Приветствую Вас, мои уважаемые подписчики и гости канала! Данный пост посвящён шестиэтажному дому под номером 62, построенному в 1912-ом году на 15-ой линии Васильевского острова. Буквально недавно мы с вами уже изучали соседнюю постройку под номером 70 на всё той же 15-й линии, но ради ещё одного роскошного дома стоит снова вернуться в этот район.
Данный дом не менее интересен своим наружным видом, чем осмотренный ранее, тем более архитектор, по проекту которого возведены оба бывших доходных дома, один и тот же - Еремеев Михаил Фёдорович.
Изучение проекта начнём с осмотра лицевого фасада главного дома.
Воротная арка и главный парадный вход расположены почти по центру первого этажа.
Вход в главную парадную оформлен порталом, украшенным помимо лепного декора, глазурованным кирпичом-кабанчиком ярко-зелёного цвета.
Часть оконных проёмов первого этажа по левую руку сегодня заглушены. Очень странно, можно было бы использовать под магазин или офис! Фасад первого этажа оштукатурен и частично оформлен рустами.
Помещения первого этажа по правую руку эксплуатируются, сегодня там располагается офис.
Перейдём к осмотру фасада второго этажа. Кстати, первый этаж от верхних визуально отделён широкой лентой карниза.
Остальная часть фасад, начиная со второго по последний этажи оформлена декоративным кирпичом-кабанчиком светлого цвета.
Декор фасада и оконных проёмов прямо над парадным входом. Широкие наличники обрамляют оконные проёмы в верхней их части. В простенке между окнами размещён картуш с цифрой «1» по центру ионы.
Оформление остальных проёмов схожее: всё те же пятичастные замковые камни и рустованные простенки между ними.
Далее переводим взгляд на уровень третьего этажа. Оцените, как отблескивает кабанчик в солнечном свете.
Боковые оси второго и третьего этажей объединены в порталы. Простенки между окнами двух этажей заняты псевдоколоннами-пилястрами. Окна третьего этажа-арочной формы.
Оконные проёмы второго этажа заняты деревянными заполнениями. Проёмы сверху оформлены полками-сандриками, наличниками и пятичастными замковыми камнями.
Оси, объединённые в порталы - роскошный приём, придуманный архитектором.
Оставшиеся окна третьего этажа также арочной формы. Если судить по богатому убранству фасада именно третьего этажа, то можно сделать вывод, что он был хозяйским. То есть на третьем этаже собственного доходного дома проживал сам владелец.
Одно из окон третьего этажа ближе. Его верхняя часть украшена широкой бровкой и замковым камнем.
Далее переводим взгляд на уровень четвёртого этажа. Здесь оконные проёмы выполнены прямоугольными.
Центральная часть четвёртого этажа. Простенки заняты круглыми гладкими безордерными полуколоннами.
Часть фасада ближе. Над круглыми полуколоннами разместились более массивные украшения.
Далее переходим к осмотру фасада пятого этажа.
Круглые гладкие полуколонны в простенках третьего этажа, на уровне четвёртого сменяются прямоугольными пилястрами.
Участки фасада по бокам здания, на уровне 4-го и 5-го этажей, также оформлены в виде порталов. Выглядит очень массивно, но изящно.
Часть декора на уровне 5-го этажа в приближении. Довольно пластичный, со множеством деталей.
Одна из цветочных розеток разрушена.
Осмотрим убранство последнего шестого этажа.
Его площадь в верхней части занята декоративным глазурованным кирпичом ярко-зелёного цвета. Оконные проёмы в верхней части отделены от основного фасада широким изогнутым карнизом.
Волшебный зелёный кабанчик ближе.
Обратите внимание, что на уровне пятого этажа, на месте капителей, устроены картуши, в ионе которых виднеются инициалы владельца. Буквы "П" и "Г". Пётр Иванович Голубев.
Кровлю венчает роскошнейший круглой формы аттик, с оконным проёмом, освещающим чердачное помещение.
Эх, жаль, дроном летать нельзя. Так бы снять всё это великолепие с воздуха.
Архитектор Еремеев М.Ф. построил по своему проекту один из красивейших домов в этом районе. Рассматривать его фасад одно удовольствие.
Изучив главный фасад, перейдём к знакомству с постройками, размещёнными на всей территории участка.
Брандмауэрная стена в глубине участка.
Вся стена размечена узкими оконными проёмами, освещающими туалетные или ванные комнаты.
Некоторые узкие дореволюционные проёмы, уже в наше время были расширены жильцами до удобного им размера.
Не окна, а самые настоящие бойницы.
Вид на фасад дома N6, построенного на Донской улице.
Прямо по его центру в советское время смонтирован внешний лифт.
Ещё одна брандмауэрная стенка со стороны Донской улицы.
Осмотрев участковые постройки снаружи, перейдём к изучению истории их появления.
На плане Санкт-Петербурга на 1737 год, примерно в этом месте вскоре появится интересующий на участок.
План 1753-го года. Примерно здесь находится наше домовладение.
Скорее всего именно этот участок - наш! На нём, в самой глубине расположен огород, и две постройки, одна из которых - лицевая.
Далее удалось обнаружить визуализацию участка в Аксонометрическом плане Сен-Илера, датированном 1765-1773 годами.
Вероятно именно этот участок с огородом и уже единственной одноэтажной лицевой постройкой.
Современный спутниковый снимок.
Сенатский план 1798-го года. Странно, что участок представлен обширным, в который снова включен исследуемый нами. Вероятно сюда вкралась ошибка.
В полупроцентной табели за 1804-ый год владельцем указан регистратор Максим Мочалин.
Выдержка из издания "Петербургский некрополь". Максим Афанасьевич-титулярный советник, умерший в 1817 году.
К 1809-м году участок будет продан надворному советнику Боттону. Вероятно, звали его Павлом, о чём указано чуть выше.
С 1822-го года новым владельцем указывается надворный советник по фамилии Воинов.
Из справочника за 1824 год, узнаём, что Воинова звали Иваном Фёдоровичем.
Ценнейший справочник "Петербургский некрополь" сообщает о 73-х летнем надворном советнике Войнове Иване Фёдоровиче, скончавшемся в 1841-ом году.
Санкт-Петербургский план 1828-го года раскрывает для нас обширный участок.
На 1836-ой год всё тот же Иван Фёдорович Войнов являлся домовладельцем. Через 5 лет, в 1841-ом году, он скончается и будет похоронен на Смоленском православном кладбище.
Вскоре участок снова будет продан и к 1844-ому году следующим домовладельцем станет некий гражданин по фамилии Варнеке.
Из того же справочника "Петербургский некрополь" узнаём его имя и отчество.
Портрет молодого, скорее всего ещё не профессора ИАХ. Александр Григорьевич скончается в возрасте 52-х лет в 1843-м году.
После смерти профессора Варнека, его супруга - профессорская вдова, Марья Ивановна вступит в права владения четырёх участков, одним из которых был и наш.
Портрет Александра Григорьевича Варнека.
К 1854-го году, участок перейдёт во владение художника Васильева.
Алексей Александрович Васильев проживает в собственном доме на Васильевском острове.
Автопортрет художника Васильева Алексея Александровича. Молодой, красивый и вероятно зажиточный, так как имеет собственный дом.
Художник-академик Васильев умер в 1879-м году, в возрасте 69-ти лет.
Следующим домовладельцем к 1862-му году представлена купчиха по фамилии Емелина.
Из жилищного справочника 1869-го года узнаём, что её звали Александрой.
1873 год. План двора с натурою верен.
Главный дом под литерой "А", выходящий на 15-ю линию. 2-х этажный, но каменным ли он был к тому времени, неизвестно.
1875 год. Участок записан за купчихой Емелиной.
Спустя 15 лет, в 1887-ом году расстановка дворовых построек почти совсем не изменилась.
Видоизменился только главный дом. В верхней части, на уровне третьего этажа, был возведён мезонин в три оси.
К 1889-му году дом будет записан за некоей Смирницкой.
В справочнике за 1889-ый год обнаруживаем что Емелин и Смирницкая являлись совладельцами.
В справочнике на 1895 год у Смирницкой появились имя и отчество. Анна Павловна проживает вместе со своим мужем Василием Васильевичем в Дровяном переулке, в доме под номером 12.
В более раннем справочнике за 1868 год Василий Васильевич указывался отставным титулярным советником, проживающим на Песках.
С 1912-го года и до самой революции участок находился в собственности Петра Ивановича Голубева.
Проживал Голубев П.И. всё там-же на Васильевском острове, но на Железноводской улице и занимался зеленной и мелочной торговлей, а так же имел огород.
Дом Петр Иванович заказал массивный, занявший всю территорию участка.
Первый вариант лицевого здания также, как и воплощённый в жизнь, очень красивый.
Ходатайство о постройке каменного 6-ти этажного строения поступит в Санкт-Петербургскую городскую управу в начале июня 1912-го года.
А вот и вариант, вернее рисунок, нынешнего лицевого фасада.
К 1917-ому году Пётр Иванович Голубев проживает на 15-ой линии В.О. в собственном доме и всё так же занимается зеленной и мелочной торговлей.
Довольно подробно изучив историю развития участка, пришло время заглянуть в главную парадную и осмотреть её. Внешний декор парадного входа просто великолепен.
Проходим в тамбур. На площадь крыльца при входе и полы тамбура уложена трёхцветная плитка.
Вид на крыльцо. Часть половика разрушена.
Подлинные двустворчатые тамбурные двери.
Вид на двери со стороны парадного вестибюля. Когда-то филёнки дверей были заняты стёклами.
Убранство парадного вестибюля совершенно не соответствует внешнему облику дома. Настенный декор отсутствует как таковой. А вот потолочная панель забрана рамой.
Общий вид парадного вестибюля со стороны тамбура.
Проходим далее.
Поднимаемся по лестнице на верхние этажи.
Изящные кованные модерновые ограждения лестницы.
Кованный стебель с листьями.
Общий план вестибюля, сделанный с межэтажной площадки.
На площадке второго этажа расположены 4 квартиры.
Все двери здесь современные, железные.
Поднимаемся на третий этаж. До революции лифт в доме не был предусмотрен. В советское время внешний лифт смонтировали на месте оконных проёмов и в парадной стало темно, но удобно подниматься на верхние этажи.
На площадке третьего этажа размещается не 4, а 3 квартиры.
Два из трёх дверных проёмов заняты оригинальными деревянными заполнениями. Центральная дверь, а может и все три когда-то вели в хозяйскую квартиру.
Один из дверных проёмов.
История жизни дверных полотен.
Механический звонок с просьбой "Прошу повернуть"!
Дальше всё однообразно. Четыре квартиры на каждой из квартирных площадок.
Металлические двери и полное отсутствие декора.
Следуем на последний шестой этаж.
Здесь всё так же уныло, без изменений.
Единственное узкое окно, освещающее межэтажную площадку расположено между пятым и шестым этажами.
Выглянем наружу. Вид из окна открывается на внутренний двор. Смотреть там, признаться честно, совсем нечего.
В связи с чем, осматривать двор не станем.
На самом верхнем полуэтаже всё же одно оригинальное окно формы неправильной арки сохранилось.
И в более лучшем свете вновь осмотрим изящную ковку перил.
Металлическая лестница ведёт в помещение с лифтовым оборудованием.
Одинокая дверь ведёт на чердак. Жаль, что оказалась запертой.
Осмотрев устройство и оформление парадного вестибюля, спускаемся вниз и выходим на улицу.
Спасибо, милый дом за то, что позволил осмотреть тебя как снаружи, так и внутри.
Вывод следующий! Снаружи богато оформленный дом был предназначен для аренды жилья людьми среднего достатка и скорее всего чуть ниже, так как при строительстве лифта в парадной не планировалось, равно как и лепной декор так же отсутствует.
Но всё-равно, возведённый в уходящую эпоху модерна, дом, украшает своим праздничным видом этот район. Интересно, были ли знакомы лично домовладельцы Голубев и Кудрявцев, заказывавшие проектирование и строительство своих домов у одного и того же архитектора?
Друзья, очень вас благодарю за интерес к истории Петербурга и тем более к моей работе. Если вам есть чем помочь моему каналу, то буду очень Вам благодарен!
До новой и скорой встречи!