Найти тему
634 подписчика

Рентабельность: что это, зачем нужна и как считать

 Forbes опубликовал список 10 крупнейших производителей пищевых яиц по итогам 2023 года.

Forbes опубликовал список 10 крупнейших производителей пищевых яиц по итогам 2023 года. Если в 2022 году совокупная прибыль девяти крупнейших производителей равнялась 6,1 млрд рублей, то в 2023 году она увеличилась до 15,5 млрд рублей. Этому способствовал рост потребительских цен на пищевые яйца на 62%. При составлении списка рентабельность вычисляли как отношение суммы прибылей к сумме объемов продаж. «Что за птичий язык?», — спросите вы.

Разбираемся, что такое рентабельность и с чем ее едят.

Для начала определимся с базовыми терминами, которые помогут разобраться в рентабельности.

Выручка — деньги, которые компания получила за продажу товаров, оказание услуг, выполнение работ или другую деятельность. 

Расходы — сумма, которую тратит предприятие. 

Прибыль — выручка за вычетом расходов. 

Активы — все, что принадлежит организации, в том числе оборудование, деньги, техника, транспорт, инструменты, инвентарь, здания, земельные участки и др.

Что такое рентабельность? 

Основная задача бизнеса — извлечь как можно больше прибыли. Чем больше денег компания получает с одной продажи или потраченного рубля, тем выше ее эффективность. 

Рентабельность — показатель, который отражает эффективность работы и демонстрирует, насколько грамотно компания распоряжается своими ресурсами. 

Соответственно, чем выше общая рентабельность компании, тем эффективнее она работает и тем она успешнее.

Рентабельность исчисляется в процентах.

Существует несколько видов рентабельности (продаж, активов, капитала, инвестиций и так далее), у каждого из которых есть своя формула расчета. Все они показывают отношение прибыли к показателю, эффективность которого мы хотим измерить.  

Остановимся на двух видах: рентабельности продаж и рентабельности активов. Именно за этими показателями предприятий следят налоговые органы. Низкие или чересчур высокие цифры могут стать поводом для проверки (критическим считается отклонение от среднего по отрасли показателя рентабельности на 10% и более).

Рентабельность продаж (ROS, от англ. return on sales), или норма прибыли, показывает, сколько прибыли компания получает с продаж. 

Рассчитывается по формуле:

ROS = Прибыль / Выручка * 100%

Рентабельность активов (ROA, от англ. return on assets) показывает, насколько эффективно компания использует свое имущество. Обычно за этим маркером следят крупные компании из традиционных секторов (например, производители яиц), у которых много активов, а также банки, для которых активы — это в том числе выданные людям кредиты. А вот малый бизнес, у которого мало или вообще нет активов, чаще замеряет только рентабельность продаж. 

Рассчитывается по формуле:

ROA = Прибыль / Стоимость активов * 100%

Попробуем рассчитать ROS и ROA на примере кофейни.

Допустим, мы знаем, что выручка кофейни составляет 1,7 млн рублей, расходы — 1,2 млн рублей, а стоимость активов — 800 000 рублей.

Посчитаем прибыль. Для этого вычтем все расходы из выручки и получим 500 000 рублей.

Теперь подставим данные в формулу и получим:

ROS = 500 000 / 1 700 000 * 100% 

ROS = 29,4%

Посчитаем рентабельность активов кофейни: 

ROA = 500 000 / 800 000 * 100%

ROA = 62,5%

Предлагаем теперь, чтобы поупражняться, попробовать узнать выручку группы «Таврос», занявшей первое место в списке крупнейших производителей куриных яиц.

Что нам известно из карточки в Forbes о группе «Таврос«:

Прибыль в 2023 году: 3 млрд рублей

Рост прибыли в 2023 году: в 9,2 раза

Чистая рентабельность продаж в 2023 году: 25,2%

Производство яиц в 2023 году: 1,76 млрд

Напомним формулу для вычисления рентабельности продаж:

ROS = Прибыль / Выручка * 100%

Мы знаем ROS (25,2%) и прибыль (3 млрд рублей). Чтобы найти выручку, необходимо прибыль умножить на 100% и разделить на ROS.

3 млрд рублей * 100% / 25,2% = 11,9 млрд рублей

Какая рентабельность считается нормальной?

Однозначного ответа, какой должна быть рентабельность, не существует. Все зависит от сферы, условий ведения бизнеса и прочего: в одних отраслях рентабельность в 20% считается сверхвысокой, в других эти же 20% будут низким показателем. 

Например, в прошлом году рентабельность выращивания зернобобовых составила 24%, что почти в 8,5 раза выше показателя по пшенице, поэтому многие производители стали отдавать под их выращивание больше земель, чтобы получить больше прибыли. 

Но есть и константы. Если рентабельность меньше 0%, ее называют отрицательной. Это значит, что бизнес работает себе в убыток. При 0–1% рентабельности бизнес полностью покрывает свои расходы. Это называется порогом рентабельности, или точкой безубыточности.

О чем может сказать динамика рентабельности продаж?

Это очень большой и сложный вопрос — анализировать финансовые показатели люди учатся годами. 

Но давайте все же попробуем сделать простые выводы. И снова возьмем условные данные о выручке и прибыли кофейни в течение трех месяцев: 

 Forbes опубликовал список 10 крупнейших производителей пищевых яиц по итогам 2023 года.-2

Казалось бы, все здорово: и выручка, и прибыль растут. Но если посчитать рентабельность продаж, то окажется, что она сокращается (37,5%, 30%, 29%). Это значит, что бизнес уже не в состоянии так же эффективно зарабатывать деньги, как прежде, и с этим надо что-то делать.

Если выручка растет (а цены не меняются), значит, растет и количество продаж. Рентабельность тем временем падает. Получается, чем больше у кофейни клиентов или чем больше они пьют и едят, тем ниже ее эффективность. Это может говорить о том, что кофейне стоит поднять цены, сократить расходы или снизить себестоимость, чтобы зарабатывать стало проще, а рентабельность продаж вернулась на прежний уровень.

#энциклопедия_FY @forbes_young