Найти тему
WORDFLIX

Есть ли тайна в «Чёрном квадрате» Малевича?

В прошлой статье мы поговорили о том, что Казимир Малевич открыл новую форму искусства, символом которого стал чёрный квадрат. Но, может, в этой картине заложено что-то ещё, нечто большее, чем просто новое направление и новая форма самовыражения. Это и вызывает наше не понимание того, почему какой-то простой квадрат, который может нарисовать любой ребёнок, стал таким значимым в народе.

Можно копаться в форме и цвете, говорить, что квадрат на самом деле не является квадратом, а чёрный цвет не совсем чёрный, да и за слоем краски художник точно что-то скрывает, а мы пытаемся разгадать эту тайну. Но разве уникальность картины заключается, в первую очередь, в этом? Может, мы хотим разгадать некую «тайну» квадрата только потому что у нас есть определённое знание о том, что эта картина необычная? А откуда взялось это знание?

На выставке в 1915 году Малевич представил 39 картин, одна из которых по расположению сильно отличалась от других. Это и был всем известный «Чёрный квадрат».

Выставка футуристов 1915 года, куда вошли работы Казимира Малевича
Выставка футуристов 1915 года, куда вошли работы Казимира Малевича

На фотографии можно заметить, что, по мимо известного квадрата, представлено ещё два, с виду таких же, только размером меньше. Тогда возникает логичный вопрос – чем те два отличаются «того самого»?

Тот самый «Чёрный квадрат» расположен так, как раньше располагали иконы в русских избах – в «красном углу»*. В жизни людей он играл огромную роль. В праздничные дни не было ни одного более нарядного места в доме, чем «красный угол». Его украшали живыми цветами, свечами и полотенцами. Человек, переступая порог дома, сначала перекрещивался перед иконами, а потом уже здоровался с хозяевами, что означало, что сначала надо отдать дань уважения Богу, а только потом хозяевам. Кроме того, когда в доме прощались с покойным, его клали головой к иконостасу. А когда в дом приходили почётные гости, их сажали именно в этом «красном углу».

«Красный угол» в русской избе
«Красный угол» в русской избе

Немаловажным фактом является и то, что картина Малевича написана в годы Первой мировой войны. Эта война принесла мощный политический, экономический, социальный и духовный кризис, вследствие чего в стране произошла революция, и, как итог, отказ от веры. Сомнения зарождались ещё раньше. Александр Введенский накануне войны писал: «Неверие растет. …Сомнения в Божестве Христа все растут и растут». Со временем революционные идеи всё в большей степени проникали в общество, которое в свою очередь всё активней отходило от религиозных основ. Люди разуверовали в Православие и обращалось в другие религии. Таким образом, чёрный квадрат стал как бы олицетворением событий того времени и этим произвёл ещё большее впечатление на народ.

Расположив картину именно таким образом, Казимир Малевич внёс определённый смысл и идею того, как нужно её воспринимать. Именно поэтому какой-то простой квадрат стал уникальным и очень значимым для русского народа. И именно поэтому эту картину нам хочется всё больше и больше изучать и разгадывать её «тайну».

***

*Красный угол - от старославянского — «красивый, прекрасный» — у восточных славян наиболее почётное место в избе, в котором находились иконы и стоял стол.

Статья: WORDFLIX

Наши соц.сети:

Телеграм-канал https://t.me/wordflix

YouTube-канал https://youtube.com/@wordflixru

ВК https://vk.com/wordflix

Instagram https://www.instagram.com/wordflixru?igsh=M3R0MGJkOXVvdGww