На чем я там остановился, в предыдущей статье этого цикла? На толстянках? Заодно про них и закончил тогда. А теперь еще несколько групп не-кактусовых суккулентов, представители которых росли у меня в миникомпозициях.
Гаворции=хаворции.
Очень популярные в комнатной культуре гаворции, Hawortia, - излюбленный «живой декор» у любителей нарядных ширпотребовских суккулентных композиций. Чудесные их розетки с темными поперечно исчерченными мясистыми листьями надежно сочетаются хоть с чем – и с любыми другими растениями, и со всякими естественными/неестественными украшениями. При этом нетребовательны, живучи и долго не теряют приемлемые для композиции размеры и форму.
Впрочем, это все – обычные/привычные H. fasciata&margaritifera. Эти, конечно, могут украсить любую непритязательную композицию, но им самим никакая композиция ничего не добавит. К тому же интересные, зрелые их экземпляры вообще ни для «мини», ни для композиций (может быть как-нибудь про них отдельно – они того стОят).
Но род Гаворция довольно обширен (около полутора сотен видов). Большинство из них в культуре вообще неизвестны, а многие редки, трудны и изысканно необычны. А некоторые, растущие в сильно аридных районах, к тому же скрытны и криптичны – другими словами, малозаметны. Не каждый на них обратит внимание, а значит и не оценит, какие они невероятные. Вот таким гаворциям, на мой взгляд, показаны продуманные композиции, подчеркивающие их исключительность и своеобразие.
Первой у меня прямо-таки напрашивалась гаворция купери, H. cooperi. И не подумаешь, что гаворция – настолько на привычные не похожа. Собственно розетка у нее не выражена и наполовину скрыта в земле. А листочки сферические, вздутые, блестяще-полупрозрачные. Очень похожи на литопсы, и устроены/функционируют примерно также, как эти сверх-суккуленты (о литопсах, как я и обещал, будет отдельное сообщение в этом цикле). В общем, чудо чудесное зелено-хрустальное эта гаворция. Хотя на первый взгляд, скромно-неброское.
Вот с ним и попробовал экспериментировать. Впрочем, идея простая и очевидная.
Когда меня в детстве впервые отвезли на море, я как и все, заворожено бродил по линии прибоя, разглядывая весь этот прибрежный хлам из всяких камешком, ракушек и … блестящих на солнце мокрых окатанных осколков стекла. Конечно, их собирал, зеленые в основном – а кто не собирал?
И вот мне для этих самых композиция приносит добрая душа целую коробочку когда-то собранных (возможно, не одним поколением) этих зеленых стекляшек.
Ну ведь сами тянутся зеленые стеклянные гальки к гаворции купери! А сама гаворция – не возражает. И этот простой дуэт мне оказался очень по душе. Удивительно, что по с развитием гаворции – а ей почему-то такая посадка приглянулась, и расти она начала на удивление бурно – композиция не теряла гармоничной привлекательности. Только вначале небольшие розетки робко выглядывали из стеклянной зелени, как молодые грибки, а потом эта же сыпучая зелень будто стекала уже с матерых разросшихся кустиков.
Тот редкий случай, когда я уверенно могу призвать повторить эту мою идею: посадить гаворцию купера и съездить на море, побродить по пляжу и набрать стаканчик этих стекляшек.
Воодушевленный опытом с незабываемой гаворцией купера, я стал присматриваться к еще более странным и прихотливым специализированным представителям рода.
Гаворция маугани, H. maughanii, «устроена» примерно так же, как предыдущая. Но еще более спрятана в земле – на поверхности только плоская верхушка листочков, уплощенная, с плотной узорчатой кожицей.
Как это выглядит в композиции с подходящими/маскирующими камешками можно разглядеть на фотографии.
Ну а у гаворции трунката, H. trunсata («обрубленная»), листочки эти собраны не в розетки, а рядами, отдаленно напоминает веер или клавиши. И конечно, тоже практически скрыты в земле.
Ох, как увлекательно подбирать визуально сочетающийся антураж. У меня было несколько вариантов – здесь сохранившийся на фотографии.
С нежной чуть перистой гаворцией болузи, H. bolusii, эксперимент вышел неоднозначный: «в лоб» добавленные перья хоть и подчеркивают эту самую нежную перистость, странную для суккулента, но непривычно смотрятся в растительной композиции. Хотя перья и устойчивы к влаге, и долго не теряют своего облика.
Крестовники.
Ну кто ж их не знает – крестовники/сенецио, Senecio, род астровых. И кто, по правде говоря, их по-настоящему знает – так обширен этот род. Возможно, самый крупный ботанический род, ну ладно – один из самых крупных: три тысячи видов! И чего только среди них не найдется. Суккуленты? Пожалуйста! Очень интересные и многообразные. В культуре более распространены эпифитные. С. роулианус, в первую очередь. Но немало и других – стеблевых/листовых. Среди них есть особо элегантные, с геометрично-скульптурно организованными листьями, при этом – белыми (меловой налет – еще одна защита от палящего солнца).
Два таких замечательных крестовника тут в композициях: розеточный S. scaposus и элегантный S. haworthii (этот вид назван в честь замечательного британского ботаника Адриана Харди Хэуорта – как и гаворции). Эти достойные растения, по моему убеждению, посаженные в стандартные горшки (тем более – в большой коллекции), все-таки теряются/тушуются. А композиции из них беспроигрышны: они «делают» любую композицию, даже с самыми простыми камнями.
Анакапсеросы.
А вот род Анакампсерос, Anacamseros, совсем малоизвестный. И в культуре не распространен. Хотя интересный и с ботанической, и с коллекционной точек зрения. При этом представители его обычно миниатюрны, не броские/не яркие, но достойные внимания каждый по-своему. И потому их непропорционально много в моих композициях. Аж три вида.
Самый необычный, и возбуждавший мой интерес/любопытство – анакампсерос альбиссима, A. albissima, который то выделяют в отдельный род Avonia, то не выделяют. Но я здесь не про систематику и названия, а про облик и его восприятие. Авония/анакапсерос альбиссима – крохотные нежные снежно-белые «пальчики», очень капризные и чудесно цветущие, если их капризы удовлетворены.
Вот эту нежность-снежность хотелось подчеркнуть в совершенно белой композиции.
Напротив, анакампсерос грацилис рубра, A. gracilis rubra, хоть тоже крошка, но с агрессивной черно-бордовой окраской треугольных листочков. И он у меня в черной базальтовой гальке, дополненной ярким пятном из каменноугольной друзы.
Моя коллега привезла эту друзу из экспедиции и очень не хотела с ней расставаться. Но ей пришлось (сам удивляюсь, какие аргументы находятся, если что-то необходимо в суккулентной мини-композиции).
Гораздо более простой во всех отношениях, я бы даже сказал – простецкий, анакампсерос руфесценс, A. ruffescens. Ну так он и в самой незамысловатой композиции с галькой и раковинами.
Пеперомии.
Знакомство с суккулентными пеперомиями для меня было почти открытием – далеко не в каждом справочнике суккулентных растений их упоминают. Все-таки эти растения остались как-то в стороне от моего внимания: уважаю, но близко познакомиться не сложилось. Замечу, что на мой взгляд, очень тускло смотрятся зрелые суккулентные пеперомии в обычных горшках.
Тут одна из попыток представить пеперомии в композиции: Peperomia sp., привезенная из природы. Сучок не просто для красоты: она растет в лесах и нередко эпифитно, как раз на ветвях.
Церопегии.
Совсем отдельное и фантастическое королевство суккулентных растений – церопегии, Ceropegia. Странные, удивляющие, притягивающие. Если у кого есть время, интерес, настроение завести у себя что-то этакое, не узумбарские фиалки и не фалинопсисы, - присмотритесь, рекомендую.
При этом поразительны все-таки именно цветки церопегий. Но есть один вид, выделяющийся неправдоподобной, ни на кого не похожей скульптурой своих стеблей. И вот эту невероятность я хотел подчеркнуть, сажая укорененный черенок церопегии арманди, Ceropegia armandii. Мне нравится, как получилось. Самой церопегии – не уверен: росла не очень, и не цвела. Впрочем, вид этом вообще непрост.
Цикл этот я еще продолжу – по крайней мере, в планах еще две публикации. Нумерация фотографий – может быть вы заметили – продолжается. А это значит, что я по-прежнему с интересом и благодарностью жду конкретных оценок и суждений.