Это моя первая статья. Полагаю, будет логично посвятить её моему первому и самому любимому поезду - поезду «Краснодар - Сочи»
Летом 1888 года была открыта железная дорога, соединяющая Владикавказскую железную дорогу с Чёрным морем. Она начиналась в посёлке Тихорецком и проходила через станицы Кореновская, Динская, Крымская и заканчивалась в городе Новороссийске. Не обошла железная дорога стороной и Екатеринодар, который как бы разделил её на две равные части.
Спустя без малого 40 лет, в 1927 году открывается первый участок Черноморской железной дороги, связывающий города Адлер, Сочи и Туапсе. Далее дорога, получившая название Армавир-Туапсинской железной дороги (или же просто Туапсинки), уходит в горы, и, связывая с Чёрным морем станицы Хадыженскую, Белореченскую и Курганную, выходит к Армавиру, где соединяется с Владикавказской железной дорогой, к тому времени национализированной и переданной НКПС.
Проект соединения Екатеринодара с Черноморской железной дорогой Туапсе - Новосенаки рассматривался ещё в самом начале ХХ века, однако был реализован спустя более чем 70 лет. 29 декабря 1978 года состоялось торжественное открытие Лысогорского (Чилипсинского) тоннеля, а в 1979 году по новой дороге впервые пошли пассажирские поезда. С тех пор краснодарцы получили возможность быстро и недорого добраться до таких курортных городов, как Сочи, Гагра, Сухуми. Правда, приходилось довольствоваться лишь проходящими поездами, мест на которые хватало далеко не всем.
В середине 90-х годов прошлого века был назначен поезд №601/602 Краснодар - Адлер - Ростов. Однако, если верить служебному расписанию, Краснодар там был всё такой же промежуточной станцией, как и для десятков других поездов. Тем не менее, график поезда был довольно удобным - отправление в 23:10 и прибытие в Сочи в 6:39 утра на следующий день. В Адлер же поезд прибывал спустя 56 минут. В обратный путь поезд уходил в 22:00 из Адлера, в 22:57 из Сочи, и прибывал в Краснодар в 6:33 утра. В состав поезда входили 4 купейных вагона и по одному спальному, общему и плацкартному. Не исключено, что в летний сезон состав насчитывал более 7 вагонов, но это уже другая история.
В 2004 году с запуском пригородного поезда «Краснодар - Сочи» краснодарцы наконец-то получили быстрое беспересадочное, а главное, независимое от других городов сообщение с Черноморским побережьем Кавказа. Состав этого поезда состоял из 7-10 сидячих (межобластных) вагонов, каждый из которых мог вместить до 60 пассажиров. В пик курортного сезона количество вагонов могло доходить до 12, 15, и даже до 19 (как минимум один рейс в 2008 году, на который мне довелось попасть).
Из Краснодара поезд отправлялся в 7 утра и прибывал в Сочи в полдень. Его главными преимуществами были:
- быстрый и удобный график: утреннее отправление из Краснодара и вечернее прибытие обратно - отличная возможность съездить на море «на денёк» - и минимум длительных остановок - всего одна 30-минутная в Горячем Ключе. Зато вдоль моря поезд частенько останавливался на 1-2 минуты - в Шепси, Лазаревском, Якорной Щели, Лоо и Дагомысе. Время в пути составляло немногим больше 5 часов, что значительно меньше, чем у большинства проходящих поездов;
- низкие цены;
- доступность билетов.
Все расписания данного поезда, какие мне удалось найти, я приведу в паблике ВК, на который также рекомендую подписаться
Поезд, с которым я впервые познакомился в 2005 году, в разные годы ходил под разными номерами. Его история начиналась с номеров 801/802, которые использовались до лета 2007 года. С введением нового графика 27 мая поезд получил номера 7005/7003/7004/7002.
Примерно за час до отправления тепловоз ЧМЭ3 вытягивал из депо к первой платформе тёмно-зелёные вагоны с яркой насыщенно-жёлтой полосой. В каждом вагоне на окнах присутствовали голубые шторки, а по центру висела табличка с указанием маршрута. Бóльшая часть вагонов была относительно «свежей» - 1998-2000 годов выпуска. Однако в составе был один уникальный вагон - сидячий вагон-бар Аммендорф. Несмотря на то, что в нём было заметно меньше 60 мест, его главным преимуществом являлась барная стойка, за которой можно было скоротать время за завтраком с чашечкой чая. Выбор не ограничивался только чаем и кофе - пассажиры также могли приобрести различные сладости, снеки и питьевую воду. Верхние углы были украшены искусственными лозами с листьями, что выглядело весьма необычно. К сожалению, мне так и не удалось получить билет в этот вагон (в разные годы он ходил под разными номерами), однако заглянуть всё же получилось. После отправления с начальной станции проводники начинали развозить в тележках весь ассортимент товаров, представленных в вагоне-баре.
К первому (иногда нулевому) вагону прицеплялся электровоз ЧС4т, который вёл поезд до Горячего Ключа, где его сменял зелёный ВЛ10. В то время чаще всего это был ВЛ10-674, реже - ВЛ10-1378 и другие. Следом за краснодарским экспрессом на юг шла «Московия» - 103-й скорый сообщением Москва - Адлер. В Горячем Ключе его бело-сине-красные вагоны ждала «легенда Кавказа» - электровоз ВЛ10-127.
В пик курортного сезона в поезд №104/103 Москва - Адлер мог включаться сидячий вагон. Он имел номер 1 и шёл первым в направлении Сочи
Краснодарский поезд был один из немногих, конечной остановкой которого являлся город Сочи, а не Адлер. Таковым был и сезонный поезд №283/284 Москва - Сочи, состав которого представлял собой «сборную солянку» Московской железной дороги. В нём, помимо классических зелёных вагонов, можно было встретить вагоны от «Соловья», «Тургенева», «Орла», «Николаевского экспресса» и других фирменных поездов.
По прибытию в Сочи состав оставался стоять на месте, занимая один из пяти путей (ещё один занимал вышеупомянутый поезд «Москва - Сочи»). Под палящим южным солнцем вагоны нагревались, и если к моменту отправления из Сочи температура внутри ещё была приемлемой, то уже через час в вагонах начиналась настоящая «парилка». Из-за низкой скорости движения вдоль моря, плохо открывающихся форточек а также полностью наполненных вагонов, температура внутри взлетала до астрономических значений, создавая пассажирам массу неудобств.
Интересной особенностью данного поезда было то, что билеты с указанием мест продавались только от Краснодара и Сочи. При посадке на промежуточной станции в билетах вместо номеров мест присутствовала надпись «места укажет проводник». В действительности проводник всегда указывал занимать свободные места (случаи, когда кому-то не хватило мест, мне неизвестны)
Настоящим испытанием была посадка в поезд по станции Туапсе, куда поезд прибывал в 5 часов вечера. Красные, как раки, загоревшие пассажиры из небольшого жаркого южного городка попадали в раскалённый вагон, в котором банально было нечем дышать. Всё это приправлялось не самыми мягкими сидениями, касаться которых обгоревшей спиной было неприятно. После отправления из Туапсе требовалось немало времени, чтобы температура в вагоне понизилась до более-менее терпимых значений. Во многом поэтому в народе поезд прозвали «краснодарской душегубкой».
В течение 5 лет «краснодарская душегубка» исправно возила пассажиров к морю, однако в конце мая 2009 года настала эра перемен.
Зелёненький он был
«С 31 мая на Северо-Кавказской железной дороге вместо скорого пригородного поезда №7005/7003, состоящего из пассажирских вагонов 2 класса, на маршруте Краснодар – Сочи будут курсировать два состава скоростных электропоездов, в которые включены вагоны повышенной комфортности».
С введением нового графика маршрут Краснодар - Сочи стали обслуживать электропоезда ЭР9ПК-63 и ЭР2К-540. Их главным преимуществом было наличие вагонов первого, второго и третьего класса, а главным недостатком - необходимость пересадки в Горячем Ключе с одного состава в другой, что было необходимо ввиду разных родов тока в Краснодаре и Сочи. Пассажирские вагоны, ранее ходившие в Сочи, были использованы для организации дополнительного скоростного маршрута на участке Краснодар - Анапа.
Интересно: поезд «Краснодар - Сочи» имел нумерацию вагонов «с головы», а электропоезда - «с хвоста». Пришедшие в 2014 году «Ласточки» также нумеруются «с хвоста»
Первый, второй и третий вагоны были вагонами первого класса, причём в третьем располагался бар. А вот нумерация «хвоста» была разной - в ЭР2К-540 голова имела нечётный номер (7 или 9), а моторный вагон перед ней - чётный (8 или 10). В ЭР9ПК-63 нумерация вагонов была стандартной - от 1 до 8 или 10. Последний нечётный вагон являлся вагоном третьего класса, последний чётный - второго. Информацию по классу обслуживания остальных вагонов мне найти не удалось
Электрички проходили всё лето, после чего уступили место старому доброму поезду на локомотивной тяге, которому стало скучно после отмены сообщения с Анапой.
2010 год принёс ещё больше сюрпризов, не все из которых были приятными. Несмотря на то, что с введением нового графика состав всё также формировался из пассажирских вагонов 2 класса, неудобств стало больше, ведь теперь до Сочи и обратно курсировали всего 5-6 вагонов! И это летом!
Поняв, что где-то свернули не туда, организаторы пригородных перевозок решили быстренько переиграть ситуацию, вернув на маршрут 10-вагонную электричку, которой теперь была не ЭР2К-540, а ЭМ2-024. Да, ЭМ2 действительно возил пассажиров от Краснодара до Сочи. Но есть один нюанс - под переменкой электропоезд следовал под тягой ЭП1М. А как иначе?) Только теперь первый и третий классы ушли в историю - все 10 (в некоторых случаях 8) вагонов были второго класса. Данное изменение произошло как раз во время моего пребывания на курорте (17-21.07.2010). Помню, как приехал в Сочи поездом, а возвращался уже электричкой.
К августу того же года для пассажиров подготовили ещё одну новинку: ЭР9ПК-63 вернулся в работу от Краснодара до Горячего Ключа, передавая в последнем эстафету ЭМ2. При этом уехать на ЭР9 всё также можно было в вагонах первого, второго и третьего класса.
С 16 сентября 2010 года на территории Краснодарского края железнодорожные пассажирские перевозки в пригородном сообщении стала осуществлять региональная компания «Кубань Экспресс-Пригород». Месяцем спустя электрички вновь сменяет ставший уже классическим для этого маршрута поезд на локомотивной тяге.
В 2011 году эксперименты с составностью прекратились, чего не скажешь о расписании. Так, к лету график в направлении Сочи был растянут без малого до шести часов. На обратный путь поезд тратил пять с половиной часов вместо привычных пяти. При этом время отправления из Краснодара стало чуть более поздним, а из Сочи - на час более ранним. Вероятно, данное изменение было связано с олимпийской стройкой и реконструкцией железной дороги от Туапсе до Адлера.
В таком графике поезд проходил до конца октября. И если на протяжении 7 лет его расписание оставалось примерно одинаковым, то с 30 октября оно претерпело серьёзные изменения: теперь поезд отправлялся из Краснодара в 6:09 и прибывал в Сочи в 11:38, а в обратном пути находился с 18:30 до 23:38. К сожалению, точного расписания за 2012 год мне найти не удалось. Данное изменение дало краснодарцам дополнительные несколько часов на курортах ЧПК, что в совокупности с небольшим временем в пути и невысокими ценами делало этот поезд ещё более привлекательным.
Начавшие своё путешествие по просторам России и странам ближнего зарубежья в 2006 году, корпоративные цвета РЖД к лету 2012 года добрались и до краснодарского поезда. Однако только часть вагонов получила на свои борта красные буквы на сером фоне, в то время как другая всё ещё оставалась зелёной. Кроме того, ВЛ10-674 передал вахту только что прибывшим «Дончакам» - от Горячего Ключа до Сочи поезд теперь водили электровозы 2ЭС4К.
Если Вы думали, что фантазия перевозчиков на этом закончилась, то вы ошибались. К лету 2013 года вагоны первого и второго класса на пригородных маршрутах канули в лету, и вместо привычных удобств пассажиров ждал лишь стандартный для пригородных перевозок третий класс, в котором приходилось проводить немалое количество времени. Зелёный поезд на локомотивной тяге сообщением Краснодар - Горячий Ключ - Сочи, курсировавший под номерами 7005/7003/7004/7002, вновь уступил место электропоездам (на этот раз ЭД9М и ЭД4М/ЭМ2), чтобы уйти в историю, на этот раз навсегда...
Поскольку данный маршрут был переведён в разряд пригородных (соответственно, поезд получил номера 6015/6013/6014/6012, под которыми ходит и по сей день), билеты отпускались без указания мест, что создало массу неудобств для уезжающих из Сочи пассажиров. Теперь, чтобы занять места получше, приходилось едва ли не за час приезжать на вокзал и сразу же бежать к дверям электропоезда, у которых уже начинала собираться очередь. Каждый пассажир старался занять хотя бы крайние, но сидячие места, ведь стоило дверям открыться, как за считанные минуты салон наполнялся битком. Тут даже московские электрички могли позавидовать! Особняком стояло и малое количество вагонов - даже в пик сезона их могло быть меньше 10. Правда, по ходу следования, уже в Дагомые и Лоо, электричка начинала «терять» пассажиров - многие пользовались ей для перемещения между населёнными пунктами Большого Сочи, а потому уже к Туапсе все стоячие места были свободны. Что касается электропоезда из Горячего Ключа в Краснодар, то занять сидячее место в 8-вагонном ЭД9М не составляло проблем.
Краснодар - Сочи: не одним 7000-м едины
Так подошла к концу история зелёного поезда Краснодар - Сочи. Однако на стыке нулевых и десятых годов XXI века между этими городами курсировали и другие поезда.
Так, например, как минимум в 2008-2010 годах в ходу был ночной поезд №603/604 Краснодар - Адлер. В состав входили сидячие вагоны, купейные и спальные. Из Сочи поезд отправлялся в полночь, в Краснодар приходил в районе 7 утра.
Поезд 607/608 Адлер - Краснодар отправился в свой первый рейс 23 сентября 2011 года. В его составе также были купейные и спальные вагоны, однако в последние билеты продавались как в сидячие вагоны (по 6 мест в каждом купе). Расписание было максимально приближено к расписанию пригородного поезда - разница составляла всего пару десятков минут! Поезд отправлялся из Краснодара по чётным числам в 7:32 и прибывал в Сочи в 12:51, в Адлер в 13:45. Из Адлера он уходил по нечётным числам в 13:20, и, появляясь в Сочи в 15:03, приходил в Краснодар в 20:34.
Оба вышеупомянутых поезда обслуживались ОАО ФПК. Как долго они просуществовали, мне неизвестно. К сожалению, это всё, что мне удалось найти про эти поезда. Сам я ими никогда не ездил и лишь однажды видел прибывающий в Краснодар ночной поезд из Адлера.
Скорость 120, взлетаем!
1 августа 2014 года пассажиров в Адлер впервые отвезла Ласточка. Поначалу был назначен только утренний поезд, однако вскоре появился и вечерний. Из Адлера также можно было уехать как утром, так и вечером. Маршрут обслуживали сдвоенные составы ЭС1, появившиеся в Адлере незадолго до Олимпиады.
С тех пор пассажирское сообщение между Краснодаром и Сочи продолжает развиваться. На сегодняшний день между этими городами ходят сразу 6 пар поездов:
- 821/822 Краснодар - Имеретинский Курорт
- 815/816 Краснодар - Роза Хутор
- 829/830 Анапа - Аэропорт Сочи
- 803/804 Краснодар - Имеретинский Курорт
- 801/802 Краснодар - Аэропорт Сочи
- 807/808 Ростов-на-Дону - Аэропорт Сочи (до недавнего времени Ростов-на-Дону - Краснодар)
А что до остатков моего любимого поезда? Данный маршрут всё ещё жив. После запуска Ласточек на смену 8-вагонным электропоездам пришли 4-вагонные, добавились остановки в Энеме, Водопадном, Чемитоквадже, а маршрут был продлён до Имеретинского Курорта. Неизменным осталось лишь время отправления - всё те же столь полюбившиеся мне 6 часов утра...
Во время крупных спортивных мероприятий, как, например, Чемпионат мира по футболу 2018, маршрут поезда сокращался до Сочи, а на участке Горячий Ключ - Сочи работали электропоезда ЭД4М в 8-вагонной составности
Надо сказать, я даже забыл про этот маршрут, и лишь случайно вспомнил про него осенью 2017 года. И стоило этому случиться, как на нём снова произошли изменения - с декабря 2018 года электропоезда ЭД4М сдали пост «Ласточкам». Поначалу рейсы выполнял лишь один состав ЭС1, который далеко не всегда заполнялся даже наполовину, однако с течением времени пассажиропоток увеличивался. В КЭП не оставили это без внимания и через некоторое время стали выпускать на маршрут сдвоенные «Ласточки». Стоянка в Горячем Ключе была сокращена с 40 до 5 минут, добавились остановки на станциях Фанагорийская, Афапостик, Чинары, Кривенковская и возле некоторых платформ вдоль берега моря. Благодаря этому поезд стал популярным не только среди местных жителей, но и у гостей края. Наибольший ажиотаж наблюдается летом, в выходные и праздничные дни, когда уже от Сочи вагоны «Ласточек» забиты до отказа. Только теперь большинство пассажиров следуют не до пригородов Сочи вроде Дагомыса и Лоо, а прямиком до Краснодара.
В феврале 2024 года маршрут поезда был продлён до Армавира. Участок Краснодар - Армавир обслуживается одним составом ЭС1, а от Краснодара к Чёрному морю всё также можно уехать сдвоенной «Ласточкой».
С момента назначения поезда от Краснодара до Сочи прошло вот уже 20 лет. За это время формат перевозок претерпел множество изменений, но при этом с каждым годом маршрут становился всё более и более востребованным. Хочется верить, что его развитие не закончится ни в этом году, ни в этом десятилетии, и что спустя многие годы он всё также будет присутствовать на железных дорогах юга России.
Однажды, вспоминая этот поезд, мне в голову пришла идея запечатлеть его маршрут с утренним отправлением из Краснодара и дневным прибытием в Сочи. На помощь пришёл поезд №353 Пермь - Адлер, во время поездки в котором я и осуществил задуманное. И пусть на железных дорогах сейчас довольно трудно встретить привычные многим зелёные цвета, и пусть нет уже ни ЭРок, ни звеньевого пути по дороге на море, но данное видео всегда будет напоминать мне об этом поезде. Ну и о пермском, конечно =)
Благодарю за прочтение! Надеюсь, Вам понравилось!)
Все странички проекта: YouTube ВК Boosty Дзен
Поддержать проект всегда можно по реквизитам:
- Сбербанк 2202 2011 0846 0177
- ЮMoney 410012088825401
P.S. Если Вы являетесь автором каких-либо изображений - свяжитесь со мной через ВК, чтобы я добавил соответствующую подпись к фотографиям