Найти тему
Читает Шафферт

Шекспир по пятницам: "Генрих IV. Часть 2"

Оглавление

На этой неделе мы читали историческую хронику Уильяма Шекспира "Генрих IV (часть вторая)". Пьеса была написана между 1596 и 1599. Хроника эта двойственна: с одной стороны, Шекспир использует в ней те же приёмы и тех же героев, что и в первой части, с другой, события пьесы всё же продолжают повествование об истории британских королей. Король умер, да здравствует король!

Афиша пьесы Уильяма Шекспира "Генрих 4. Часть 2" в театре "Глобус"
Афиша пьесы Уильяма Шекспира "Генрих 4. Часть 2" в театре "Глобус"

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ ПЬЕСЫ

Вступление. Молва представляет главные темы пьесы: ложь и хитрость.

Акт 1. Сцена 1. Нортумберленд узнает о смерти Хотспера и соглашается возобновить мятеж.

Акт 1. Сцена 2. Мировой судья упрекает Фальстафа за обман Хела.

Акт 2. Сцена 1. Хозяйка обвиняет Фальстафа в нарушении обещаний и задержке долга, но пройдохе удаётся так уболтать её, что она предлагает ему ещё больший займ.

Акт 2. Сцена 3. Вдова Хотспера убеждает отца бежать в Шотландию, вместо того, чтобы помогать мятежникам.

Акт 2. Сцена 4. Пистоль устраивает в таверне хаос, а Хел подслушивает, как Фальстаф клевещет на него.

Акт 3. Сцена 1. Король не может заснуть и волнуется о том, что мятеж продолжается.

Акт 3. Сцена 2. Фальстаф встречается с Шеллоу и Сайленсом в Глостершире и набирает в рекрутов самых никчемных новобранцев.

Акт 4. Сцена 1. Принц Джон заставляет мятежников поверить, будто компромисс возможен, а затем арестовывает их за мятеж.

Акт 4. Сцена 3. Думая, что его спящий отец умер, Хел берёт корону, а затем заверяет отца, что однажды станет благородным королем.

Акт 5. Сцена 1. В Глостершире Пистоль приносит новость о том, что Генрих IV умер и Хел наконец стал королём.

Акт 5. Сцена 2. Хел обещает обеспокоенному лорду, что закон станет его принципом правления.

Акт 5. Сцена 4. Недавно коронованный Генри IV отрекается от Фальстафа. Принц Джон упоминает грядущую войну с Францией.

ТЕМЫ ПЬЕСЫ

  • верность и предательство
  • отцы и сыновья
  • ложные воспоминания
  • лицемерие и коррупция
Новый король Генрих V, скриншот из сериала "Пустая корона"
Новый король Генрих V, скриншот из сериала "Пустая корона"

5 МОМЕНТОВ, НА КОТОРЫЕ ВАЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, КОГДА МЫ ЧИТАЕМ ЭТУ ПЬЕСУ

1) Пьеса была написана как сиквел первой части, на волне её грандиозного успеха.

Титульный лист издания 1600 года обещает новую встречу с комическим рыцарем Фальстафом, знакомство с его новым компаньоном Пистолем, историю смерти Генриха IV и коронации Генриха V. Вторая часть написана по тем же лекалам, что и первая: события из жизни королей перемежаются с комичными сценами с участием Фальстафа и других "низких" персонажей, высокий поэтический слог чередуется с прозой, скороговоркой. В то же время вторая часть выглядит более мрачной, а события, отражённые в ней, менее однозначными и героическими, поскольку они омрачены политическими уловками и интригами. Чего стоит только пленение мятежников, которым обещали диалог, а потом лишили возможности такового!

2) В первой части мы отметили три основных мира: королевский двор, таверна как его кривое зеркало и место сбора повстанцев. В этой части все эти миры продолжают своё существование, но демонстрируют одряхление и распад.

Первые слова Фальстафа, "приёмного отца" Хела и завсегдатая таверны, о болезни: он рассуждает о состоянии своей мочи. Реальный отец Хела, король Генрих IV также нездоров. Он страдает бессонницей, переживая из-за мятежников, а потом и вовсе впадает в беспамятство после новости о том, что принц Джон успешно справился с мятежниками. Да и мятежники признают, что слишком долго враждовали с королём и заболели. Они говорят о переедании, жгучей лихорадке. В Глостершире Фальстаф отмечает, как много его друзей молодости уже ушли из жизни. Этот всеобщий распад коснулся даже Хела, который при первом же появлении сообщает: "Видиг Бог, я ужасно устал". Прежде крепкая дружба даёт трещины: Хел вдруг узнаёт, будто Пойнс рассчитывает на свадьбу будущего короля со своей сестрой, а со стороны Фальстафа он слышит нелестные слова в свой адрес. Всё меняется, распадается, чтобы потом пересобраться как-то по-другому, уже в другой пьесе.

Тема уязвимости перед временем звучит и во вступлении к пьесе, когда выступает молва и говорит о влиянии слухов. Молва сообщает о слухе, будто Хотспер не погиб, а также напоминает, что главная опасность для человека исходит от лжи самому себе.

3) В пьесе происходит постоянная ревизия прошлого.

Оказывается не только Россия - страна с непредсказуемым прошлым, так можно сказать о любой стране, вступившей в эпоху турбулентности.

Персонажи пьесы постоянно возвращаются к событиям прошлого и пытаются их пересмотреть. Послушайте, например, что говорят мятежники: они оправдывают свое восстание смертью Ричарда II и невыполненными обещаниями Генриха Боллингброка. При этом как будто забывают, что он пришёл к власти при их участии! Генрих в свою очередь сетует на мятежников, дескать, слишком быстро они предают его, хотя он сам предал короля Ричарда II. В последующем диалоге с Хелом после эпизода с примеркой короны, тема якобы законного наследования престола вновь зазвучит: Хел говорит, что он истинный наследник, якобы корона перейдёт к нему по праву.

Жизнь Фальстафа также построена на лжи о прошлом: в конце первой части он представил себя победителем Хотспера, в итоге стал джентльменом и живёт очевидно не по средствам. В начале пьесы мировой судья пытается призвать его к ответу, но Фальстаф лишь отшучивается и издевается. В конце пьесы толстяк всё же будет призван к ответу! Так ревизия прошлого касается и Фальстафа, а Шекспир тем самым даёт нам понять: перепридумывание нарративов о прошлом - довольно непредсказуемый и беспощадный процесс, который зависит от власти и от политики.

Конец династии Плантагенетов, недолговечные Ланкастеры, столь же недолговечные Йорки и наконец Тюдоры
Конец династии Плантагенетов, недолговечные Ланкастеры, столь же недолговечные Йорки и наконец Тюдоры

4) Сыновья и наследники короля Генриха IV: такие разные и такие дополняющие друг друга.

Шекспир изменил историческим фактам: по их данным, идея обмануть мятежников, предложить им компромисс - а затем казнить, принадлежала вельможе из королевского лагеря. В пьесе же это трюк осуществляет один из наследников короля - принц Джон. Обманув мятежных вельмож, он избагет масштабного кровопролития и преподносит эту расчётливую сделку как победу на поле боя, угодную Богу. Не случайно Фальстаф терпеть не может этого младшего брата Хела, называет его трезвенником, лишённым чувства юмора и пристрастия к выпивке. Скучному Джону Фальстаф противопоставляет Хела.

Хел, конечно, не так уж прост. Он успешно играет несколько разных ролей, точно понимает, когда стоит "переобуться," и умеет сказать то, что хочется услышать собеседнику. Вспомним эпизод с короной, которую он ненадолго примерил, когда думал, что отец его уже умер! Затем, оправдываясь перед королем, Хел говорит, что его отец защищал корону и страдал, служа ей. А когда он сидел и рассуждал сам с собой, то описывал отца как человека самовлюбленного, использующего корону в качестве атрибута для служения самому себе. В беседе с Генрихом Хел успокаивает отца, как бы подтверждая его иллюзию, будто корона перешла ему по законному праву, а не в результате узурпации.

Получается, что оба сына короля Генриха - неглупые и расчётливые люди, потенциально очень успешные политики, которые не гнушаются лжи и насилия, будут держаться за власть.

Успокоив отца, Хел получает от него совет: сплотить разрозненное общество знати получится только войной с внешним противником. В самом конце пьесы прозвучит идея войны с Францией, и выскажет её опять же принц Джон. Он вообще говорит всякие неудобные вещи, как будто снимая эту обязанность с Хела. Интересно, что ведь у Хела всё получится в итоге: война с Францией завершится битвой при Азенкуре, и он действительно на короткое время объединит нацию под властью короны.

5)
Печальный конец Фальстафа.

Если в конце первой части принц встаёт на сторону своего "приёмного отца" Фальстафа, поддерживая его ложь о героизме на поле брани, то теперь всё наоборот. Хел отрекается от Фальстафа, говорит: "Я не знаю тебя. старик!" И это ещё один признак ревизии всего и вся, беспощадного времени, которое никого и ничего не щадит: ни старую дружбу, ни прошлое, ни королевства. Хел утверждает верховенство закона, а себя - законным монархом, и Фальстафу тут же приходится отвечать перед законом. В новой реальности, когда Хел уже не неудачный сын холодного стареющего короля, а сам король, "зеркальное отражение" королевского двора перестаёт быть необходимым. Грядёт пересборка мира и перестановка влиятельных сил, в которой уже не находится места толстому трикстеру Джону Фальстафу.

Сцена с примеркой короны
Сцена с примеркой короны

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ОБСУДИТЬ В КОММЕНТАРИЯХ

1) Как вы оцениваете изменения личности Хела: это естественная эволюция личности или лицемерия?

2) Кажется ли вам сегодня актуальным юмор Шекспира, было ли смешно, когда вы читали эпизоды с участием Фальстафа?

3) Вам жаль Фальстафа или он получил по заслугам?

***

К следующем пятнице мы читаем ещё одну раннюю комедию Шекспира - "Бесплодные усилия любви". Снова вернёмся к выдуманным мирам и теме отношений между мужчиной и женщиной. Очень жду ваших отзывов и комментариев!