Найти тему

Первые впечатления от Румынии: кругом цветущие поля и мусор

По обе стороны дороги — посадки люцерны, пшеницы, подсолнухов, все это в разной степени роста и цветения, пространство за окном залито ярким зеленым и желтым. Красиво. Глаз, что называется, радуется... но не долго. Обочины где-то больше, где-то еще больше завалены бутылками и бытовым мусором.

Врезался в память разительный контраст чистоты петербургских улиц и то, что увидела по приезду в Румынию. Сейчас привыкла, но первый месяц меня устойчиво шокировало количество людей, бросающих упаковки от съедобного себе под ноги, а банки из окон авто. Как позже нам сказали, особенной нечистоплотностью отличается юг Румынии, что до других "оконечностей", то там чище. И действительно, когда едешь из одного румынского городка в другой, разница заметна. Однако, то ли за 2 года стало здесь чище, либо успешно забыто, как может быть иначе.

Типичный джурживеанин

В городе Джуржу (Giurgiu), где мы живем уже 2 года проживает 68923 человека по мнению википедии. В жудеце (что-то вроде наших областей) 80 человек вольготно размещаются на целом квадратном километре. Сейчас, по-видимому, еще меньше. Молодежь продолжает по инерции уезжать из Румынии в более экономически стабильные европейские страны, хотя сейчас румынская экономика в лучшей ситуации, чем пару десятилетий назад. Приезжие иммигранты селятся, по большей части, в крупных городах. В сельской местности остается неграмотное население. Даже для ребят лет 20-30 норма закончить семь классов и больше не учатся и не хотят. Что до Джуржу, люди здесь религиозные, многие ходят в церковь и отмечают христианские праздники. Более расслабленные, но и более открытые. Уровень толерантности к насилию здесь значительно ниже, чем в РФ. В целом безопаснее, спокойнее и размереннее. И еще одна черта местного общества — люди проактивны, отстаивают свои права, а представители власти к ним прислушиваются.

На фото старый город, мощеная улочка.
На фото старый город, мощеная улочка.

Съемного жилья мало, цены относительно конские. Даже беспринципно заряженные по отношению к качеству оного. Что удивительно, если учитывать, что граница с Болгарией находится в 20 минутах езды на машине от центра города, и Джуржу является своеобразной "стоянкой" для проезжающих из Болгарии в сторону Бухареста и выше на север.

Для нас друзья сделали ресерч жилиЩного фонда Джуржу, и нашли примерно 2 варианта длительной аренды с возможностью прописки. Первый для ценителей: представьте себе недостронный четырехэтажный дом, в котором остекление только на первом этаже и на третьем (где и сдавалась квартира). Остальное — голая бетонная конструкция без признаков отделки и совести арендодателя. Ценник не припомню, но в районе 250 евро/месяц.

Второй вариант мы продолжаем благополучно снимать. Ценник без коммуналки 340 евро. Хозяин веселый и недушный, что перебивает редкие неудобства в виде сломанного по месяцу водонагревателя и неработающего то и дело интернета. Выглядит как местный решала в лыжной цветной шапочке, регулярно энергичный, одновременно обаятельный и вызывающий опасения.

Первые месяцы: один за три

Три месяца я не работала вообще, а муж вышел на подработку, чтобы не сидеть без дела, пока ждем документы. За это время я исходила городок вдоль и поперек, и выяснила, что на самом деле, он очень мне по душе. Тихо, тепло, нет толп, пробок, на газонах цветут розы, а в булочных продают ковриги — это их традиционный бублик. Много колоритных остатков посткоммунистического прошлого: старый кинотеатр, лавки по ремонту круглых телевизоров и стереоприемников, застывшие во времени парикмахерские.

Многоэтажки в ужасающем состоянии, никто их не капиталит за госсчет, зато в местах, где люди могут разгуляться (частные деревенские домики), цветут сады, лежат коты, зреют помидоры и лают собаки.

Первое время я испытывала смешанные чувства. С одной стороны, полная неизвестность и подвешенное состояние, с другой — некоторое отупение на фоне стресса, усталости, угрызений совести. Ежедневно я сижу дома, а муж вынужден стоять за настоящим конвейером 8 часов (а, честно признаться, не все такое в принципе могут выдерживать).

Не помню, чтобы я как-то особенно кайфовала от того, что могла позволить себе лежать на диване или смотреть в потолок. Чтобы сбежать от своих мыслей, я учила румынский - 5-6 часов в день, непрерывно. Самая большая победа на тот момент — смена отношения к румынскому языку с "какой ужас" до "до чего же красивый, гипнотический"...

Затем появилась какая-то работа и для меня: сделать каталожные карточки товаров, что-то менеджерить для интернет-магазина, но это был не целый рабочий день. Выходные мы проводили, исследуя пригороды. Ездили на велосипедах, куда могли доехать. Зафиксированный максимум — 90 км за день.

Природе здесь мы действительно очень радовались. Но после выходных опять начинались тоскливые будни.

Дни тянулись бесконечно, а новостная лента, которую хотел бы не читать, да не выходит, постепенно погружала в депрессию.

Я многое прочла/посмотрела на эмигрантские темы и сделала небольшой вывод. Из-за проблем с коммуникацией, языкового барьера, необходимости заводить заново знакомства и выстраивать общение, все действия, которые раньше были на полуавтоматическом режиме, теперь требуют усилий. Купить хлеб, решить вопрос с документами, попытка спросить дорогу — что угодно, теперь вызывает стресс до, напряжение сил в моменте и ощущение беспомощности после. Итак целыми днями. И это легло на плодородную почву несахарной ситуации, которую мы продолжали и продолжаем переживать. Не мудрено, что мы оба в первый год расшатали свою кукушечку. Сейчас, через два года мы только начинаем выбираться из этой эмоциональной ямы.

Продолжение будет...