Найти тему

3 интересные мемуаристки XIX века: факты из истории России

Историю России XIX века можно изучать не только по учебникам и архивным документам. Интересный материал оставили многие современники. Среди них – 3 мемуаристки, жизнь которых совпала с переменами эпохи Великих реформ. Анна Фёдоровна Тютчева, дочь поэта, лично наблюдала жизнь при дворе двух императоров. Елена Андреевна Штакеншнейдер хорошо знала Ф.М. Достоевского, а благодаря Елизавете Николаевне Водовозовой можно заглянуть за стены Смольного института в период преобразований К.Д. Ушинского.

Историю России XIX века можно изучать не только по учебникам и архивным документам. Интересный материал оставили многие современники.

Анна Фёдоровна Тютчева

Императорский двор, который наблюдала Анна Тютчева, фрейлина Марии Александровны (супруги Александра II) был довольно скучным. Здесь много внимания уделяли этикету, внешнему и мало – духовному и душевному развитию. Впрочем, и вне дворца многие увлекались модой на медиумов и предсказания. Анна Фёдоровна писала об отце, который постоянно сверялся с ответами вертящихся столов:

«Странно то, что дух этого стола как две капли похож на дух моего отца; та же политическая точка зрения, та же игра воображения, тот же слог»*.

Историю России XIX века можно изучать не только по учебникам и архивным документам. Интересный материал оставили многие современники.-2

Старшая дочь поэта родилась в Германии и до 18 лет жила там. Переезд в Россию стал для неё настоящим потрясением. Несколько лет девушка провела в имении отца на Орловщине, а потом её назначили фрейлиной. Это должно было помочь семье справиться с материальными затруднениями.

С первых дней при дворе, с 1853 года, она вела дневник. За 13 лет Анна Фёдоровна успела послужить фрейлиной будущей императрицы и гувернанткой детей Александра II.

После отставки она вышла замуж за издателя Ивана Сергеевича Аксакова, чьи взгляды были ей близки.

Детей у супругов не было, и свои силы Анна Тютчева отдавала на занятие общественной деятельностью, помощь мужу и литературный труд.

О ком рассказывает мемуаристка. Из мемуаров Анны Фёдоровны можно узнать о личности императора Николая I, И.С. Тургеневе, И.С. Аксакове.

Елена Андреевна Штакеншнейдер

В дневниках Елены Штакеншнейдер отражен дух времени: студенческие волнения, начало эмансипации, зарождение революционного движения. Сама она всю жизнь страдала от врожденного заболевания. Но это не сделало Елену Андреевну затворницей.

Историю России XIX века можно изучать не только по учебникам и архивным документам. Интересный материал оставили многие современники.-3

Про дух революции она писала так: «Чтоб водворилось это благо, надо уничтожить все старые порядки, которые его не давали, уничтожить дотла, чтобы и зараза старого не передалась новому, и на пустом месте построить новый храм, храм всеобщего блага. Но ведь в этот новый храм войдут люди и внесут с собой все свои присущие им страсти: и зависть, и жадность, и честолюбие, и самолюбие и прочее, и прочее. Что же станется тогда с благом? Чем созидать новый храм и ради него все уничтожать, не лучше ли и не проще ли прежде приготовить себя для будущего блага этого? Вглядеться каждому в себя и, чем разрушать все окружающее, – разрушать свои страсти, себя совершенствовать, тогда благо водворится и само собой, и храма не будет нужно»**.

Семья Штакеншнейдеров принадлежала к кругу интеллигенции: отец был придворным архитектором, и никогда не владел поместьями и крестьянами.

Елена Андреевна внимательно наблюдала за жизнью Петербурга, была знакома с писателями, общественными деятелями, учеными. В 1860 году она познакомилась с Ф.М. Достоевским, с которым всю жизнь была в дружеских отношениях. Они много лет вели переписку, которая раскрывает разные стороны жизни и творчества писателя.

О ком рассказывает мемуаристка. Интересны заметки о А.Н, Майкове, Я.П. Полонском, Ф.М. Достоевском, П.Л. Лаврове.

Елизавета Николаевна Водовозова

Младшая современница мемуаристок, Елизавета Николаевна, оставила подробное описание жизни в до и после реформенном Смольном институте.

Историю России XIX века можно изучать не только по учебникам и архивным документам. Интересный материал оставили многие современники.-4

Как необычно было узнать юным девушкам значение реформы по освобождению крестьян. Вот как описала это Водовозова в книге «На заре жизни»: «За наше образование, за возможность жить безбедно, за блага, приобретенные на счет векового рабства масс, мы, чтобы искупить тяжелый грех многих поколений, должны отдать все свои силы на просвещение народа. «И каждый, у кого в груди не камень, а сердце, искренно откликнется на этот призыв!» По словам Ушинского, с этого момента все обязаны нести в народ свой труд, знания и таланты, а на русских женщин наступившая эпоха освобождения налагает еще особую обязанность – раскрепоститься от предрассудков, специально тяготеющих над ними»***.

После института Елизавета Николаевна писала статьи, поддерживала идеи прогрессивной молодежи. Вместе с мужем собирала на «вторниках» писателей и общественных деятелей: В. А. Слепцова, П. И. Якушкина, В. С. Курочкина и других.

В 1870 году Елизавета Николаевна написала книгу «Умственное развитие детей от первого появления сознания до 8-летнего возраста». Была автором изданий «Детское чтение», «Народная школа».

О ком рассказывает мемуаристка. В книге Елизаветы Николаевны нарисованы живые образы К.Д. Ушинского, В. И. Водовозова (будущего мужа), В.И. Семевского.

* Тютчева А. Ф. При дворе двух императоров. М., 1928.

** Штакеншнейдер Е. А. Дневник и записки (1854–1886). – ACADEMIA, 1934.

*** Водовозова Е.Н. На заре жизни и другие воспоминания. М.–Л., 1934.