873 подписчика

Прямой потомок Конфуция провел мастер-класс по каллиграфии в Москве.

Студенты первого курса направления менеджмент ИМЭС совершили путешествие в мир китайской культуры и искусства, пройдя урок каллиграфии под руководством мастера Кун Линминя. Преподаватель китайского языка ИМЭС Галина Олеговна Волкова рассказала об особенностях стиля «малой печати» сяочжуань.

Студенты первого курса направления менеджмент ИМЭС совершили путешествие в мир китайской культуры и искусства, пройдя урок каллиграфии под руководством мастера Кун Линминя.

- Чему учатся студенты на мастер классе по каллиграфии?

- Так как мастер по каллиграфии Кун Лаоши (laoshi в дословном переводе означает «почтенный мастер»), в 76-м поколении потомок Конфуция, он не просто проводит мастер-класс по каллиграфии, но еще и рассказывает про культуру Китая. И так как история и культура Китая насчитывают около 3-5 тысяч лет, то есть, одна из самых древних, то студенты не просто знакомятся с разными стилями письма и пробуют себя в каллиграфии, но и изучают важный аспект культуры и философии Китая. Потому что на занятии Кун Лаоши рассказал про второй смысл иероглифа “爱”«ài» — «любить» или «любовь», который как раз связан с конфуцианством.

- Какие особенности каллиграфии они изучают?

- Перед тем, как приступить к написанию иероглифов, Кун Лаоши рассказал про разные стили каллиграфии. И акцент был сделан на стиле сяочжуань, «малая печать». У стиля - мягкие формы, некоторые черты округлые, и студенты писали иероглифы именно в стиле сяочжуань. Особенность китайской каллиграфии в том, что кисть держится перпендикулярно поверхности, а для китайской туши используется специальный камень. Студенты узнали не только как правильно держать кисть, но и как правильно ей пользоваться и поворачивать, как пишутся разные черты, горизонтальные и вертикальные.

Студенты ИМЭС на мастер-классе
Студенты ИМЭС на мастер-классе

- Какие инструменты используют для письма?

- В китайском есть замечательная идиома «Четыре сокровища». Это как раз про каллиграфию. Это бумага, кисть, тушь и камень. Камень не тот, к которому мы привыкли на улице, а специальный камень под чернила, под тушь. Он бывает разной формы: побольше и поменьше. Собственно, у ребят тоже были разные камни. И под бумагу рисовую специально кладется фетровая клеенка, чтобы ничего не запачкать, однако, основных инструментов именно четыре.

- В чем особенности стиля сяочжуань?

- Особенности стиля каллиграфии сяочжуань - округлые формы. И иероглифы больше похожи на картинки, чем на современные иероглифы, которыми мы сейчас пользуемся.

В современном мире стиль сяочжуань используется при создании печатей и подписей в каллиграфии и китайской живописи.

Студенты первого курса направления менеджмент ИМЭС совершили путешествие в мир китайской культуры и искусства, пройдя урок каллиграфии под руководством мастера Кун Линминя.-3

Каждый мастер по каллиграфии имеет свою печать вместо подписи. Сверху справа на работе ставится печать года, то есть, если этот год — год Дракона, то ставится печать с драконом. А слева внизу ставится печать каждого мастера по каллиграфии. У Кун Лаоши - две печати, потому что верхняя печать — это печать с фамилией его рода, а нижняя печать — это печать с его именем. И если посмотреть на эти две печати, то одна из них имеет красный иероглиф, а фон – белый. А другая, наоборот, белый иероглиф, а фон - красный. Это связано с «инь» и «ян». Одна печать наверху, другая внизу, и они как будто стремятся друг к другу. Таким образом, как верят китайцы, достигается гармония в работе.

Также в этом стиле все линии и все черты имеют одинаковую толщину. Иероглифы сяочжуань, в отличие от современных иероглифов, вытянуты по вертикали. Современные иероглифы выглядят более квадратными, а в сяочжуань именно по вертикали, и преобладают круглые линии и круги. В стиле сяочжуань нет ломаных и нет точек, как, например, в современных иероглифах в стиле Кайшу. И так как все черты одинаковой ширины, значит, их пишут равномерным нажимом.

Студенты первого курса направления менеджмент ИМЭС совершили путешествие в мир китайской культуры и искусства, пройдя урок каллиграфии под руководством мастера Кун Линминя.-4

- Почему это было интересно студентам ИМЭС?

- Во-первых, потому что для многих - культура Китая это открытие - никто из студентов ни разу не был на мастер-классе по каллиграфии. Во-вторых, они только начали учить китайский язык, поэтому через мастер-класс они учатся не просто писать иероглифы, но и знакомятся с историей и культурой страны изучаемого языка. Мастер был полезен не только с точки зрения погружения в процесс каллиграфии, но и взаимодействия с носителем. Это очень полезно, потому что развиваются навыки аудирования.

Как проходит жизнь студентов ИМЭС? Смотрите в наших социальных сетях:
Группа VK
https://vk.com/imes_msk
Канал в Телеграме
https://t.me/imesmoscow

Хочешь поступить в ИМЭС? Свяжись с Приёмной комиссией в Телеграм
https://t.me/imes_priem