6,1K подписчиков

Габи – отважное сердце: как немецкая овчарка спасла жизнь сторожу белградского зоопарка и предотвратила побег ягуара в город

22 июня 1987 года. Глубокая ночь. Белградский зоопарк полон таинственных звуков, как в джунглях. Где-то ухают птицы, где-то шипят змеи, откуда-то доносится бархатный рык неспящего хищника.

22 июня 1987 года. Глубокая ночь. Белградский зоопарк полон таинственных звуков, как в джунглях. Где-то ухают птицы, где-то шипят змеи, откуда-то доносится бархатный рык неспящего хищника. Восьмилетняя самка ягуара, родившаяся в этом зоопарке и прожившая тут всю свою жизнь, никогда не знала свободы. Она не спала, лёжа на досках и вслушиваясь в ночные звуки, как вдруг откуда-то налетел тёплый порыв ветра и принёс с собой незнакомые запахи сухой травы, песка и тонкий аромат неведомого цветущего раз в десять лет дерева. Она никогда прежде не чуяла этот запах, но, услышав его сейчас, вспомнила, как будто из прошлой жизни, картины вольной погони по растрескавшейся земле, вкус тёплой воды, окружённой колючими кустами, и предсмертный пульс на выгнутой шее горячей антилопы.

Немолодое, но всё еще сильное тело животного пробрала едва приметная дрожь, собрала мышцы в тугую пружину и, словно из капкана, расправила их в стремительном полёте к свободе. Самка ягуара совершила невероятный прыжок, пробив с места головой деревянную будку, вскочила на край домика и перемахнула двухметровую ограду с полуметровыми стальными шипами. Приземлившись на мягкие лапы и едва слышно ступая в ночи, животное шло, ведомое запахом своей родины на другом континенте.

Вольер ягуара ныне не используется, точкой отмечена будка животного
Вольер ягуара ныне не используется, точкой отмечена будка животного

– Ajmo, drugovi, – ночной сторож зоопарка Станимир Станич пошёл в обход, а с ним немецкие овчарки Габи и Фалько, которые настороженно вглядывались в тёмные переулки зоопарка, полные неведомых звуков, ступая впереди своего хозяина-сторожа.

Габи и Фалько изредка обнюхивали друг друга, вроде как делясь информацией, и поглядывали по сторонам, то и дело настораживая мохнатые уши.

Внезапно собаки остановились как вкопанные, всматриваясь вперёд, откуда вдруг донёсся резкий предсмертный скулёж дикой собаки динго. В свете фонаря Станимир Станич увидел, как к ним, пригнувшись к земле и устремив  сверкающие глаза, крадётся окровавленный ягуар. Собаки оскалились, а сторож инстинктивно попятился назад. Фалько метнулся куда-то за сторожа, а Габи, как стрела, выпущенная из лука, вылетела вперёд навстречу ягуару, который прыгнул на неё. Раздались страшные звуки грызни. Станимир Станич, задыхаясь, добежал до телефона и вызвал полицию, которая прибыла на место в считанные минуты вместе с директором зоопарка Вуком Бойовичем. Над клубком разъярённых животных раздался выстрел, и обессиленная Габи, заскулив, упала на землю под тяжестью рвавшей её убитой соперницы.

Сквозь полуприкрытые веки Габи видела силуэты каких-то суетящихся людей, чуяла запах лекарств и то и дело медленно тонула в забытье. Перед глазами плыли картинки из детства в питомнике, возня щенков на лужайке, она ощущала лапами мягкую подушку своей любимой лежанки в старом автоприцепе, как вдруг волнами накатывала боль и Габи скулила, пытаясь из последних сил вцепиться в горло плывущему перед ней ягуару.

Рекс, внук Габи
Рекс, внук Габи

Героическую собаку, которая защитила сторожа и остановила ягуара от побега в город, спасали всем Белградом. После операций Габи семь дней переливали кровь от её собственного внука Рекса, который терпеливо лежал рядом с собакой и пытался её лизнуть. Затем Габи поместили в кабинет директора зоопарка Вука Бойовича. Он устроил ей лежанку на двух соединённых креслах, лекарства были тут же на директорском столе, капельницу повесили на стойку для одежды. Она провела тут несколько месяцев, тяжело возвращаясь к жизни. Вскоре Габи снова потребовалась кровь. Сотрудник зоопарка Александр Саша Туцович привёл своего пса Бена, немецкую овчарку, и профессор Югослав Васич осуществил ещё одно переливание крови Габи, после которого она пошла на поправку и вскоре вернулась на службу в ночной дозор.

Фалько забрал себе один из друзей работников зоопарка, Рекс прожил 15 лет и ушёл за радугу солидным господином.

Два памятника храброй овчарке
Два памятника храброй овчарке

А Габи ещё при жизни в зоопарке поставили памятник, который создал скульптор Никола Вукосавлевич, и недавно посвятили книгу «Габи – храброе сердце Белграда». Габи прожила долгую жизнь и навсегда останется в памяти всех жителей сербской столицы. Будете в зоопарке, поприветствуйте её.

#белград
#сербия
#собака
#ягуар
#другчеловека
#животные
#зоопарк
#история
#памятник