6,1K подписчиков

Белград – город спокойных собак

Все приезжающие в Белград любители животных отмечают, во-первых, как много тут собак. Как их тут любят. Везде привечают. Воспитанные собаки гуляют в парках и сопровождают хозяев на улицах.

Все приезжающие в Белград любители животных отмечают, во-первых, как много тут собак. Как их тут любят. Везде привечают. Воспитанные собаки гуляют в парках и сопровождают хозяев на улицах. Тусят с хозяевами в кафанах и ресторанах, где собакам всегда предложат миску с водой. Ходят в магазины, включая большие, вроде Зары или ТЦ Райчева в центре города. Да пожалуйста, если собака хорошо себя ведёт.

Собаки-компаньоны включены в повседневную жизнь города. Нет никакого «гуляйте с собаками только на специально огороженных площадках, изолируйтесь!». Хотя выгульные огороженные площадки, конечно, есть, и там общаются между собой собаки и владельцы.

Собака как вид идёт своими четырьмя лапами рядом с человеком уже сорок тысяч лет, постепенно благодаря селекции, то есть отбору, становясь всё более полезным членом человеческого общества. И цивилизации. Другом, помощником в самых разных делах. И компаньоном.

Все приезжающие в Белград любители животных отмечают, во-первых, как много тут собак. Как их тут любят. Везде привечают. Воспитанные собаки гуляют в парках и сопровождают хозяев на улицах.-2

В Белграде, конечно, как в любом другом городе, большая часть собак именно компаньоны. Спутники, позволяющие человеку почувствовать «плечо» верного друга или шелковое ушко милого питомца в напряжённых буднях горожанина.

Мне доводилось бывать в самых разных городах мира, не говоря уже о разных городах России. Плюс по своей второй профессии я кинолог. Так бывает, когда две непохожие профессии (киновед и кинолог – каламбур, от которого уже устаёшь), требующие навыков, знаний и практики, сопровождают человека всю жизнь. Как две верные собаки, рядом.

Поэтому мне было интересно присмотреться к собакам и их владельцам в Белграде. К местной специфике отношения к собакам. Я же им, понимаете, друг. И слово заветное знаю.

В каждой стране есть свои особенности. И свои популярные породы. В Белграде, к примеру, очень распространены собаки, которых я в шутку, бывав и до этого в Сербии, Черногории, Хорватии и т.д., я называла «балканская беленькая».

Есть порода бишон фризе, такая белая очаровательная собака с кудрявой шерстью, как облачко. Их в СССР называли французскими болонками. Приятнейшие компаньоны. В Сербии и Черногории они на каждом шагу. А вот в России, например, вне выставок, где показывают чистокровных бишонов, этих собак редко встретишь.

Бишон фризе. Источник: lapkins.ru
Бишон фризе. Источник: lapkins.ru

Почему я говорю «балканская беленькая», а не бишон? Потому что наравне с явно чистокровными бишонами тут имеются и «балканские беленькие» самых разных размеров, формата и всего остального.

Масса таких собак без родословных, явно «народного разведения». «Балканская беленькая» может быть ростом 25 см в холке, а может – 45, может быть длинненькая, может квадратненькая. Шерсть тоже отличается. Объединяет их одно – они милые компаньоны.

В Белграде много грум-салонов, и владельцы не только «балканских беленьких» (требующих для своего очарования и «беленькости» хорошей стрижки и ухода), охотно посещают эти заведения с самыми разными собаками. Есть и салоны, открытые русскими, и в Белграде, и в Нови-Саде, у нас отличная школа груминга.

Ещё тут немало собак итальянской породы лаготто романьоло. Эти изначально охотники с превосходным чутьём и высоким темпераментом, сейчас активно используются в качестве «трюфельных собак» – на поиске трюфелей. В Италии. А сейчас и в Сербии, так как трюфели прекрасно растут в Сербии. Есть и трюфельные фермы, конечно. Сербские трюфели в разных вариантах – обычное дело в магазинах и на сельскохозяйственных выставках Сербии.

Лаготто романьоло. Фото: istockphoto.com
Лаготто романьоло. Фото: istockphoto.com

А сербы, оценив живой ум лаготто романьоло, держат их и в качестве активных домашних любимцев в городе. Познакомившись на выставке вин с владельцем трюфельной фермы и одновременно заводчиком лаготто, поняла, что и о трюфелях, и о собаках и их качествах, мы можем говорить долго и увлечённо. Впрочем, в трюфелях я точно не спец, так, угощаюсь при случае.

Также тут немало цвергшнауцеров и вельштерьеров, тоже отличных и умных, удобных в городе собак с твёрдым характером, ещё как-то не особо испорченных модой. А в Москве, допустим, сейчас это непопулярные породы. Жаль, и те, и другие, раньше и на соревнованиях по дрессировке побеждали вовсю. Способные собаки.

Пуделей разных размеров в Белграде тоже много. А в России пик их популярности был в 70-80 гг. Здесь же не редкость увидеть владельца с гордым нарядным большим пуделем или прелестным миниатюрным.

Малинуа. Источник: lapkins.ru
Малинуа. Источник: lapkins.ru

Часто здесь можно встретить знаменитую служебную породу – бельгийскую овчарку, малинуа. Это темпераментные служебные собаки, постепенно замещающие немецкую овчарку в полиции и армиях мира.

В России их держат, в основном, те, кто занимается соревновательным спортом (есть ряд видов такого спорта, от защитного до более мирного) с собаками. Они говорят: «Ооо, эта собака требует профессионала, и с ней надо утра до ночи заниматься!». В Москве и Петербурге место малинуа, в основном, на дрессировочных площадках и соревнованиях.

А тут как-то с ними попроще – обычные люди (которые, правда, явно хорошо и активно с ними гуляют, обучили собак и понимают их социальные и физические потребности), и ничего, послушные у них малинуа. Бытовые. В кафе с ними ходят. Почему так? Расскажу.

Все приезжающие в Белград любители животных отмечают, во-первых, как много тут собак. Как их тут любят. Везде привечают. Воспитанные собаки гуляют в парках и сопровождают хозяев на улицах.-6

Нередко на белградских улицах можно встретить и местную балканскую породу «посавская гончая», посавац. Как и многие местные, локальные, породы гончих – от французских до испанских – посавцы редкие гости в странах других европейских регионов. Это очень красивые и умные рыже-белые ушастые собаки, которых, впрочем, лучше держать для их прямого предназначения – для охоты.

Что и делают в Сербии, Черногории, Хорватии, Боснии и Герцеговине. Порода оформлена в Международной кинологической федерации как хорватская, но там, знаете, кто первый встал, того и тапки. Кто первый подал заявление на национальную принадлежность породы, кто оформил название породы, в общем. Хотя порода посавская гончая, естественно, встречается, работает и разводится давно на всей территории бывшей Югославии.

Посавац. Фото: saznajlako.com
Посавац. Фото: saznajlako.com

Ещё тут много так называемых в быту «питостаффов». Помните известную яркую песню «Питбуль»? Ну вот.

Полагаю, популярными собаки этой группы в Сербии стали ещё в 90-ые, но, в отличие от России, где тогда их было тоже много, популярность их не исчезла. Среди них, собственно, для плохой и осуждаемой всеми добрыми людьми практики боёв собак выводилась только одна порода – питбуль. А, например, их ближайший родственник, американский стаффордширский терьер, наоборот, ни в каких запрещённых боях собак и жестоких зрелищах не участвовал, хотя происхождение у них общее. Но все эти собаки эти требуют твёрдой руки и хорошего обучения.

Эти собаки так же, как и «балканские беленькие», не всегда с родословными, но фенотипически такие могучие псы «буль-типа». И как-то, по наблюдениям в течение года, в Белграде у их владельцев всё в порядке с воспитанием. Такие же цивилизованные псы, как и другие. Гуляют, ходят в кафаны с владельцами, не бросаются ни на собак, ни на людей. Их можно гладить при желании, они к людям вообще, если их не портить, весьма хорошо относятся. Так что нет «плохих» пород, есть воспитание или невоспитанность.

Стаффордширский терьер
Стаффордширский терьер

Так же и с другими «строгими» породами: доберманами, ротвейлерами и т.д. В Белграде в целом очень спокойные собаки. Доберман или овчарка ждут владельца у магазина без поводка и намордника. Уверенно и без проблем. Никто их не боится, не шарахается. Собаки любого размера и породы или совсем беспородные любимцы, которых тут тоже немало, абсолютно встроены в жизнь города.

А теперь попробуем понять, почему.

Во-первых, знаменитый сербский спокойный и при этом уверенный вайб, известный, как «полако». Люди тут в целом не нервные, это всегда передаётся и собакам, собаки – знатные эмпаты.

И у городских жителей нет темы «а пускай подерутся, мой же был прав». Нет. В городе это недопустимо. Белградец хочет ходить спокойно со своим спутником-собакой куда угодно, без всяких проблем. И ожидать того же от окружающих. Невоспитанная собака – это фуу, неприлично.

Если ещё какая-то мелкая собачка на кого-то залает, ну ладно. При этом она будет на поводке. И владелец сто раз извинится, что у него такая «истеричка». А более крупные собаки все обычно мирные. Собаки в хозяев, что называется. Сильный не ломится в драку на кого попало.

Все приезжающие в Белград любители животных отмечают, во-первых, как много тут собак. Как их тут любят. Везде привечают. Воспитанные собаки гуляют в парках и сопровождают хозяев на улицах.-9

Это, конечно, благодаря сербскому здравому подходу к воспитанию собак. В Югославии была очень неплохая традиция служебного и охотничьего собаководства, традиции которой, с правильным обучением собак, сохраняются и сейчас. Они основаны на знаниях природы собак, понимании и здравом смысле. Никто не будет сто лет плясать перед распущенной собакой и бегать с ней к шарлатанам, называющим себя «зоопсихологами», раздающим советы невероятной глупости.

Лишний раз поясню: зоопсихология – лабораторная наука, изучающая когнитивные способности и другие особенности разных животных. Зоопсихологией занимаются лабораторные учёные в условиях экспериментов. Чаще, кстати, вовсе не с собаками, собаки отлично изучены уже вдоль и поперёк.

Никаким «общением с клиентами» и «обучением собак» настоящие зоопсихологи – учёные – не занимаются.

Так вот, собак в Сербии воспитывают с помощью ласки, конечно, положительного подкрепления и умеренной строгости за недопустимые действия. Как и принято в культурном собаководстве. В результате собаки ведут себя прилично, в том числе и в городе, и очень любят своих надёжных и справедливых хозяев. Конечно, исключения бывают, но я про общий фон.

И ещё один момент. Здесь очень жёсткие штрафы за покусы людей и собак. И другие наказания.

Сочетание того, что людям самим хочется иметь цивилизованных друзей человека, общей доброжелательности и того, что неприличное поведение, а тем более травмы других членов общества, будут караться по закону, и создаёт ту самую прекрасную атмосферу «собачьего» Белграда. Дружелюбия, улыбок человеческих и собачьих. В повседневности, а не только в «специально огороженных резервациях».

Белградцы не упустят случая сказать доброе слово собаке с хозяином, похвалить пса за красоту или ум, посочувствовать собаке, если она вдруг заскулит, ожидая хозяина, умилиться щенку, затеять знаменитый сербский смол ток с хозяином про собак.

При этом, если хозяин с собакой и кинологом или сам, занимается обучением собаки в парке, все это очень уважают. Достаточно издалека, улыбнувшись, как без этого, сделать предупреждающий жест рукой или сказать «мы учимся», как владелец подбежавшей собаки тут же её подзовёт и не будет мешать. Поймёт, что люди и собака сейчас заняты.

Все приезжающие в Белград любители животных отмечают, во-первых, как много тут собак. Как их тут любят. Везде привечают. Воспитанные собаки гуляют в парках и сопровождают хозяев на улицах.-10

Большой контраст с любимой Москвой, где «а давайте они познакомятся» или «а мой не кусается» (хотя кусается) стоят нервов тем, кто учит собак уму-разуму. А ведь не мешать урокам с собаками – такая же вежливость, как не лезть с объятиями и разговорами, а тем более с дракой к тем, кто занимается на газоне йогой или другими упражнениями.

В перерыве – пожалуйста, и познакомимся, и поговорим. С удовольствием. Если вы улыбаетесь и не деретесь.

На днях мы с моим собачьим учеником и его владельцами побывали и на сербской международной выставке собак в Богатиче, это в ста километрах к западу от Белграда.

Ехали через прекрасную зацветающую садами Сербию, хозяева волновались, для них это первая выставка собак. Я-то уж их видела сотни: и выставляла, и была экспертом в рингах. Но всегда, знаете, немного переживаешь, тем более, за учеников. А к выставке у нас было совсем мало занятий по ринговой подготовке с очень характерным псом. Показать собаку на шоу – это отдельное искусство, называется хендлинг.

Выставка проходила на открытом воздухе, что в хорошую погоду было очень славно. И собаки лучше смотрятся на солнце, на зёленых газонах, чем в галогенном свете крытых павильонов, где сейчас обычно проводятся выставки. Вот если с погодой не везёт… но это был не наш случай.

Внезапная почти тридцатиградусная апрельская жара, конечно, требовала заботы и о собаках, и о владельцах собак. Надо было устроиться в тенёчке, чтобы в ожидании ринга собака не перегрелась.

Вокруг были собаки и их владельцы из разных стран. Чехии, Литвы, Турции и, конечно, Сербии. Разговоры о собаках, пристальные взгляды на конкурентов, дружеская болтовня. Уже прошедшие свои ринги владельцы и эксперты отдыхали под большим тентом кафе с холодными (хвала богу) напитками и плескавицами.

Международное судейство было достойным. Судьи из разных стран красиво представились участникам выставки на фоне «золотых» кубков. И приступили к работе.

С удовольствием хочу отметить присутствие на выставке большого количества охотничьих собак достаточно редких пород у сербских владельцев: легавых, гончих, норных. Это не просто шоу-собаки, они работают, а выставка – милый эпизод в их жизни. И возможность для владельцев показать ещё и прекрасный экстерьер своих помощников на охоте.

Экстерьер этих собак – не пустая декорация, это доказательство того, что собаки могут быстро бегать, прыгать, быть ловкими и манёвренными и сохранять эти качества в течение долгой жизни. Не говоря про отличную психику, ум и способность к сотрудничеству с человеком. Это часть цивилизационной культуры человечества – сохранять такие породы в их рабочем использовании. Приятно, что в Сербии (пока ещё) это есть.

И есть их владельцы, которые действительно любят и понимают и природу и своих умнейших собак. Ценят их качества. Лучшие натуралисты, включая писателей, кстати, – очень часто охотники. Сетон-Томпсон, Тургенев, Пришвин и многие другие.

Все приезжающие в Белград любители животных отмечают, во-первых, как много тут собак. Как их тут любят. Везде привечают. Воспитанные собаки гуляют в парках и сопровождают хозяев на улицах.-11

Наш дебют с «учеником» совсем не охотничьей породы, на сербской выставке прошел успешно. Получили высшую оценку «отлично» и титул Кандидат в международные чемпионы (CACIB). Судья в ринге, Vinko Biletic, был из Боснии.

Владельцы «ученика» были довольны. Плюс выставка собак – это поле культурной кинологии, где и новички видят воспитанных, ухоженных, отличных собак, наблюдают за интересными профессиональными людьми, общаются с собаководами из разных стран, которых объединяет любовь к собакам, а она, как всегда, вне границ. Мне тоже было приятно видеть коллег.

Были и забавные эпизоды. Разговорились немного у ринга с женщиной весьма средних лет из одной из стран Балтии, по-русски она не говорила, хотя по возрасту явно должна была. Тогда все русский учили. Так как на выставки собак в Прибалтику со своими собаками я ездила с четырнадцати лет, то отлично это помню. И в Риге, и в Таллине прекрасно говорили с ровесницами на русском. Но с годами, возможно, язык забывается.

Поговорили на английском. И тут её кобели решили не послушаться, слегка зарубиться друг на друга, бывает. И внезапно посреди эмоциональной, обращённой к собакам речи, на исконном для её страны языке, прозвучало неожиданное: «Бляха муха!» Собаки вняли.

С хорошими впечатлениями от сербской выставки мы вернулись в Белград.

Пёс, которого мы экспонировали, происходит из питомника сербской заводчицы, живущей в Зренянине. А в его родословной полно собак из лучших российских питомников этой породы, которые я давно знаю. И их качества хорошо наследуются. Хорошие собаки чаще всего – результат добрых связей между теми, кто любит своё дело.

Такая вот обыденная в культурной кинологии дружба народов через собак. Пёс и правда, скажу я скромно, как положено, неплохой. Да отличный пёс, что говорить. Что и подтвердила его оценка экспертом.

Что может помешать дружбе – человека и собаки, человека и человека? Ну разве что плохое воспитание, побудем немного идеалистами…