У Стендаля «Красное и чёрное», а у Кулигина - «Чёрное и белое»! :)
Что общего, кроме похожего названия, между знаменитым романом французского писателя Мари-Анри Бейля, более известного как Стендаль, и современным спектаклем московского театра антрепризы «ОЛИМПиК»?! На первый взгляд, - ничего! Однако при более детальном рассмотрении общее все же прослеживается. Темы личной выгоды, денег и любви, как в произведении французского классика 19 века, так и в новой постановке «ОЛИМПиКа», присутствуют повсеместно.
Впрочем, это не удивительно! Ведь спектакль «Чёрное и белое» поставлен по мотивам пьес другого великого классика 19 века – Антона Павловича Чехова. И по прошествии почти двух веков актуальность их остается неизменной. Как не меняется с течением времени и сама сущность человеческая….
АФИША С РЕПЕРТУАРОМ МОСКОВСКОГО ТЕАТРА АНТРЕПРИЗЫ "ОЛИМПиК"
Спектаклю «Чёрное и белое» театра «ОЛИМПиК» чуть более года. Нынешний его показ, который состоялся 17 апреля 2024 года в Особняке купца Носова, стал 5-м по счету. Однако он уже полюбился зрителю. Между прочим, зрителю искушенному и избалованному современной индустрией развлечений, которая изобретает все новые, порой самые немыслимые, формы и средства в попытке привлечь и развлечь привередливую публику.
А может, нужно сделать все наоборот? И не стараться в очередной раз «изобретать велосипед», а обратиться к старой-доброй классике, великая сила которой безотказно пронзает века, поражая своей правдивостью, остротой и злободневностью?!
Именно по такому пути и решил пойти худрук и режиссер театра «ОЛИМПиК» Валерий Кулигин, взяв за основу своей новой постановки две шутки-пьесы Чехова - «Медведь» и «Предложение». Ведь с Антоном Павловичем и посмеяться можно, и порассуждать. В любую эпоху сделать это не лишне!
И хотя действие спектакля «Чёрное и белое» переносит нас почти на 200 лет назад, погружая в атмосферу и быт русской глубинки, его сюжет мог бы развернуться в любом месте в наши дни.
Построив канву спектакля на основе классического произведения, Валерий Кулигин привнес в него много своего, личного. А то, как умеет режиссер «ОЛИМПиКа» преображать пьесы любых драматургов, знают те из зрителей, кто хоть раз побывал на спектаклях этого театра.
А еще, обладая, на мой взгляд, безупречным художественным вкусом (о чем я тоже уже много раз писала в своих статьях) Кулигин, подобно волшебнику, украшает свои постановки красивейшими элементами и штрихами, ставшими уже узнаваемыми для тех, кто бывал на его спектаклях много раз.
Есть эти элементы в одном из самых романтичных и любимых зрителями спектаклей в репертуаре «ОЛИМПиКа» - «Пришел мужчина к женщине». Присутствуют и узнаваемы они и в «Чёрном и белом».
Кстати, среди задействованных в спектакле актеров, – те самые Мария Потапова (Рязанова) и Денис Мотков, которые предпочитают даже не играть, а наравне с режиссером создавать, творить, вытворять на сцене – истинную Магию Творчества. (Чего стоит одно только страстнейшее танго в их исполнении, венчающее первую, "чёрную", сторону постановки!). И каким бы ни были спектакли с участием Марии и Дениса, какими бы ни были их роли в этих спектаклях – это всегда поединок, дуэль двух начал – Мужского и Женского, а в конце – всегда их единение. Ведь так задумано не только автором, но и самой Природой!
Отдельно хочется сказать об актерах Евгении Сафронове и Татьяне Садовой. На первый взгляд, их роли в «Чёрном и белом» не столь ярки, как роли Потаповой и Моткова, однако именно благодаря их игре спектакль становится настоящим театральным шоу – саркастическим, шутливым, - красочным! Лакей Лука, маменька Чубукова – в образе этих персонажей Евгений и Татьяна по-настоящему украшают постановку. Ребята, вы тоже бесподобны! Спасибо вам за работу!
А теперь о том, почему же «Чёрное и белое»? И какая из пьес - «Чёрное», а какая - «Белое»? Это зависит от антуража постановки, декораций, костюмов… Так, первая часть спектакля по пьесе «Медведь» разворачивается в антураже и в костюмах черного цвета, а часть спектакля по произведению «Предложение» – в белых.
Но и опять же – здесь все не так просто. Извечная борьба двух начал: плохого и хорошего, злого и доброго, тёмного и светлого, а также мужского начала и женского… Кто победит?
В какой-то момент мне даже показалось, что я опять на спектакле «Пришел мужчина к женщине». И в который раз наблюдаю их извечный психологический конфликт. Похоже, излюбленный режиссёрский ход в действии!
Кстати, название спектаклю - «Чёрное и белое» выбрали зрители. (Вот он – режиссёрский реверанс в сторону искушенной публики!). Из нескольких вариантов названий, предложенных худруком театра, было выбрано именно это.
Еще один модный сегодня штрих – иммерсивность постановки. Зрители не только максимально приближены к сцене и актерам, (небольшой уютный зал Особняка купца Носова к этому располагает), но актеры сами по ходу действия подходят к зрителям, обращаются, прикасаются к ним, в определенный момент делая их непосредственными участниками действа. Это не только интересно, но даже немного страшно, - неожиданно для себя оказаться сопричастным искусству!
Впрочем, это единственная неожиданность (хоть и приятная!) в данном спектакле. Все остальное в нем – ожидаемо: ожидаемо интересно, ожидаемо актуально, ожидаемо красиво. Неизменная классика, помноженная на талант и вдохновение всех участников этого удивительного творческого процесса под названием Театр! Так держать, "ОЛИМПиК"!!!
ФОТОРЕПОРТАЖ "ЧЁРНОЕ" + видео
ВИДЕО-ФРАГМЕНТ "ЧЁРНОЕ"
ФОТОРЕПОРТАЖ "БЕЛОЕ" + видео-поклон
ВИДЕО-ПОКЛОН
Если вам понравился этот материал, ставьте лайки, пишите комменты и подписывайтесь на "Культурные вечера"!
Друзья! А вы знали, что в октябре 2023 года московскому театру антрепризы "ОЛИМПиК" исполнилось 10 лет? О том, как проходило празднество, можно почитать здесь:
А по ссылкам ниже можно почитать статьи о других спектаклях "ОЛИМПиКа".