Вольф Мессинг - личность окутанная тайной. Его имя стало синонимом экстрасенсорики, телепатии и других необъяснимых явлений. Однако, за эффектной пеленой мистификаций скрывается реальная история человека, чей талант и мастерство до сих пор будоражат умы.
Предсказание смерти Гитлера
Пожалуй, самый известный эпизод из жизни Мессинга - его предсказание смерти Гитлера. Якобы во время выступления в Варшаве он заявил, что фюрер погибнет, если нападет на СССР. Эта история обросла множеством деталей, но ни в каких исторических источниках, ни в архивах не found any mention of it.
Побег из тюрьмы
Еще один легендарный эпизод - побег Мессинга из варшавской тюрьмы. Согласно его рассказу, он смог загипнотизировать всех охранников и беспрепятственно покинуть камеру. Однако, документальных подтверждений этого события также нет.
Сто тысяч рублей для Сталина
В мемуарах Мессинга описано, как он проделывал это с Госбанком по просьбе Иосифа Виссарионовича Сталина. И, конечно, добился своего: ему выдали сто тысяч рублей по страничке, вырванной из школьной тетради. "Рядом со мной были два свидетеля из органов, которые и подписали акт о проведенном опыте. Как мы и договаривались, через 15 минут мы подошли к кассиру и вернули деньги. Кассиру вызвали «скорую помощь»". Тот же почерк - первое лицо, огромные деньги, сверхъестественные способности...
Ни в Центральном архиве ФСБ России, ни в архиве ЦК КПСС, где зафиксирована каждая встреча вождя с посетителем, нет имени Мессинга. Да и само описание процедуры получения денег в советском банке вызывает сомнения: бухгалтер, ревизор, кассир, перемещения по коридорам и заполнение анкет, которые были действительностью, совсем не фигурируют в рассказе.
Телепатия
То, что делал Мессинг, часто называют телепатией. Он якобы умел читать мысли и внушать их. Однако ученые сходятся, да и сам "телепат" признается, что никаких сверхспособностей здесь нет, а есть только "сверхтренировка". И до, и после Мессинга подобные эксперименты успешно проходили в разных странах. Сам Мессинг говорил: "…Это не чтение мыслей, а, если так можно выразиться, «чтение мускулов»… Когда человек напряжённо думает о чём-либо, клетки головного мозга передают импульсы всем мышцам организма. Их движения, незаметные простому глазу, мною легко воспринимаются. Я часто выполняю мысленные задания без непосредственного контакта с индуктором. Здесь указателем мне может служить частота дыхания индуктора, биение его пульса, тембр голоса, характер походки и т. д." Подобные опыты проваливаются, когда "телепату" предлагают завязать глаза не себе, а индуктору - ведь тогда он не может посылать "экстрасенсу" импульсы о том, правильно или нет тот отгадывает нечто задуманное (например, ряд и место в зрительном зале).
НКВД
Известно, что в 1940-е годы Мессинг сидел в тюрьме НКВД, и многие сведения о нем мы знаем благодаря воспоминаниям его сокамерника, тоже польского еврея Игнатия Шенфельда. Это была внутренняя тюрьма НКВД Узбекистана. В связи с этим временем в жизни "мага" возникает два вопроса. Первый - почему же он не сбежал оттуда, употребив свои сверхспособности, как в легенде о варшавском карцере? И второй - почему его выпустили (через обычную дверь, к слову) так скоро: всего через несколько месяцев? Так безболезненно легко выходят из стен НКВД, если соглашаются сотрудничать с органами. Кроме того, известно, что Мессинг часто посещал московскую квартиру военного дипломата Александра Игнатьева - место встречи тайных агентов НКВД. Был "телепат" агентом НКВД или нет - доподлинно пока не известно, и это еще одна легенда о мистификаторе Мессинге - правда, уже не доблестная и печальная.
Книга мемуаров
Занимательная книга-автобиография "О самом себе" - тоже легенда, вымысел: она не о себе, потому что она даже не автобиография. Фамилия ее настоящего автора вполне "говорящая" - Хвастунов. Этот человек - журналист "Комсомольской правды", решивший мистифицировать Мессинга и сочинивший ему новую жизнь. Книга "О самом себе" была опубликована еще до смерти "читателя мускулов", однако тот так никогда и не опроверг (как, впрочем, и не подтвердил) изложенных в ней фактов.
Те, кто знал Мессинга, говорят, что он не был решительным человеком, а скорее даже боязливым. И на такую масштабную мистификацию не решился бы. А о его выступлениях говорили: "Мессинг всегда - и до самых последних дней - в свои выступления вкладывал себя всего и просто душу из себя выматывал. От страшного напряжения он на сцене невероятно потел: по нему прямо потоки текли".
Загадка Мессинга разгадана только наполовину, и развенчанные мифы порождают новые.