Интервью Нины Кочеляевой о киноведении и фестивальном кинематографе

19 апреля откроется 46-й Московский международный кинофестиваль — старейший кинофестиваль мира после Венецианского.

О кино и не только мы поговорили с Ниной Кочеляевой, членом отборочной комиссии Московского международного кинофестиваля и автором портала «Большая российская энциклопедия». Из этого интервью вы узнаете, какие знания необходимы человеку, чтобы быть кинокритиком, что отличает «фестивальное» кино от «обычного» и какие фильмы стоит посмотреть на ММКФ-24.

Нина Кочеляева, начальник отдела разработки и апробации методик кинопросвещения во ВГИКе, директор Нового института культурологии, программный директор Казанского международного фестиваля мусульманского кино, член отборочной комиссии Московского международного кинофестиваля.
Фото из личного архива Нины Кочеляевой
Фото из личного архива Нины Кочеляевой

Давайте для начала разберёмся, какие вообще специальности бывают в киноведении?

Вообще, в киноведении выделяют четыре основных направления. На первое место я ставлю киноархивистов — на мой взгляд, это элита киноведения. Они по крупицам собирают утерянные фрагменты кинолент, восстанавливают музыку по партитурам, работают с афишами, с документами и в итоге сохраняют для нас хрупкое плёночное наследие эпохи начала кино. Благодаря им мы и можем сейчас смотреть, например, наследие Жоржа Мельеса, который наравне с братьями Люмьер был пионером кинематографа. В качестве примера можно привести колоссальную исследовательскую работу Николая Изволова, который восстанавливает фильмы Дзиги Вертова, и в рамках программы Московского международного кинофестиваля в этом году мы покажем восстановленный фильм «Человек с киноаппаратом».

Далее стоит рассказать об историках кино, которые занимаются исследованиями в области истории кино во всех её аспектах, от технического до содержательного и тематического развития. Следом идут киноведы, которые наблюдают за тем, как развивается современное кино, но также погружены в исторический контекст и могут объяснить современные тенденции. Именно киноведы, как правило, составляют основу конкурсных комиссий (хотя часто кинокритики также являются кураторами кинофестивалей), которые отбирают фильмы для фестивалей. Кинокритики и киножурналисты погружены в современный контекст, и им необходимо моментально реагировать на все новинки и тренды. При этом не всегда хороший киновед может стать хорошим кинокритиком, так как представители академической науки не всегда обладают лёгким пером.

Каким был ваш путь в киноведении?

Я по образованию музеолог и писала свою диссертацию на тему русской паломнической письменности. В кино попала благодаря Кириллу Эмильевичу Разлогову, который пригласил меня помогать ему с его авторской программой на «Русском следе» на ММКФ, куда отбираются фильмы, так или иначе связанные с Россией. Позже к этой работе добавилась программа «Мир искусств» (теперь она называется «АРТ-КОР» / Art Core), где представлены фильмы, в которых поднимается тема искусства, либо создатели фильмов связаны с практикой в сфере современного искусства. Теперь эти программы собираю я сама. Также занимаюсь исследованиями кино во ВГИКе, совмещаю это с работой директором Нового института культурологии и работой в качестве программного директора Казанского международного фестиваля мусульманского кино и куратора других кинофестивалей.

Расскажите, пожалуйста, из чего состоит ваша работа программного директора Казанского кинофестиваля и члена отборочной комиссии ММКФ.

Я занимаюсь тем, что езжу по миру на кинофестивали, ищу интересные фильмы, которые хочу представить на фестивалях. Иногда наша работа очень похожа на настоящее расследование, ведь мы не можем показать на фестивале любой фильм. Нам нужно находить кино, которое соответствует определённым параметрам, заданным культурными кодами фестиваля. Это не только моя работа, так делают все мои коллеги. Мы следим за работой различных режиссёров, и с кем-то у нас уже установились дружеские отношения, и в то же время мы находим новых авторов. Ведь мы должны не только поддерживать уже состоявшихся мастеров, но и открывать новые имена — это очень важная задача любого фестиваля. Так, в своё время именно на ММКФ открыли Ким Ки Дука, Асгара Фархади, Рубена Эстлунда и других режиссёров, которые позднее стали звёздами мирового кино.

Сколько фильмов в среднем кинокритик смотрит в неделю?

Когда у нас идет стадия активного отбора, я смотрю по 5-6 фильмов в день. Конечно, я всё время боюсь, что у меня замылится глаз и я перестану воспринимать материал, но все фильмы, с которыми я работаю, настолько не похожи друг на друга, что этого в итоге не происходит.

Часто ли ваше личное мнение относительно распределения кинопремий совпадает со мнением конкурсного жюри?

Всё по-разному бывает. Иногда мы сходимся, иногда расходимся, но всё сводится к тому, что мы принимаем в итоге единогласное решение. У каждого куратора есть своё представление о том, что хорошо и что плохо. Очень многие любят чёрно-белое кино и «олдскульную визуальность» или классический сценарный подход, а кто-то любит совсем авангардное кино. И чтобы разрешить споры о вкусах, на фестивалях и придумали внеконкурсные программы. И вот там есть простор для личных предпочтений кураторов. Случается, что на этих программах не бывает аншлага, потому что там показывают кино, рассчитанное на небольшой круг аудитории. Тем не менее и они собирают своих почитателей. Так, несколько лет назад мы открыли французского кинематографиста алжирского происхождения Хамида Бенамра, фильмы которого вообще ни на что не похожи: он называет их художественными, но, по моим ощущениям, они документальные. У этого автора есть своя зрительская аудитория, которая ждёт его очередного появления на Московском кинофестивале.

Какие знания необходимы человеку, чтобы он мог стать кинокритиком? И учат ли этому отдельно?

На самом деле в том кругу очень хороших киноэкспертов, с которыми мне доводится сталкиваться, есть много людей без киноведческого образования. Но и не всегда рецензирование конкретного кинофильма тесно связано с описанием кинематографических достоинств ленты. Очень важно понимать культурный и исторический контексты или разбираться в теме, которую раскрывает фильм. Приведу в пример разбор Татьяной Дубянской фильма индийского режиссёра С.С. Раджамули. «Рядом ревёт революция». Она востоковед, специалист по индийской культуре, и написала подробную рецензию, в которой разобрала сюжет сквозь призму индийского эпоса. И даже меня, человека, который с особым вниманием следит за тем, что происходит в индийском кино, её разбор заставил совсем иначе посмотреть на этот фильм.

Что отличает «фестивальное» кино от «обычного»? И можем ли мы говорить о таком явлении, как «обычное кино»?

Я бы так жёстко не разделяла эти вещи. Во-первых, потому, что есть такое понятие, как мейнстримное кино, которое тоже может быть высококачественным. Во-вторых, так исторически сложилось, что фестивали стали местом для авторского, артхаусного кино, которое не рассчитано на массовую аудиторию. Но часто бывает так, что эти фильмы после фестивалей выходят во всемирный прокат и становятся востребованными большим числом зрителей. В-третьих, мейнстримное кино не очень нуждается в фестивальном представлении. Но в этом году на закрытии ММКФ будет «Майор Гром», и это можно рассматривать как пример массового кино, которое показывается на фестивалях. Также на Московском международном кинофестивале есть программа «Блокбастеры народов мира» посвящённая как раз лидерам национального проката.

Голливуд по-прежнему остаётся мировым гегемоном в кинематографе?

Начнём с того, что голливудское кино очень отличается от авторского американского. Голливуд предлагает фильмы, понятные в любой точке мира. Скажем так, это универсальный кинопродукт. Часто бывает, что голливудские киностудии делают ремейки фестивальных фильмов. Например, такая история случилась с фильмом «Впусти меня» шведского режиссёра Томаса Альфредсона, который впервые был представлен мировому сообществу на кинофестивале «Трайбека» в 2008 году и после получил внушительный прокат. Успех этого фильма привёл к тому, что через два года голливудский режиссёр Мэтт Ривз снял одноимённый ремейк. И это далеко не единичный случай. Но крупнейшей кинематографией мира по количеству производимых фильмов является не США, а Индия.

А что сейчас происходит за пределами Голливуда?

Очень много интересного! И задача фестивалей — открывать новые территории. Сейчас, например, большой интерес вызывает кинематограф Африки, Индонезии, северных регионов России. Более того, позволю себе разрушить представления о том, что голливудский кинематограф самый большой в мире. Индия уже давно опережает киноиндустрию США. Ежегодно в Индии выпускается более 2000 полнометражных игровых фильмов на 28 официальных языках страны. И есть такое понятие, как паниндийское кино: когда продюсеры подразумевают коммерческий успех фильма, то он дублируется на все индийские языки и идёт сразу во всех штатах. Для сравнения, голливудская киноиндустрия представляет всего 140-150 фильмов в год, из них мировыми блокбастерами становятся 10-15 картин. Общая цифра по США несколько больше: в 2022 году совокупное количество фильмов, произведённых в США и Канаде, составило 449 картин.

Раз уж мы заговорили про индийское кино, то нельзя не задать вопрос, который не даёт покоя многим синефилам. А правда ли, что танцы в голливудских фильмах являются своего рода эвфемизмами постельных сцен?

Конечно, ранние индийские фильмы отличались ярким эротизмом, и нельзя не вспомнить историю, когда в 1935 году в широкий прокат вышел фильм, где сцена поцелуя длилась четыре минуты, после чего взрослые женщины писали премьер-министру, что такое кино растлевает молодежь. Но всё это очень однобокий взгляд. Танцы, да и музыка в целом, — это огромнейший пласт индийской культуры, который нельзя рассматривать сквозь одну какую-то грань. Танцы могут быть ритуальными, боевыми, жертвенными — всё очень зависит от контекста.

Как вообще нужно смотреть кино? Стоит ли кинопросмотр совмещать, например, с готовкой?

Тут встаёт вопрос, для чего вы смотрите. Если вы потом не будете писать критическую статью, то и смотрите кино, как вам удобно. Но если вы смотрите фильм с профессиональными целями, то нужно, конечно, по-другому подходить к процессу: выбрать время, желательно прийти в кинозал, где хороший звук и на большом экране можно увидеть все нюансы и детали киноленты. Обычно, когда мы отбираем фильмы для кинофестивалей, мы смотрим их на компьютере по закрытым ссылкам, что тоже имеет свои преимущества: вы можете остановить фильм в любой момент, чтобы рассмотреть детали или пересмотреть какой-то фрагмент.

Рекомендация: топ-5 фильмов, которые непременно стоит посмотреть на предстоящем ММКФ.

1. «Человек с киноаппаратом» режиссёра Дзиги Вертова, восстановленная Николаем Изволовым авторская версия (СССР, Россия)

Кадр из фильма предоставлен пресс-службой ММКФ
Кадр из фильма предоставлен пресс-службой ММКФ

Без помощи надписей (фильм без надписей), без помощи сценария (фильм без сценария), без помощи театра (фильм без декораций, актёров и т.д.). Эта экспериментальная работа направлена к созданию подлинно международного абсолютного языка кино на основе его полного отделения от языка театра и литературы.

2. «Надо снимать фильмы о любви» режиссёра Романа Михайлова (Россия — Индия)

Кадр из фильма предоставлен пресс-службой ММКФ
Кадр из фильма предоставлен пресс-службой ММКФ

Вся атмосфера древнего города Варанаси подталкивает к размышлениям о смысле происходящего, о сути кино, о ценностях, которые обычно считаются очевидными и не обговариваются. Вскоре съёмочный процесс начинает разрушаться, а фильм — снимать сам себя. Это кино — притча о рассыпании мира и исправлении, о любви как единственной силе, способной исцелять мир.

3. «Евгений Телегин» режиссёра Виктора Тихомирова (Россия)

Кадр из фильма предоставлен пресс-службой ММКФ
Кадр из фильма предоставлен пресс-службой ММКФ

«Евгений Телегин» – это экранизация книги Виктора Тихомирова «Евгений Телегин и другие», написанной по следам пушкинского «Евгения Онегина». События фильма происходят в молодёжной среде 80–90-х годов хх века, увлечённой музыкальными рок-событиями. Главной темой остаётся любовь, которой «все возрасты покорны» и которая сама выбирает, кого наградить собой, а кого наказать. Всё это на фоне конфликта истинного в искусстве и жизни с «ложным глубокомыслием», неизбежностью разочарований и раскаяния. Однако всегда можно рассмотреть свет впереди.

4. «Раб» режиссёра Абделилы Эль-Джаухари (Марокко)

Кадр из фильма предоставлен пресс-службой ММКФ
Кадр из фильма предоставлен пресс-службой ММКФ

Брахим появляется в деревне неизвестно откуда к величайшему удивлению посетителей местного кафе, он представляется им рабом в поисках хозяина. «Я раб на продажу», — заявляет он. Но для деревенских жителей это неприемлемо! В итоге Брахим подвергается гонениям и нападкам.

5. «Нирвана» режиссёра Асифа Ислама (Бангладеш)

Кадр из фильма предоставлен пресс-службой ММКФ
Кадр из фильма предоставлен пресс-службой ММКФ

Внутренняя сущность человека может взбунтоваться, громко заявить о себе, о своих мыслях, не предназначенных для огласки, разрушить все условные ограничения, налагаемые четырьмя стенами реальности. В фильме рассказывается о трёх таких сущностях, находящихся в тени, но жаждущих пробиться к свету. Они совершают захватывающее путешествие через такое абстрактное понятие, как человеческое бытие, с целью раскрыть свой внутренний мир.

Интересные материалы:

От Бауманки до списка Forbes и квантового компьютера: интервью с Алексеем Фёдоровым

Как Пушкин с саранчой сражался

Искусство математики: как художники использовали золотое сечение

Подборка лучших театральных спектаклей по вкусам