16 апреля при поддержке Управления по воспитательной работе и молодежной политике РХТУ им. Д.И. Менделеева в большом актовом зале состоялась встреча с российским космонавтом. Гостем университета стал Петр Дубров – российский космонавт-испытатель отряда ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина».
За плечами Петра более 350 суток на станции транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз МС-18» в качестве бортинженера, 4 выхода в открытый космос общей продолжительностью около 30 часов, 2 медали – «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации (2023 г.) и именная Ю. А. Гагарина (2023 г.). Сейчас Петр Дубров является действующим космонавтом-испытателем отряда космонавтов Роскосмоса.
Перед встречей со студентами нам удалось лично поговорить с Петром Дубровым и узнать, как обстоят дела у космической отрасли со строительством новых станций, взаимодействием с зарубежными коллегами, будущими полетами на другие планеты Солнечной системы.
– Добрый день, Петр Валерьевич. Вы у нас в РХТУ впервые?
– Да, раньше не доводилось тут бывать. Меня очень впечатлил ваш университет. Здесь с первых минут ощущается какая-то близость к истории, науке. Жаль, что моя профессия далека от химической отрасли.
– Разве можно стать космонавтом без знания химии? Вы же на станции часто проводите различные эксперименты.
– Нам пишут инструкции по экспериментам научные сотрудники дружественных лабораторий Роскосмоса, и мы уже в условиях невесомости на ботру проводим те или иные исследования согласно четкому плану. Поэтому досконально знать химию именно космонавтам не обязательно, мы все специализируемся на других вещах. Я, например, бортинженер, обучался на факультете «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» в Хабаровском государственном техническом университете. Как понимаете, от профессионального знания химии я далеко, но что-то в голове осталось, правда, со времен школы. Для работы космонавтом этого хватает.
– А что вообще нужно, чтобы стать космонавтом? Поздно ли задумываться об этой профессии, если уже, например, успел окончить университет?
– Наоборот, я бы даже сказал, что это самое время. При подаче документов комиссия большое внимание уделяет профессиональным компетенциям, кандидату важно иметь опыт работы по специальности. Поэтому если вы поставили себе цель стать космонавтом, то начинать к ней идти никогда не рано и никогда не поздно.
– Мы специально опросили студентов перед встречей с вами, и многие хотят знать, как обстоит быт космонавтов на станции? Недавно ведь вышел фильм «Вызов», который сняли в космосе, так вот ребята не верят, что все, показанное там, правда.
– Жить в условиях невесомости непросто, приходится ежедневно использовать большое количество сложной техники, чтобы выполнить какие-то базовые даже гигиенические вещи, например, принять душ без текущей из крана воды или приготовить поесть. На Земле в этом плане в десятки раз проще, включил душ – помылся, нагрел сковороду – разогрел еду. Но знаете, человек – очень гибкое существо, ко всему привыкает. Главное на станции не забывать, что жизнь внутри корабля обеспечивает именно специально разработанная техника, она же тебя и защищает, поэтому к ней стоит относиться бережно. Ну а в целом я бы сказал так – вид из иллюминатора станции на Землю стоит любых неудобств.
– О чем первым делом мечтает космонавт, оказавшись на орбите? Явно же не вернуться на Землю.
– Нет, конечно, скорее улететь еще дальше. Вселенная ведь безгранична. На мой взгляд, мечтать стоит о возможности оказаться на других планетах, в иных галактиках. Правда, сначала необходимо разработать для этого такие возможности, как корабли, систему обеспечения жизнедеятельности и решить огромный ряд сложностей. Однако к этому стоит стремиться.
– Петр Валерьевич, скажите, изменилось ли как-то взаимодействие между космонавтами разных стран на станции в связи с политическими событиями на Земле?
– Почти ничего не поменялось. Понимаете, станция – это все-таки единое целое. Если мы начнем там что-то делить, то это нарушит работу всего корабля. В перспективе, конечно, к сожалению, скорее всего, мы придем к какому-то более четкому делению. Роскосмос сейчас строит отдельную большую станцию для изучения северных регионов планеты. Америка же создает большую программу по исследованию Луны, они хотят разместить станцию в точке Лагранжа между Землей и Луной.
– По-вашему, что важнее: изучении Луны или дальнего космоса?
– Тут сложно выбирать. Все по-своему важно. Не стоит забывать, что при разработке технологий для межпланетных полетов, ученые в том числе работают и над земными инновациями. То есть когда мы делаем что-то для космоса, мы в то же время создаем нечто новое и для Земли, для нашей с вами жизни здесь. Поэтому тут весы в равнозначном положении.
– А как же идеи Илона Маска, что человечество для собственного выживания и стабильности должны освоить ближайшие к Земле спутники и планеты, например, Луну и Марс?
– Это все зависит от поведения людей на Земле. Я считаю, что если мы будем аккуратно расходовать ресурсы, то даже с огромным числом жителей на планете у нас не будет какой-либо нехватки. Хотя это не значит, что исследовать Луну и Марс не стоит. Стоит, просто нужно понимать зачем и с какой целью.
Добавим, что полную трансляцию встречи можно посмотреть в официальной группе Управления по воспитательной работе и молодежной политике РХТУ во ВКонтакте.