Найти в Дзене
Хроники прошлого

Павел 1 - сумасшедший на престоле или гений?

Павел I — один из самых неоднозначных Всероссийских государей, который правил с ноября 1796 по март 1801 года. Всего-то пять лет, но какие загадки он оставил после себя! Многие до сих пор гадают, сумасшедший был на престоле или гений? Давайте попробуем разобраться. Павел I был сыном Екатерины II и Петра III. Мальчик появился на свет через десять лет брака родителей, когда все окончательно решили, что этот союз бесплоден. Он родился в 1754 году в Петербурге, а именно — в Летнем дворце Елизаветы Петровны, своей бабушки. Интересно, но уже взрослый Павел прикажет снести это здание, а на его месте возвести Михайловский замок. По иронии судьбы именно там и закончится жизнь императора. Рос Павел практически без родителей и друзей-ровесников. Таким было веление его могущественной бабушки. Взамен она окружила внука лучшими няньками и учителями, а также бесконечно образованными гостями. Первым воспитателем мальчика стал строгий дипломат Федор Бехтеев, вторым — дипломат Никита Панин, который р

(-не люблю я маму)
(-не люблю я маму)

Павел I — один из самых неоднозначных Всероссийских государей, который правил с ноября 1796 по март 1801 года. Всего-то пять лет, но какие загадки он оставил после себя! Многие до сих пор гадают, сумасшедший был на престоле или гений? Давайте попробуем разобраться.

Павел I был сыном Екатерины II и Петра III. Мальчик появился на свет через десять лет брака родителей, когда все окончательно решили, что этот союз бесплоден. Он родился в 1754 году в Петербурге, а именно — в Летнем дворце Елизаветы Петровны, своей бабушки. Интересно, но уже взрослый Павел прикажет снести это здание, а на его месте возвести Михайловский замок. По иронии судьбы именно там и закончится жизнь императора.

Рос Павел практически без родителей и друзей-ровесников. Таким было веление его могущественной бабушки. Взамен она окружила внука лучшими няньками и учителями, а также бесконечно образованными гостями. Первым воспитателем мальчика стал строгий дипломат Федор Бехтеев, вторым — дипломат Никита Панин, который разделял и активно пропагандировал идеи Просвещения. Царевича учили истории, географии, арифметике, закону Божьему, астрономии, рисованию, фехтованию, танцам, а также французскому, немецкому, латинскому, итальянскому и русскому языкам. Военным делом он увлекся сам.

Когда Павлу было 12 лет, мать приобрела ему в подарок библиотеку академика Корфа, состоящую из 36 тысяч томов. Еще одну библиотеку мальчик собирал сам. Она была небольшая — около 205 томов, говорят историки, зато очень разнообразная.

Как мы видим, Павел I рос образованным и интересующимся ребенком. Его не прятали от общества, а это значит, что серьезных проблем со здоровьем, в том числе психическим, у него не было. По крайней мере, в тот момент жизни.

-2

Идем дальше. В 19 лет Павел женился в первый раз — на великой княжне Наталье Алексеевне, которую очень любил. Девушка скончалась спустя три года во время родов. Умер тогда и их с Павлом первенец. Уже после смерти жены и ребенка будущий император узнал об измене супруги с его лучшим другом — дипломатом Андреем Разумовским. Это была большая трагедия для молодого человека.

Не прошло и года, как Павлу выбрали вторую жену — дочь герцога Вюртембергского Софию-Доротею Вюртембергскую, после крещения ставшую Марией Федоровной. В этом браке на свет появились 10 детей. Еще двое были рождены фаворитками императора.

Историк Казимир Валишевский писал, что Павел I получал по 175000 рублей ежегодно на себя и по 75000 — на супругу. Огромные деньги, но даже их царевичу было мало. Валишевский подозревает, что Павла обворовывал управляющий и обирали родственники супруги. Сам же он тратил немало денег на армию в Большом Гатчинском дворце, который ему подарила мать. И не зря — гатчинские войска считались одними из самых дисциплинированных и хорошо обученных подразделений русской армии.

В Гатчине Павел также пытался облегчить участь крестьян, которым разрешил заниматься промыслом в свободное время. Кроме того, царевич открыл бесплатные школы, училища, госпиталь и богадельню для слепых и голодных.

На этом этапе никакого сумасшествия тоже не прослеживается. Кажется, что Павел I был немного наивным, но в целом здравомыслящим человеком, который ратовал за улучшение жизни населения страны.

Когда Павлу было 8 лет, его мать, Екатерина II, осуществила переворот, в ходе которого ее супруг, Петр III, умер. Екатерина взошла на престол, но сына от него держала как можно дальше. По мнению историков, окончательный разрыв между родными произошел в мае 1783 года. Тогда мать пригласила Павла к себе для обсуждения внешнеполитических проблем страны, но разговор не задался — их мнения слишком различались.
-3

Делиться властью с сыном женщина не собиралась. Поговаривали, что она хотела оставить на троне после себя внука Александра, но в последний момент завещание было уничтожено и 42-летний Павел все-таки взошел на престол.

Знала ли Екатерина что-то о сумасшествии Павла или попросту недолюбливала его, неясно. Равно как и то, что именно наговорил сын матери во время последнего разговора. Вот только последующие его шаги как императора не предвещали бед.

Говоря о внутренней политике, Павел I придерживался принципа, сформулированного еще в юности: «Для меня не существует ни партий, ни интересов, кроме интересов государства <...> Мне тяжело видеть, что дела идут вкривь и вкось и что причиною тому небрежность и личные виды. Я желаю лучше быть ненавидимым за правое дело, чем любимым за дело неправое». Возможно, именно поэтому император не стал церемониться и с первых же дней правления приступил к реформам, коренным образом изменившим привычные устои».

Так, он среди прочего отстранил женщин от престолонаследия, отменил смертную казнь, запретил разделять семьи крепостных крестьян и продавать крестьян без земли, ликвидировал хлебную повинность и простил недоимку подушной подати, начал льготную продажу соли и продажу хлеба из государственных запасов, а также разрешил крепостным подавать ему жалобы на жестокое обращение со стороны помещиков. Государь избавился от казнокрадов, возобновил палочные наказания для дворян, изменил функции Сената, усилил цензуру и укрепил дисциплину в армии. Служили с тех пор даже привилегированные люди.

Все это, конечно, способствовало появлению у Павла влиятельных недругов. Возможно, именно они стали пускать слухи о его сумасшествии. По-прежнему беспочвенные. Государь был разве что поборником бесконечной муштры, порядок любил до безумия.

А может, слухи появились из-за последующих решений его Величества. Ведь Павел приказал ложиться спать в Петербурге в 10 часов вечера, запретил кучерам кричать и материться во время езды, запретил носить на балах белые юбки и танцевать вальс. Вместо «граждане» стало нужным говорить «жители», а вместе «Отечество» — «государство». А еще при Павле нельзя было носить бакенбарды и челки.

К симптомам сумасшествия при дворе относили и излишнюю вспыльчивость Павла. Годы спустя историки предположили, что такое его поведение могло быть последствием отправления. Тогда неукротимые порывы могли быть болезненными припадками, а не беспочвенной агрессией.

О том, что императора систематически, хотя и несильно травили, говорит и его признание другу Андрею Разумовскому. В письме государь заявлял, что повелевать собой — величайшая власть, и он был бы счастлив достигнуть ее.

Павла I убили офицеры в его собственной спальне Михайловского замка ночью с 11 на 12 марта 1801 года. Простой народ горевал, дворяне радовались.

«Знакомые беспрестанно приезжали и уезжали, все говорили в одно время, все обнимались, как в день Светлого воскресенья; ни слова о покойном, чтобы и минутно не помрачить сердечного веселия, которое горело во всех глазах; ни слова о прошедшем, все о настоящем и будущем. Сей день, столь вожделенный для всех, казался вестовщикам и вестовщицам особенно благополучным: везде принимали их с отверстыми объятиями», — вспоминал мемуарист Филипп Вигель.

И историкам, и любителям понятно, что никаким сумасшедшим или денегенератом Павел I не был. Он просто жил и трудился во благо государства, безусловно, снедаемый обидой на мать. В процессе мог казаться тираном или напротив — наивным мечтателем. Однако смирительная рубашка ему была ни к чему.

После Екатерины II проблем в государстве осталось немало. И их должен был кто-то решить или хотя бы попытаться. Иногда Павел избирал для этого странные, не рыцарские (а рыцарство было для него очень важным) пути, но кто не ошибается?