Нефть не только удивляет своей красотой ученых, глядящих на нее под микроскопом, но и вдохновляет художников и скульпторов. Это доказывает коллекция музея современного искусства Эрарта, экскурсией по которому завершился Форум образовательная среда 2024 в Санкт-Петербурге, прошедший при поддержке Корпоративного университета «Газпром нефти». «Энергия+» прогулялась по экспозиции вместе со специалистами музея.
— Работа «Квадрат барреля» — парафраз хорошо знакомой многим картины Казимира Малевича, — рассказывает экскурсовод музея Даниил Иванов. — Русский авангардист, как известно, возвестил своим «Черным квадратом» о конце всей предыдущей живописи и рождении новой. Здесь, по замыслу нашего современника Алексея Чижова, эта геометрическая фигура говорит о богатстве и неисчерпаемости земных недр.
— На картине «Нефть» Владимира Мигачева мы видим товарный поезд с нефтяными цистернами, — продолжает Даниил Иванов. — Земля у железной дороги словно источает нефть. Для этого художник обращается к необычному приему: подмешивает в краски камушки, песок. При взгляде на картину можно прийти к двум противоположным выводам. Первый — обеспокоиться экологической обстановкой в мире. Второй — понять, что люди находят в себе силы добывать важный ресурс, несмотря на сложные условия, чтобы человечество могло продолжать свое существование.
На Крайнем Севере есть населенные пункты, затерянные среди лесов и болот, куда можно привезти топливо и смазочные материалы только в канистрах на грузовике повышенной проходимости. Как, например, поселок в устье реки Варзуги, впадающей в Белое море, всего лишь 30 километрами южнее полярного круга. Картина Ольги Давыдовой «В устье реки Варзуги» композиционно разделена на две части — сушу и единую молочно-белую стихию моря с небом.
— Здесь визуализирован край земли, — поясняет руководитель арт-отдела музея Павел Маркайтис. — Пейзаж обрывается, и перед нами предстает небытие. При этом этот край земли все равно снабжают необходимыми людям горюче-смазочными материалами.
Внимание привлекает черная капля нефти работы Дениса Прасолова. Скульптуру дополняют «кардиограмма» цен за баррель и постамент с градусом эмоций, который повышается или понижается в зависимости от перемен на нефтяном рынке. В каплю вкраплено всевидящее око — масонский знак, который символизирует наблюдающего за миром Великого Архитектора Вселенной, призывает к мудрости и обращается к совести.
Уголь и нефтепродукты — популярные источники энергии на планете — способны послужить художнику прекрасным материалом для создания произведения искусства. Картина кемеровца Ильи Гапонова «Кузбасс параллельный» выполнена с использованием кузбасслака — материала, который получают путем обработки нефтяного или каменноугольного битума углеводородными растворителями. Он был впервые предложен в Кузнецком каменноугольном бассейне в качестве антикоррозионного покрытия и отделочного материала — отсюда и его название.
— Здесь изображена коксовая батарея на одном из металлургических комбинатов Кузбасса, — рассказывает Павел Маркайтис. — Это монументальное полотно стало дипломной работой выпускника «Мухи» (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени Штиглица, которая раньше носила имя скульптора Веры Мухиной), а сейчас уважаемого в профессиональных кругах мастера.
Если одних художников промышленность вдохновляет на создание индустриальных пейзажей, то у других вызывает беспокойство за состояние окружающей среды. В картине «Синий кит» Рината Миннебаева, изображающей крупнейшее на планете животное, внимательный зритель может найти множество смыслов. Тело кита играет всеми цветами радуги и контрастирует с серым фоном. Возможно, это «каменный мешок», в который многих млекопитающих (так переводится с английского слово mammals на брюхе героя) загнала индустриальная и постиндустриальная цивилизация. Подобные ассоциации может вызвать и техника арт-ресайклинга, использованная при создании картины, — она заключается в применении мусора для создания произведения искусства. В данном случае — обрывков глянцевых журналов и печатной рекламной продукции.
Над выставочным залом парит кинетическая скульптурная композиция «Космос» Владимира Андреева (на фото справа вверху). Рационально мыслящий зритель увидит здесь гироскопический тренажер для вестибулярного аппарата — космонавт подвергается перегрузкам по программе подготовки к полетам. Человек с развитым творческим воображением, возможно, представит покорителя космоса в окружении околоземных, а может быть, и более далеких орбит. А что видите вы?
Разобраться в типе своего мышления поможет инсталляция «Модель биполярной активности» Дмитрия Каварги. В отличие от остальных экспонатов этот можно и нужно трогать руками. На вид агрегат очень сложный, но пользоваться им просто. Как известно, за логическое мышление отвечает левое полушарие головного мозга, за образное — правое. Аппарат фиксирует электрическую проводимость кожи на пальцах, которая зависит от активности мозговых полушарий. Достаточно вставить по два пальца каждой руки в специальные углубления с датчиками, и через полминуты возникает реакция. С помощью программы сигнал датчика преобразуется в звук. Если у вас доминирует левое полушарие — услышите музыку слева, если правое — справа. Вот так даже в одном экспонате объединяются искусство, наука и высокие технологии.
Оригинал статьи и другие материалы об энергетике читайте на сайте журнала «Энергия+».