Премьер-министр Киргизии Акылбек Жапаров отправился с визитом в США. Поводом для его поездки стало участие в весенних совещаниях Международного валютного фонда и группы Всемирного банка. Однако целью визита является привлечение американских технологий и инвестиций. Вторая, возможно, не менее значимая задача - убедить американскую сторону, что для Киргизии сотрудничество с Россией - жизненная необходимость и попытки США его подорвать могут дорого стоить республике.
Господин Жапаров привез в США свежую презентацию для потенциальных инвесторов. Речь идет о развитии проекта строительства Камбаратинской ГЭС-1 на реке Нарын для обеспечения электроэнергией не только Киргизии, но также Казахстана и Узбекистана. Общая стоимость проекта ГЭС составит $5−6 млрд, которые республика планирует взять в кредит и вернуть его за счет самой ГЭС через 13–15 лет после начала ее эксплуатации.
Ожидается, что Камбаратинская ГЭС-1 станет крупнейшей электростанцией в Киргизии. Строительство займет около десяти лет.
Зазывая инвесторов, глава правительства рассказывал об экономических достижениях страны. "В первом квартале 2024 года рост экономики составил 8,8%... При этом в 2023 году был преодолен исторический рубеж. ВВП страны составил $13 млрд 751 млн, темп роста - 6,2%, что значительно выше показателей предыдущих лет",- гордо перечислил ключевые показатели Акылбек Жапаров на встрече с руководством консалтинговой компании Alvarez & Marsal.
Впрочем, Всемирный банк заочно поспорил с такой оптимистичной картиной. На днях он обнародовал обновленный экономический прогноз для развивающихся стран Европы и Центральной Азии, в котором эксперты предположили, что рост ВВП Киргизии в 2024-м составит 4,5%. При этом часть "вины" за недостаточно динамичный прирост киргизской экономики возложили на Россию, в связи с ее геополитическим положением.
Впрочем, в Бишкеке видят в сотрудничестве с РФ не угрозы, а потенциал для развития, в связи с чем премьер-министр пытается убедить американскую сторону в важности сохранения торгово-экономических отношений с Россией. Причем господин Жапаров делает это не закулисно, а вполне открыто. Еще 5 апреля, отвечая на вопросы "Кабар", он заявил, что разрыв сотрудничества с Москвой невыгоден самому Бишкеку.
По его словам, власти Киргизии сами просили Москву открыть в стране "хотя бы один" российский банк. Премьер также объяснил, почему даже с учетом этого факта республика была вынуждена приостановить обслуживание российских карт "Мир". На такую меру, по его словам, пошло не правительство страны, а ассоциация частных банков, которые "возможно, опасались вероятных санкций".
По мнению киргизских экспертов, "у США есть понимание, что, если окончательно утопить Центральную Азию, в особенности Киргизию, во вторичных санкциях, они только проиграют в этом регионе.
Это и есть та позиция, по которой сейчас вся Центральная Азия и США постоянно ведут переговоры, чтобы достичь взаимоприемлемых решений",- отмечают специалисты.
У официального Вашингтона также на контроле и вопрос по некоммерческим организациям (НКО) в Бишкеке. В частности, госсекретарь Энтони Блинкен беспокоится за киргизское гражданское общество. Но несмотря на это действовавший в Киргизии с 1993 года американский Фонд Сороса недавно объявил о прекращении своей работы в связи с принятым в республике законом об НКО, который, по мнению фонда, "устанавливает несоразмерные и излишние ограничения на деятельность местных организаций, финансируемых международным сообществом".
"Закон вызывает очень сильное раздражение у Белого дома. На мой взгляд, будет достаточно бурное обсуждение в отношении его подзаконных актов и правоприменения. Возможно, стороны согласуют некий список, куда войдут фонды, связанные с государственным финансированием со стороны США, и для них будут сделаны послабления",- предположил киргизский политолог Кубатбек Рахимов.
В статье использована информация из Коммерсанта