Есть у меня ученик с РАС. Очень толковый мальчишка, но в первом классе буянил на занятиях весьма серьёзно. Кричал так, что старшеклассники предполагали, будто в школе "пытошная" появилась. Соображает парень отлично, а вот речь... Только в этом году он начал отвечать на вопросы хотя бы одним словом. А фразы у него в основном только эхолалией. Где-то услышал - будет повторять. Свои фразы строит оооочень редко.
В этом учебном году ребёнок учится по индивидуальному графику. Математику, русский язык и чтение он изучает один на один с учителем, а в классе посещает окружающий мир, ИЗО, музыку, технологию, ходит на физкультуру и внеурочные мероприятия. Ну и получается, что в школу он приходит когда к десяти утра, когда к одиннадцати, когда и к двенадцати, соответственно, мне, на мои занятия, его удобно брать в первой половине дня. Потому как после 12.00 у меня все расписано по минутам.
Так что если в прошлом году мальчик занимался со мной после уроков, то теперь занимается до них.
И, то ли из-за этого, то ли из-за того, что высыпается - занятия стали проходить просто идеально.
Не кричит, задания полностью выполняет, максимум похнычет, когда настроения нет.
Но, расслабляться, с такими детками нельзя ни на секунду. На каждом шагу мальчишка ищет возможность максимально облегчить себе жизнь. То напиши за него - пальчик болит. То игру после занятия собери за него, потому что ручки болят. То ещё что-то.
А на последнем занятии все прошло просто идеально, настало время уходить.
Я стою у двери, а парень возле парты стоит, хнычет, но не выходит из кабинета.
Я ему:
-Пойдём на уроки.
-Нет!
-Здесь хочешь остаться?
-Нет!
-Тогда что нужно?
Подходит, берет меня за руку, подводит к портфелю, который на крючке парты висит:
-Дай!
То есть за занятие ни разу никто за него ничего не делал, так хоть перед уходом...
-Нет, - говорю, - твой портфель, ты его и бери...
Взял. После уроков рассказываю маме что и как, в том числе про портфель, мальчишка меня за руку хватает:
-Это же мелочи, да? Я ж все равно хороший?