Найти в Дзене
Грани реальности

Большое обратное переселение народов

Обострение террористической обстановки в России породило волну внутриполитической дискуссии о миграционной политике.

Данную дискуссию активно стараются купировать как миграционные лоббисты, так и официальные медиа.

В свою очередь, сторонники пересмотра текущей практики работают над консолидацией общественного мнения и активно формируют комплексные предложения по реформированию.

При всей остроте противоборства оно имеет значение только в очень ограниченном временном отрезке - буквально пары ближайших лет. С точки зрения даже среднесрочного прогноза такого вопроса уже нет - современные мигранты неизбежно в своем абсолютном большинстве вернуться в страны своего гражданства по рождению.

Такая ситуация предопределена не столько политическими настроениями в конкретном обществе или соотношением сил групп интересов в определенной стране, а научно-техническими циклами, которые прямо предопределяют экономический ландшафт в странах и мире.

Для Европы и США наплыв мигрантов был итогом целенаправленного решения властей по ввозу трудовых масс в рамках концепции «государства всеобщего благоденствия», когда завоз дешевой рабочей силы позволил обеспечить более высокий социальный уровнь для граждан и, одновременно, высвободить человеческие и материальные ресурсы для ускоренного развития более сложных сегментов экономки для рывка в сторону цифрового общества.

Для России текущий миграционный кризис также является итогом давно принятых решений, в основе которых были насущные причины и рационально обоснованные аргументы - провал по народонаселению из-за социальной катастрофы 90-х и необходимость ускоренного прохождения этапа восстановительного роста.

Логика изначального принятия решений понятна. Проблема не в этом, а в том что ни в Европе, ни в России не проводилось долгосрочное моделирование ситуации. Прогнозы, которыми оперируют исполнительные власти в большинстве стран мира основаны на экстраполяции исторически зафиксированных процессов в экономике. То есть, они, фактически, принимают за неизменный параметр уровень технологий и формируемые ими (технологиями) последствия. Для большинства расчетов такое допущение приемлемо, но для ряда документов - например, долгосрочных прогнозов развития - подход должен быть иным.

Посмотрим на проблему миграции в России в категориях технологического развития. В Россию в настоящее время приезжают в своей массе трудовые ресурсы без квалификации - то есть разнорабочие. Их уровень столь низок, что будучи выходцами из стран, где русский язык был и остается во многом языком межнационального общения, они не способно пройти очень условный языковой тест на русский язык без коррупции.

Данные трудовые ресурсы могут выполнять только самые простые функции, не требующие специальной подготовки. Иными словами, они работают и живут только за счет возникшего в силу спада 90-х сегмента экономки ручного труда - то есть экономики не выше III технологического уклада.

Да, на какой то период это было неизбежная ситуация, но проблема в том, что этнические диаспоры строят свою жизнь, исходя из того, что так будет и дальше и они найдут место в экономике для себя. Как итог они не вкладывают ресурсы в свое образование и профессионализм, речь не о покупке сертификатов и дипломов.

Фактически, время для подготовки упущено, а собранные тяжким трудом средства потрачены на бытовые нужды.

Что мы имеем в результате на примере России: миллионы гастробайтеров, большая часть которых не имеет профессиональных компетенций для современной экономики. Фактически, таксист - это уже высококвалифицированная категория работника в среде приезжих.

В самые ближайшие годы начнется лавинообразный вывода человеческого труда из занимаемых мигрантами сфер деятельности. И не надо даже сейчас рассматривать более сложные форматы, когда гуманоидные роботы заменят почти весь ручной труд, посмотрим на то что уже работает у нас сегодня.

К примеру, только в Москве 50 000 человек занято на уборке улиц. При этом уже в нескольких парках идет опытно-промышленная эксплуатация роботов - уборщиков. По расчетам, такие машины, импортонезависимые к тому же, могут заменить 90% текущего ручного труда дворников. Они не «халтурят» и работают все время кроме технических остановок, чистое рабочее время до 16 часов в сутки (ссылка).

Уборка помещений - системы российской компания Waybot Robotics обеспечивают до 18 часов работы в сутки (ссылка).

Автопарк электромобилей в России пришел в галопирующий рост - за 2023 год - + 75%: с 22,5 тыс. до 39,7 тыс. Для сравнения: в 2019 года электромобилей было 2,8 тыс., в 2020 году — 7,5 тыс., в 2021 году — 14 тыс. (ссылка)

Современный электромобиль - это с композиционной точки зрения практически готовый беспилотник. Вопрос лишь в принятии решения, когда выпустить беспилотные такси и иные категории транспорта на линии. Для уже почти все готово. В любом случае, осталось времени меньше, чем надо для того, чтобы мигранты-таксисты переучились на новые востребованные профессии. Работать в такси повышенной категории комфорта они не смогут, так как для этого нужен высокий уровень этикета и да, нормальное владение русским языком.

Только «Яндекс» уже в коммерческой эксплуатации имеет несколько сотен роботов-доставщиков (ссылка). То что это уже производственное применение говорит о том, что до полного вытеснения человека из этой сферы остались считанные годы. Будет как с колл-центрами, сначала эксперимент и не привычно, теперь поголовное использование голосовых алгоритмов вместо операторов-людей.

Полной автоматизации в ближайшее время подлежат такие функции как сортировка, сбор заказов, кассир, большая часть складской работы и многое другое.

Фактически, в самые ближайшие годы все эти массы мигрантов останутся без средств к существованию, что создаст громадное внутриполитическое напряжение.

Более того, даже условно квалифицированные работы - на той же стройке - судя по новостям из Китая, очень скоро перестанут быть местом занятости человека. Возможно, это будет позже массового беспилотного такси, но ожидаемый временной задел не в десятилетиях и он точно меньше, чем необходимо для переобучения ввезенных масс взрослого населения востребованные профессии.

И это мы выносим за скобки чисто экономический вопрос. При автоматизация простого труда помимо чисто производственной эффективности есть много экономических плюсов в виде отсутствия социальных издержек, отсутствия криминогенного фактора, отсутствия необходимости учитывать конъюнктуру рынка и пр.

Современных трудовых мигрантов не по политическим, а по экономическим причинам вынудят вернуться в страну происхождения.

И это будет повсеместно. Согласно Международной организации по миграции, в 2021 году в мире было около 280 миллионов мигрантов. Большая часть этих людей уже без экономической роли, но им об этом еще не сообщили и они не готовятся к тому, что вновь надо будет менять место жительства.