Лигал-дизайн (Legal Design) — это представление юридических документов в наглядной и понятной форме, с сохранением их юридической силы и значимости. Иногда его еще называют юридическим дизайном.
Пожалуй, это одно из самых нужных и актуальных направлений в дизайне (вспоминаем страшные, непонятные и громоздкие договоры, набранные мелким шрифтом, которые невозможно прочитать с первого раза). Но при этом с дизайном как с творчеством оно не связано.
Несмотря на название, в котором фигурирует слово "дизайн", от дизайна там есть только функциональность и более приятное глазу оформление (но опять-таки подчиненное функциональности). И занимаются им в основном не дизайнеры, а юристы. Но почему именно они?
С чем же сталкиваются лигал-дизайнеры в работе?
Основная работа лигал-дизайнера заключается в лаконизации документа (удалением лишних дублирований информарции, вычищением канцеляризмов и т. д.) с сохранением его юридической силы, что позволяет ускорить процесс документооборота и уменьшить количество ошибок при его подготовке к работе. Иными словами — переводе с непонятного юридического на человеческий язык.
Кстати, известный термин "канцелярит" придумал и ввел в обиход всеми известный детский писатель Корней Иванович Чуковский в 1966 году.
Так с какими же сложностями сталкиваются лигал-дизайнеры в документах и в работе с клиентами?
Канцеляризмы
Канцелярит подобен болезни — от него сложно вылечиться и отказаться, особенно людям, которые постоянно находятся в среде официальности и формальности. Они считают, что благодаря использованию "пышных" и сложных конструкций производят впечатление специалистов, но на самом деле просто усложняю работу неюридических отделов компаний и сильно замедляют документооборот.
Представьте себе ситуацию, что две компании хотят подписать, например, договор о поставках (неважно чего). Юристы одной комании составили договор, а юристы второй взяли его на проверку и читают-перечитывают энное количество раз, плутая в "пышном" творчестве своих коллег. Затем составляют на основе первого договора свою форму и отправляют обратно на согласование. И так по кругу, потому что никто из них не хочет отказываться от канцеляризма. А где он, там и обтекаемость условий.
Боязнь коротких текстов
Многим почему-то думают, что если договор короткий, то это как-то неправильно и подозрительно. Потому что у всех длинные, а тут, бац, и вдруг, оказывается, можно все подать понятно и лаконично. И клиенты этого иногда боятся — им кажется, что короткий договор юридически менее защищен. Хотя на самом деле это совсем не так. Просто убран ряд вещей:
- "вода",
- отглагольные существительные (например "произвести оплату" вместо "оплатить"),
- дублирование информации из раздела в раздел,
- лишние термины и громоздкие конструкции (встречались, например, такие как "одна сторона с одной стороны в лице... и другая сторона с другой стороны в лице...")
- и т. д.
Использование непонятной инфографики и символов
Некоторые компании делают договоры более "дизайнерскими", дополняя их инфографикой и символами. В самих подобных дополнениях нет ничего плохо, но они должны подчиняться двум вещам: нести функциональную нагрузку и быть понятными. Если оба эти пункта не соблюдены, то перед лигал-дизайнером стоит выбор: либо довести все это до ума (если договор без инфографики и символов потеряет часть смысла), либо вообще убрать.
Огромное количество строчек и окон для заполнения и подписей
Довольно-таки часто встречаются договоры, где нужно заполнить вручную огромное количество строк, причем расплывается это "удовольствие" по всему документу и не дай Бог пропустить где-то что-то. В правильных документах, по-хорошему, так быть не должно — информацию необходимо структурировать, где все важное размещается в начале (в том числе и поля для заполнения), а базовые неизменяемые разделы с разъяснениями и дополнениями — далее.
Если в компании большой документооборот, то в последнее время стали практиковать два варианта регулирования — статическое и динамическое. Статическую (неизменяемую) часть информации публикуют отдельной страницей на сайте компании и ставят на нее ссылку (в большинстве случаев в виде QR-кода) в шапку договора. Динамическую (изменяемую) же информацию готовят в виде изменяемого шаблона юристы компании. Делается это для того, чтобы не раздувать документы до неприличного размера.
Это касается и бесконечного количества подписей — от того, что каждая страница или раздел будут идти с дублированием основной подписи, защита документа не станет больше.
В связи с тем, что документооборот сейчас электронный, во избежание внесения в документ недобросовестных изменений со стороны контагента при его согласовании, юристы указывают в договоре такую вещь как хэш-сумму. Хэш-сумма — это уникальный код, который вознкает, когда специальный алгоритм преобразовывает весь массив данных в строку с набором символов (цифры и латинские строчные буквы) определенной длины. Если в тексте изменить хотя бы один символ, код полностью преобразуется.
Дублирование цифр (сумм) текстом
Данная практика тянется еще со времен, когда не было компьютеров с принтерами, и машинистки набирали текста договоров вручную (в нескольких копиях). Дополнительная текстовая пропись позволяла увидеть ошибку при наборе цифрами. В настоящее же время надобность в данной практике отпала и многие лигал-дизайнеры отказываются от этого.
Количество цифр в договорах давно стало больше (те же ИНН, ОГРН номера телефонов, корреспондетских счетов и пр.), но их тектом при этом никто не дублирует. Хотя ошибиться в том же номере счета по последствиям явно хуже, чем в цифре стоимости.
Юридическая защита документа
При работе с документами, то основное, о чем всегда должен помнить лигал-дизайнер — это юридическая защита документа. Какие бы изменения не делались в документе, он всегда должен оставаться документом.
Работа с ограниченным количеством редакторов
Так как лигал-дизайнеры работают с документами, то всегда должна быть возможность внести в него информацию или какие-то правки. Соответственно весь дизайн должен реализовываться исключительно в рамках основных тектовых редакторов, используемых во всех компаниях (например, Microsoft Word, Writer или Liber Office).
Все это — лишь некоторая часть тех моментов, которые должны учитывать лигал-дизайнеры в своей работе. Искренне надеюсь на то, что когда-нибудь "неканцелярные" договоры станут не искусством, а нормой.
Если Вам было интересно, подписывайтесь на канал. Также приветствуются лайки и репосты через социальные сети.
Появились вопросы, предложения или замечания? Пишите их в комментариях!