2,1M подписчиков

"Таких операций у нас в стране ещё не было". Пришивший ребёнку лицо хирург дал свои объяснения

22K прочитали

Врач из Краснодара Алексей Дикарев, известный специалист в области реконструктивной хирургии, владелец собственного центра пластической хирургии внезапно оказался в центре скандала. Хотя, казалось бы, совершил благое дело – сумел спасти лицо мальчика, наполовину оторванное собакой. Однако в университете, где он преподавал, решили расторгнуть с ним контракт. Выяснилось, что из-за того самого вмешательства. Пришивший ребёнку лицо хирург и сам дал свои объяснения: "Таких операций у нас в стране ещё не было".

Фото: Nikolay Gyngazov/Russian Look/Global Look Press
Фото: Nikolay Gyngazov/Russian Look/Global Look Press

"Врачи сотворили настоящее чудо", "Никто в мире ранее не делал подобных операций" — так можно коротко описать историю четырёхлетнего мальчика из Черкесска, на долю которого выпало страшное испытание. В конце марта овчарка напала на Сашу, когда он играл в футбол на улице. В какой-то момент мяч залетел в собачью будку. Ребёнок полез за ним, и в тот момент пёс вцепился зубами ему в лицо.

ФОТО: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press
ФОТО: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press

Саше оторвало нос, щёки и верхнюю губу. Взрослые сумели оттащить пса и забрать скальпированные лоскуты. Их поместили в банку со специальным раствором. Взрослые слышали, что таким способом можно спасти ткани. В местной больнице малышу оказали первую помощь и ввели его в медикаментозный сон.

Для проведения операции требовалась помощь коллег из других регионов. Через час о происшествии стало известно краснодарскому пластическому хирургу Алексею Дикарёву. Врач специализировался на подобных случаях. В его практике было две успешные пересадки частей лица взрослым пациентам. Специалист собирался выезжать в Черкесск, но тут ему сообщили, что мальчика доставят бортом санавиации в краевой центр. Дикарев провёл 12-часовую операцию.

Хирург Дикарев. ФОТО: Скриншот ВИДЕО/СОЦСЕТИ
Хирург Дикарев. ФОТО: Скриншот ВИДЕО/СОЦСЕТИ

Врачам пришлось сшивать под микроскопом сосуды диаметром меньше полумиллиметра. Из-за сильного повреждения щеки организм отторгал часть кожного лоскута. Каждые 15 минут хирурги прикладывали к швам медицинских пиявок для улучшения кровотока. Спустя три недели лоскут прижился на 70-75%.

Однако спустя какое-то время Дикарева уволили из Кубанского государственного медицинского университета, где он занимал должность ассистента на кафедре хирургии. По словам врача, руководство вуза предложило ему написать заявление по собственному желанию, поскольку опасалось последствий от рисковой операции, которые на тот момент были непредсказуемы. При этом, как передаёт РИА Новости, на момент увольнения хирург был за границей и ничего не подписывал – о том, что его рассчитали, узнал и был очень удивлён.

В нарушении трудовых прав медика 14 апреля поручил разобраться председатель СК России Александр Бастрыкин.

"В марте текущего года мужчина провел сложную операцию по восстановлению лица четырехлетнего мальчика, пострадавшего в результате нападения собаки. Отмечается, что врача вынудили уволиться из вуза, где он работает, опасаясь возможных негативных последствий хирургического вмешательства. В СУ СК России по Краснодарскому краю начата процессуальная проверка. Председатель СКР поручил руководителю кубанского Следкома Андрею Маслову представить доклад о ходе и результатах процессуальной проверки",

— сообщили в пресс-службе СК России.

Стоит отметить, что в Рунете мнения по вопросу того, верно ли поступил Дикарев, и надо ли было его увольнять, сильно разошлись. Например, под одним из постов по этой теме можно найти такие комментарии:

"Желание руководства прикрыть себе зад ожидаемо. Но очень грустно, что уникальные специалисты, новаторы и энтузиасты вместо поддержки должны уходить, "чтобы не подводить коллег",
"Я знаю этого врача, не лично, но долго уже слежу за ним, смотрю его кейсы. Настоящий гигант (коллеги поймут), у его работ невероятный уровень. В нашей стране он точно один из лучших, если не лучший хирург по профилю реконструктивной и пластической хирургии головы и шеи",
"Он крутой! И не пропадёт! Университет однозначно потеряет от этого, и пациенты.
Доктор этот делал им одолжение, что работал с ними!",
"Я не увидел тех вопросов, которые лично у меня (практикующего хирурга) возникли в самую первую очередь к описанной ситуации… Я не хочу излишне клеветать на коллегу, возможно (и скорее всего) у него действительно золотые руки, но пластическая хирургия это одно, а экстренная - совсем другое. Что меня не просто удивило, а шокировало. Шилась укушенная рана, что категорически запрещено, это табу, которое не обсуждается. Почему так - это ещё один пост расписывать, просто примите как факт. Можно перевязать кровоточащий сосуд, можно наложить один-два шва, если оторвало крупный кусок и все. Никаких ушиваний раны наглухо, не говоря о каких-то более тонких вещах, не допускается. Лицо очень хорошо кровоснабжается, а значит, кровопотеря была большой и ребёнок поступал в состоянии шока. При этом жизнеспособность оторванные ткани сохраняют всего несколько часов. То есть, получается, на многочасовую операцию брали пациента в шоковом состоянии? Это огромный риск и для жизни, и для осложнений на всех органах",
" Чего-то тут не договаривают. Почему это университету не нужна "шумиха" и что плохого в том, что их профессор сделал резонансную операцию? Что-то тут ещё есть, кроме самой операции",
" Всех подставил! Как её сейчас по ОМС оплачивать - по какому прайсу? Об этом он подумал, прежде чем со своими нитками лезть?".

Сам хирург, судя по его интервью журналистам, ничуть не жалеет, что рискнул. Он подчёркивает – спас лицо ребёнку, каждая минута была на счету. Если бы операции не было (или она прошла бы неуспешно), ткани восстанавливали бы годами, пересаживая кожу.

"Он не смог бы ни разговаривать нормально, ни есть. И с большой вероятностью дышал бы через отверстие в горле. Подобные реконструктивные операции проводят в несколько этапов. Не исключено, что потребовалось бы 20, если не больше. Учитывая, что на одну нужно полгода, то это 12 лет в хирургии. К 18 годам можно было бы ставить вопрос о трансплантации лица. Но это, к слову, юридически у нас еще не урегулировано. Смогли бы ему сделать пересадку чужого лица — неизвестно",

- сказал Дикарев. Также он подчеркнул:

"Ситуация с мальчиком резонансная — таких операций у нас в стране еще не было. Мы с коллегами изучили открытые данные, в том числе на специализированных ресурсах, и не нашли ни одного упоминания о том, что где-либо еще в мире сделали что-то подобное".