть определённое знание о том, что эта картина необычная? А откуда взялось это знание?
На выставке в 1915 году Малевич представил 39 картин, одна из которых по расположению сильно отличалась от других. Это и был всем известный «Чёрный квадрат».
На фотографии можно заметить, что, по мимо известного квадрата, представлено ещё два, с виду таких же, только размером меньше. Тогда возникает логичный вопрос – чем те два отличаются «того самого»?
Тот самый «Чёрный квадрат» расположен так, как раньше располагали иконы в русских избах – в «красном углу»*. В жизни людей он играл огромную роль. В праздничные дни не было ни одного более нарядного места в доме, чем «красный угол». Его украшали живыми цветами, свечами и полотенцами. Человек, переступая порог дома, сначала перекрещивался перед иконами, а потом уже здоровался с хозяевами, что означало, что сначала надо отдать дань уважения Богу, а только потом хозяевам. Кроме того, когда в доме прощались с покойным, его клали головой к иконостасу. А когда в дом приходили почётные гости, их сажали именно в этом «красном углу».
Немаловажным фактом является и то, что картина Малевича написана в годы Первой мировой войны. Эта война принесла мощный политический, экономический, социальный и духовный кризис, вследствие чего в стране произошла революция, и, как итог, отказ от веры. Сомнения зарождались ещё раньше. Александр Введенский накануне войны писал: «Неверие растет. …Сомнения в Божестве Христа все растут и растут». Со временем революционные идеи всё в большей степени проникали в общество, которое в свою очередь всё активней отходило от религиозных основ. Люди разуверовали в Православие и обращалось в другие религии. Таким образом, чёрный квадрат стал как бы олицетворением событий того времени и этим произвёл ещё большее впечатление на народ.
Расположив картину именно таким образом, Казимир Малевич внёс определённый смысл и идею того, как нужно её воспринимать. Именно поэтому какой-то простой квадрат стал уникальным и очень значимым для русского народа. И именно поэтому эту картину нам хочется всё больше и больше изучать и разгадывать её «тайну».
***
*Красный угол - от старославянского — «красивый, прекрасный» — у восточных славян наиболее почётное место в избе, в котором находились иконы и стоял стол.
Статья: WORDFLIX
Наши соц.сети:
Телеграм-канал https://t.me/wordflix
YouTube-канал https://youtube.com/@wordflixru
Instagram https://www.instagram.com/wordflixru?igsh=M3R0MGJkOXVvdGww