Законопроект, который призван ограничить доступ к определенным книгам в библиотеках, внесен в Госдуму России. Речь идет об изданиях, авторами которых являются иностранные агенты либо лица, включенные в перечень террористов и экстремистов. Какие произведения могут оказаться (и уже оказались) в списке запрещенных, разбиралась «Сфера».
Никакой пропаганды
С полок библиотек может исчезнуть часть книг. Речь идет об изданиях, авторами которых являются иностранные агенты либо лица, включенные в перечень террористов и экстремистов. Авторами инициативы являются председатель комитета нижней палаты парламента по культуре Елена Ямпольская, ее первый зампред Александр Шолохов («Единая Россия»), Елена Драпеко («Справедливая Россия») и Дмитрий Певцов (фракция «Новые люди»), а также член комитета Ольга Германова («Единая Россия»).
Согласно документу, предполагается внести поправки в ст. 12 закона 1994 года «О библиотечном деле» и закрепить за министерством культуры право утверждать правила размещения и предоставления книг, которые созданы иностранными агентами. Кроме того, ведомство будет отвечать за информирование библиотек.
Ряд экспертов полагает, что критерии отбора должен сформулировать «компетентный орган», который будет рассматривать каждое отдельное произведение.
«В него должны войти лингвисты, психологи, социологи, юристы, издатели, деятели культуры. Если этот орган будет действовать четко и внятно, миновав несколько кругов ложных обсуждений, определив, что такое «пропаганда», мы получим работающий закон», — уверен Дмитрий Бак, директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля.
Новый законопроект касается, в том числе, библиотечных фондов, которые сейчас размещаются на территории Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей. Законодатели уверены, что в этих регионах библиотеки укомплектованы «украинской пропагандистской литературой (носящей явно антироссийский характер и направленной против российских общественно-политических лидеров) и книгами, героизирующими националистов и предателей».
Поэтому они предлагают внести изменения в статью 7 закона № 78-ФЗ и наделить Минкульт полномочием устанавливать порядок доступа к фондам библиотек, сформированным на этих территориях до дня их принятия в состав РФ.
«Учитывая необходимость разработки и издания федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры ведомственных нормативных правовых актов, необходимых для реализации положений законопроекта, предлагается установить отложенный срок вступления в силу законопроекта — с 1 сентября 2024 года», — сообщается в пояснительной записке.
Опасный «Колобок»
Сейчас в реестр иностранных агентов включены 795 физических лиц и компаний. В их числе – писатели Борис Акунин*, Виктор Шендерович*, Дмитрий Быков* и другие. 1 марта в список попала Людмила Улицкая*, книги которой пока еще можно купить в Интернете, как и произведения многих других неугодных авторов. При этом ряд магазинов уже убрали произведения иноагентов с витрин.
В Иркутской области пошли дальше - из библиотек изъяли «Карлсона», «Дюймовочку», «Колобка» и ряд других детских книг. В регионе сослались на ФЗ-436 о защите детей от информации, причиняющей вред здоровью. К ней относятся сведения, побуждающие совершить насилие, употреблять наркотики или наложить на себя руки.
В Иркутской области посчитали, что «Приключения Тома Сойера» могут замотивировать детей заниматься бродяжничеством, книга Астрид Линдгрен про Карлсона формирует неуважение к родителям, а в «Теремке» присутствуют сцены жестокости, когда на домик нападают Лиса, Волк и Медведь.
«Это официальный документ! Поверьте, ничего веселого тут нет, на местах так понимают правоприменительную практику закона. Все, на чем мы выросли и наши дети, нашим внукам уже запрещено», — возмутился советник президента России Владимир Толстой.
Позже в министерстве культуры и архивов Иркутской области информацию об изъятии сказок из библиотек опровергли.
Еще один закон, из-за которого под запрет попали книжные издания, был принят в ноябре 2022 года. Касается он недопустимости в России пропаганды ЛГБТ, педофилии и смены пола. В итоге такой крупный маркетплейс как «Мегамаркет» снял с продажи некоторые издания. В перечень запрещенных авторов попали Харуки Мураками, Пауло Коэльо, Стивен Кинг, Федор Достоевский и другие.
«Список книг действительно существует — он был еще в декабре 2022 года собран по инициативе Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) всеми участниками книжного рынка в связи с принятием закона. «Мегамаркет» принимал участие в обсуждении и подготовке списка и, как и все участники рынка, скрыл товары со своей витрины», — сообщили в пресс-службе платформы «Коммерсанту».