В Международный день защиты памятников и исторических мест мы решили рассказать об одном из самых известных фестивалей по восстановлению исторической среды — «Том Сойер Фесте».
Как силами волонтёров и партнёров сохраняют архитектурное наследие по всей России, поделился с VK Гидом Андрей Вагин — федеральный координатор фестиваля.
Расскажите о вашем фестивале, какие масштабы он имеет сейчас?
Первый ТСФ («Том Сойер Фест») прошёл в 2015 году в Самаре. А уже в 2016-м к проекту присоединились Бузулук и Казань. В прошлом году количество городов и сёл, в которых хоть раз проходил фестиваль, было 80, а в 2024-м к фестивалю планируют присоединиться ещё как минимум пять новых городов. За всё время было восстановлено порядка 200 домов и более 30 объектов исторической среды: дверей, скульптур, советских остановок, ворот, фонтанов, мостовых, арок и т. п.
Мы всегда говорим, что «Том Сойер Фест» — это про исторические дома и про замечательных людей. Вроде бы базовая цель фестиваля — восстановление исторической среды, но если честно взглянуть на прошедшие девять лет, то эта цель давно уже стала инструментом формирования сообщества и объединения неравнодушных к исторической среде и культурному наследию, активных и деятельных людей. Поэтому мы не только восстанавливаем исторические объекты, но и насыщаем культурную и образовательную среду окружающих нас людей.
Для тех, кто вообще не в теме: почему Том Сойер, что значит название?
Осенью 2014 года в Самаре Андрей Кочетков, будущий идеолог фестиваля, обсуждал со специалистом по геоинформатике* Андреем Черновым разные способы оживить город. На тот момент уже почти год прорабатывалась, но никак не дозревала идея проекта по восстановлению старых самарских деревянных домов силами волонтёров. В какой-то момент Андрей Чернов эмоционально выдал: «Да давайте хоть заборы красить. “Том Сойер Фест”!» — и это название тут же определило идею и дух будущего фестиваля.
Пожалуй, самая известная сцена покраски деревянной поверхности в истории мировой культуры с вовлечением (хоть и хитростью) других описана именно в произведении Марка Твена «Приключения Тома Сойера». История, пропитанная ребяческим настроением и духом авантюризма, тоже привносит в фестиваль эмоциональный настрой и придаёт оптимизма, особенно когда сталкиваешься с трудностями.
* Специалист, занимающийся созданием цифровых картографических сервисов, навигационной системы городов и разрабатывающий алгоритмы для корректной передачи данных со спутников для мониторинга трафика на дорогах.
«Том Сойер Фест» изначально возник в Самаре, а не в столице. О чём это говорит?
Мне кажется, здесь ответ кроется во времени, месте и людях. Так совпало, что проблемы исторической среды Самары, опыт людей, объединённых общими интересами, простая и понятная идея смогли не только соединиться тут, но и «заразить» остальные города. Думаю, подобные инициативы могли возникнуть (а может, и возникали) в любом городе России и даже в столицах, но в Самаре это случилось, а благодаря людям, формату, открытости и эффекту — это пошло дальше.
Как к фестивалю присоединяются новые города — всё зависит от сбора команды активистов?
Как правило, фестиваль появляется в новом месте только тогда, когда в этом месте есть люди (команда), разделяющие ценности фестиваля, и исторические объекты, к которым эти люди хотят применить свои силы и время. В некоторых случаях команду и объект могут разделять несколько десятков километров, но как правило команда — это те, кто здесь живёт и хочет сохранить историческую среду своего места. В каждом городе активное сообщество волонтёров разное. Мы вообще очень разные, и в этом, наверное, тоже фишка фестиваля.
Как вы выбираете дома, объекты культурного наследия, которые необходимо отреставрировать и сохранить?
Поскольку наше сообщество горизонтальное и нет подчинённости, а основной ценностью у нас является добровольность, — решение о выборе объектов принимают участники сообщества в своих городах. Они самостоятельно оценивают значимость объекта для города, реалистичность задач по восстановлению и перспективу дальнейшей судьбы здания.
Кто может стать волонтёром фестиваля? Нужно ли иметь строительный опыт?
Любой желающий может прийти на фестиваль и помочь. Не обязательно быть специалистом в строительных работах или иметь профильное образование. Координаторы на площадке помогут подобрать работу по вашим силам и навыкам. Мало того, если регулярно заниматься восстановлением исторической среды, то можно прокачать свои скиллы, освоить разнообразный инструмент и типы работ. А вот если вы профессионал, то ваш опыт и помощь могут быть более востребованы. Иногда профессионалы-строители на фестивале становятся практически «прорабами», которые могут грамотно и эффективно организовать работы. В основном волонтёры — это местные жители, но и любой гость города может прийти и помочь. Иногда ребята из ТСФ специально ездят в гости в другие города, чтобы познакомиться и поработать на объектах исторической среды. Своеобразный «ТСФ-туризм».
Как вы обычно находите партнёров, кто помогает в финансировании и информировании? Этим занимаются локальные координаторы?
Нам важно, чтобы наши партнёры разделяли ценность сохранения исторической среды и культурного наследия. Большая работа лежит на плечах локальных координаторов в поиске средств и партнёров для восстановления исторических объектов. Если появляются крупные организации, готовые помогать нескольким городам или всему фестивалю, то здесь подключаются федеральные координаторы. Мы рассказываем о наших фестивалях, наши объекты и события, которые мы организуем, — это пример того, что мы можем и умеем делать. Не так давно появился наш благотворительный фонд «Том Сойер Фест — Наследие», при помощи которого мы помогаем локальным командам фестиваля собирать средства на сложные проекты по восстановлению исторических объектов и объектов культурного наследия.
Есть проекты, которые дались тяжелее / дольше / интереснее всего?
Мне кажется, в каждом городе у координатора или волонтёра есть своя история про сложные и интересные объекты. Трудно в общей массе того, что мы сделали, это выделить. Только на месте, ощущая сложность работы и итоговые результаты, это можно почувствовать. Но, наверное, самое тяжёлое для нас — это утрата восстановленных зданий или невозможность завершить работы на объекте. К сожалению, за девять лет такие примеры у нас тоже есть.
В каком городе самое инициативное комьюнити и где вы видите наиболее впечатляющий результат (город, где восстановили самое большое количество объектов)?
Невозможно сравнить фестиваль в Самаре, городе-миллионнике, и фестиваль в небольшом селе Холуй. Бузулук, который начинает свой девятый сезон, и подмосковное село Починки, у которого этот сезон будет первым. Невозможно оценить те силы и время, которые координаторы и волонтёры вкладывают в историческое здание, и те впечатления, которые дарит восстановленный дом проходящим мимо жителям. Конечно, можно всё перевести в трудочасы, квадратные метры, придумать кучу параметров и KPI, но наши цели далеки от такой статистики.
Есть ли у фестиваля государственная поддержка? В каждом ли городе одобряют ваши инициативы?
Каждый город отличается от другого, команды в городе различаются и чиновники различаются тоже. Где-то удаётся найти понимание с местными властями, где-то нет. Как таковой у нас нет задачи получить поддержку от государства, мы больше про общество и самоорганизацию. Главное, чтобы местные власти знали, чем мы занимаемся и почему это важно. Если же у них появляется возможность помочь местному фестивалю (машиной для вывоза мусора, публикациями в официальных СМИ), то хорошо. Бывают случаи, когда местные власти нас не понимают и не понимают важности сохранения исторической среды. В таких городах командам сложнее.
С какими проблемами чаще всего сталкиваются координаторы и волонтёры?
Проблемы, с которыми сталкиваются координаторы и волонтёры, разнообразные, но, наверное, самое частое — это проблема людей и ресурсов. К примеру: есть материалы — нет свободного времени у волонтёров, есть свободное время у волонтёров — нет нужных материалов. Сложно всё просчитать, делая фестиваль, и проблемы в планировании всегда будут, но главное — не паниковать, набираться опыта и не бояться сложностей.
В 2020 году не без участия активистов ТСФ в закон об объектах культурного наследия (ОКН) внесли поправку, позволяющую волонтёрам участвовать в восстановительных работах. Согласны ли, что ваше влияние на власти действительно велико и вышло за пределы работы с волонтёрами?
Вопрос о возможности работать волонтёрам на объектах ОКН, не подменяя собой реставраторов, а помогая в тех работах, где это возможно, к 2020 году назрел сильно и не только у ТСФ. Так что внесённые в закон поправки были ко времени и в интересах большого количества волонтёрских проектов, связанных с ОКН. Ну а поскольку у ТСФ к тому моменту накопились практический опыт и примеры, что это нормально, возможно и полезно, то мы стали инициаторами этого процесса.
Что про успехи в отношениях с властью, то это не совсем про нас. У нас нет такой прямой задачи в рамках движения, хотя у каждого координатора есть, наверное, свои успехи и неудачи в коммуникации с местными властями. Если в городе, где есть ТСФ, происходит явная несправедливость по отношению к ОКН или к объекту исторической среды, то другие города всегда готовы поддержать, выразить свою позицию.
В советские годы достаточно важную роль играло общество защиты памятников ВООПИиК. Оно существует и сегодня, но его деятельность менее заметна. У вас есть ощущение, что вы перехватили эту эстафету?
У ВООПИиК* много целей и задач, которые, может, и не так заметны, как волонтёрская работа по восстановлению исторической среды в рамках нашего фестиваля, но эти цели и задачи не менее важны для сохранения культурного наследия. Мы сильно отличаемся по своей форме, задачам, подходам и деятельности, но мы не конкуренты. Мы — сообщество людей, объединённых общими интересами и ценностями. ВООПИиК — общественная организация с целями и задачами. У нас, если разобраться, нет целей — только путь. Кстати, ряд наших координаторов — это члены ВООПИиК: кто-то пришёл к нам, будучи активным участником ВООПИик, кто-то вступил в ВООПИиК, будучи активным координатором или волонтёром.
* Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры с 1965 года занимается охраной, восстановлением и популяризацией объектов культурного наследия.
Допустим, я знаю, что рядом со мной, на соседней улице, разрушается особняк конца XIX века. Мои действия, как помочь?
Самое простое: вы можете поучаствовать в нашей акции «Полечи дом — приложи подорожник», которая проходит в этом году с 12 по 28 апреля. Акцию организовал фонд «ТСФ — Наследие» при поддержке Фонда президентских грантов. Все собранные объекты попадут в каталог проблемных домов России. Мы расскажем о них местным администрациям в официальном обращении — призыве сохранить, а часть домов возьмут под крыло волонтёры «Том Сойер Феста» — конечно, если в этих городах есть фестивали.
Если фестиваля в вашем городе нет, а зданию хочется помочь, то нужно узнать, кто собственник этого особняка, есть ли он в реестре аварийного и ветхого фонда. Если это многоквартирное жилое здание — то есть ли планы на ремонт в Фонде капитального ремонта. Узнать про статус здания — это объект культурного наследия или нет. Узнать про историю здания и отношение к нему местного сообщества. Вся собранная информация поможет оценить перспективы дома, текущее состояние здания, ценность объекта (культурную, архитектурную, историческую, для местных жителей). Ну а после этого, взвесив все данные, принять решение — готовы ли вы вложить своё время и ресурсы в сохранение этого особняка. Если да и помочь зданию реально в рамках нашего фестиваля, то пишите нам в группу.