С чем у вас ассоциируется сезонный бизнес? Скорее всего, с деятельностью, которая приносит прибыль в определенное время года, обусловленная погодными условиями, а также событиями, которые могут быть привязаны к конкретным датам. Это означает, что предприниматель может заработать лишь в конкретный отрезок времени. С одной стороны, доходность от такой деятельности довольно-таки высокая, так как потребитель осознает, что может получить товар или услугу лишь в отведенный промежуток времени, поэтому готов платить, а порой и переплачивать, лишь бы насладиться вожделенным предложением. Для предпринимателя это означает высокую доходность за короткий период, востребованность и адекватный уровень конкуренции, при котором заработать успеет каждый. Но есть и свои сложности, например, практически полное отсутствие нормальных выходных, и, самое главное, сезонность означает, что определенное время конкретный род деятельности может не приносить доход. Об этом мы и хотим поговорить, а именно — об оптимизации мощностей и подходе, который позволит чувствовать себя комфортно и находиться в финансовой безопасности на протяжении всего года.
Управление межсезонными расходами
Первый вопрос, который предприниматель задает себе: что делать после окончания сезона и как распределить заработанные деньги? Еще до этого периода необходимо составить небольшую смету, в которой будут учтены обслуживание оборудования после насыщенного сезона, затем разделить оставшуюся чистую прибыль по месяцам «простоя»: это позволит спрогнозировать ситуацию на месяцы вперед и не оказаться в финансовой яме в неожиданный момент.
Помните, что вы можете продавать услуги и в межсезонье, создать предложение по рассрочке, чтобы в течение этого времени у вас сохранялся стабильный доход — отличный способ снизить финансовую нагрузку для клиента и оставаться на плаву для вас. Безусловно, очень важно составить и придерживаться финплана в подобных условиях, ведь придется распланировать траты и бюджет далеко вперед, так как очень неприятно оказывать услугу, когда деньги за нее уже потрачены.
Улучшайте свой бизнес
Представим, что у вас сдача в аренду лыжного оборудования или гостиный дом: межсезонье становится тем периодом, когда вы можете привести весь инвентарь в нормальное состояние, сделать ремонт, проверить все коммуникации, даже улучшить условия, сделав свое предложение еще более привлекательным для потенциальных клиентов. Проведите работу над ошибками, какие действия были правильными, а какие решения носили, скорее, деструктивный характер, что стоит изменить в будущем — это время, которое можно использовать с максимальной пользой.
Ищите способы диверсифицировать свой бизнес
Подумайте о том, как еще можно использовать ваши мощности, чтобы зарабатывать, пусть и меньше, чем привыкли, но все же компенсировать простой в межсезонье. Например, фабрика по производству елочных игрушек в течение остального года может создавать атрибутику, которая используется для декора в других праздниках — дни рождения, корпоративы, свадьбы — для этого лишь модифицируется производственная линия предприятия. Подумайте, как можно адаптировать ваш бизнес, привлечь клиентов и, что не менее важно, позволить сохранить рабочие места, не потеряв коллектив, с которым вы работаете уже долгое время.
Работайте с другими компаниями
Вы можете передавать в аренду оборудование, которое не будет использоваться вами в ближайшие месяцы. Это могут быть даже помещения, станки, площади — постарайтесь найти компанию-партнера, чей цикл работы рассчитан на весь год, и договоритесь о будущем сотрудничестве. Пусть цена будет не самой привлекательной — вы не замораживаете деньги и гарантируете себе некую финансовую стабильность, которая столь необходима в период простоя.
Релокация бизнеса
Этот вариант подходит для бизнесменов, чей бизнес имеет определенную мобильность. Например, вы занимаетесь игровыми автоматами, наподобие аркад, силомеров, тиров и тому подобных развлечений, которые так любят туристы на Черноморском побережье. А затем «вот и лето прошло», и груши, аэрохоккей начинают стремительно терять свою популярность, тут-то и стоит выйти с предложением к торговым центрам, у которых есть свободные площади, переместив оборудование туда. Да, стоимость одной игры придется уменьшить, но вы все так же сможете зарабатывать на своем оборудовании.
Используйте межсезонные распродажи
Предположим, спрос на ваш товар полностью зависит от времени года, например, шубы преимущественно приобретают в зиму, а мотоциклы и комплектующие к ним актуальны в основном в теплое время года. Но что делать, когда сама природа мешает вести бизнес? Все просто — межсезонная распродажа! Во-первых, вы избавитесь от остатков на складе, во-вторых, так как на товар нет привычного высокого спроса, на помощь приходят акции и распродажи, которые мотивируют ваших клиентов совершать покупки. По сути при грамотно выстроенной маркетинговой программе вы можете поддержать тот же интерес к продукту, что и в пик сезона.
Поддерживайте связь с клиентами
Пиковый сезон закончится, а ваши отношения с клиентом — нет. Даже в тот момент, когда на ваши услуги нет высокого спроса, оставайтесь на связи и не позволяйте забыть о себе вашим будущим заказчикам. Данный совет особенно актуален и полезен для представителей гостиничного бизнеса, чьи площади довольно-таки ограничены и полная загрузка — жизненная необходимость. Опытные владельцы гостинных домов создают базу постоянных гостей, периодически общаются и ставят для них бронь чуть ли не за полгода вперед. Ведите социальные сети, рассказывайте о жизни своей компании, напоминайте о себе и показывайте, что, несмотря на некоторое затишье, вы все так же активны и всегда готовы дать обратную связь или отправить необходимый товар независимо от времени года.