Найти тему
Отмороженная

Голливуд отдыхает: история о том, как якутский пилот угнал самолет с пассажирами в Китай

Оглавление

В декабре 1985 года в Китай был угнан советский пассажирский самолет Ан-24, выполнявший регулярный рейс из Якутска в Иркутск. Об этом громком случае сегодня почти не говорят, а в своё время это был акт неслыханной дерзости и неповиновения СССР. Кстати, это не первый случай угона самолета в Якутии, здесь я писала о самом громком угоне в 1990-ом году, когда заключенные захватили судно самолета в Нерюнгри и улетели в Пакистан - очень увлекательная история, так что рекомендую к чтению, но сегодня не о ней.

(С) Wikimedia Commons
(С) Wikimedia Commons

Как дело было

Итак, перенесемся в четверг 19 декабря 1985 года. Самолёт выполнял пассажирский рейс 101/435 по маршруту Якутск - Нерюнгри - Чита - Иркутск, а на его борту находились 5 членов экипажа и 46 пассажиров. Угон совершил второй пилот самолета Шамиль Алимурадов из-за того, что был не удовлетворен своим положением на службе. Да, и такое бывает, видимо, ему эта идея показалась действеннее, чем просто разговор с начальством или смены работы. В тот день командиром самолета был 36-летний пилот 2-го класса Вячеслав Сергеевич Абрамян.

Около Читы штурман отлучился в уборную. В свою очередь, будущий угонщик отправился проверить порядок в пассажирском салоне. По возвращении в кабину он заявил, что бортпроводница жалуется на неисправность и там требуется присутствие механика, таким образом он хитро выставил из кабины третьего члена экипажа. Оставшись наедине с командиром, Алимурадов выхватил самодельный тесак, приставил к горлу КВС и потребовал лететь в Китай! На возражения Абрамяна второй пилот отреагировал так: «Выполняй без разговоров!»

С помощью «тревожной кнопки» командир Вячеслав Абрамян все-таки смог предупредить диспетчера об угоне, после чего попытался обхитрить террориста и приземлиться на военном аэродроме недалеко от границы. Но тут, как назло, диспетчеры потребовали сообщить курс — и Алимурадов понял, что его хотят обмануть.

Самолет сел на рисовом поле

На подходе к советско-китайской границе командир связался с диспетчером и сообщил о ситуации, на что получил данные по настройке радиокомпаса на ближайший доступный китайский аэропорт - Цицикар. Вскоре советский авиалайнер оказался над китайской территорией, но при этом китайские пограничные войска не стали поднимать истребители для его перехвата. Для пилота это было удивительно: он ждал появления в небе истребителей. Как выяснилось, СССР и Китай договорились беспрепятственно пропустить самолет.

Интересно, но по версии командира Абрамяна, китайские власти, из-за напряжённых на тот момент отношений с СССР, начали сбивать самолёт с маршрута и водить его по кругу в горном районе. Таким образом, власти КНР хотели, чтобы у самолёта закончилось топливо, после чего он потерпел бы катастрофу. Поняв, что в таких условиях достичь аэропорта будет невозможно, пилот выбрал одно из рисовых полей. Примерно в 14:30 с выпущенными шасси Ан-24 совершил аварийную посадку в районе Ганьнаня на северо-востоке Китая. Никто из людей, слава Богу, не пострадал, а самолёт получил лишь небольшие повреждения. К тому времени в баках оставалось топлива на семь минут полета.

Почему именно Китай?

«Враг моего врага — мой друг», — считал летчик. Отношения СССР и Китая в середине 1980-х были крайне напряженными. О пятидесяти двух пассажирах, сидевших в салоне, он не думал. Если бы что-то пошло не так, признается он, просто планировал направить самолет в землю.

Что же стало в итоге с угонщиком? Вскоре место приземления оцепили китайские силовики. Пассажиров и членов экипажа перевезли в Харбин и затем отправили в Читу. А угонщику китайское правосудие назначило восемь лет лишения свободы. Через два года, 19 марта 1988 года Алимурадов был условно-досрочно освобожден. Ему удалось устроиться преподавателем русского языка в Харбинский мединститут, затем он преподавал в педагогическом училище и институте иностранных языков в городе Цзямусы — это практически на границе с Хабаровским краем.

9 декабря 1989 года Алимурадова передали Советскому Союзу. Суд Якутска приговорил его к пяти годам тюрьмы.

Интересно, что пилота Абрамяна, который смог посадить самолет в трудных условиях, уволили из авиаотряда. Его полгода допрашивали в КГБ — пытались выяснить, не был ли он в сговоре с Алимурадовым. Его сняли с очереди на жилье, три года он перебивался случайными заработками — подрабатывал грузчиком, бортпроводником.

А вот Алимурадов после распада СССР смог вернуться в авиацию. Сейчас занимается бизнесом. Сразу после того, как вышел из российской тюрьмы, он забрал к себе дочь, которая была совсем малышкой, когда он "улетел" в Китай, а ее мама погибла в автокатастрофе.

Вот такая жизнь и где тут справедливость? Хоть фильм снимай.