Обещал тут на прошлой неделе начать обстоятельный разговор про прогрессивный налог во всяких там дружественных и недружественных странах, но замотался и не успел. А что вы хотите? Народ требует НДС и готовится к неминуемому (чего и вам желаю).
Но сегодня вот дошли руки. Начнём с братьев наших меньших – белорусов.
В Белоруссии это всё называется ПНДФЛ – прогрессивный налог на доходы физлиц. Ввели его в 2023, начиная с 2024. Или вернули, если быть точным – до 2009 года в картофельной республике уже была прогрессивная шкала, но потом пример большого восточного соседа и интеграционные планы взяли своё. Ну, и администрирование сразу упростилось, ведь шкала была довольно сложной, ставки варьировались от 9% до 30%, в зависимости от дохода.
Для годового дохода на сумму свыше 200 тысяч белорусских «заек» (это 5,4-5,7 млн. наших отечественных «деревянных» по курсу ЦБ в год или ~450 тысяч в месяц) ставка повышается с 13% до 25% (для первых 200 тысяч остаются всё те же 13% - пока что). А если кого-то поймаю на сокрытии дохода, подлежащего обложению по повышеннной ставке, ему придется уплатить 26% от всего дохода.
Всё. Никаких тебе сложных коэффициентов и расчётов, всё просто, как белорусский трактор на затоваренном складе МАЗа.
Тут интересны два момента.
В пояснительной записке к проекту закона, которым всё это принимали, много говорится о социальной составляющей налога. Дескать, прогрессивный коэффициент призван сделать общество более справедливым. На самом деле это, конечно, не так: децильный коэффициент (это соотношение 10% людей с самыми высокими доходами и 10% с самыми низкими) не превышает 4%, в то время как в современной экономической науке, в зависимости от вкусовых предпочтений и школы автора, критическими считаются 8%, 10% или даже 15%.
В среднем, официально в братской Белоруссии все живут средненько, а если у кого и есть золотые батоны, то они их журналистам не показывают. Чай, не Янукович какой, Беларусью править это вам не шапки по туалетам воровать…
На самом деле реальная причина кроется в растущих расходах на оборону и безопасность (геополитическое бремя союзничества, все дела), а также всё более настойчиво встающей на повестке дня необходимости проводить технологическую модернизацию – оно понятно, что советская Белоруссия была мастерской Союза, но многие станки на этой мастерской ровесники СССР, а некоторые и того старше, дальше так продолжаться не может.
Второй момент вот какой. Очень долго речь о введении прогрессивного налога не заводили потому, что это противоречило планам по унификации законодательства России и Белоруссии в рамках Союзного государства: ещё в 2001 году в РФ с подачи Явлинского и Кудрина ввели плоскую шкалу, и сислибы до последнего противились возвращению прогрессивки – дескать, если сделать шкалу ступенчатой, то богатенькие Буратины будут прятать свои деньги от лисы Алисы из ЦБ и кота Базилио из ФНС вместо того, чтобы зарывать их на Поле Чудес.
С тех пор прошло 22 года. Потребовалась война в Грузии и СВО, чтобы побудить ввести прогрессивную шкалу и в России. По не самому, надо сказать, страшному сценарию – в октябре прошлого года председатель комитета Госдумы по социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) вносил в Госдуму проект о введении прогрессивной шкалы налогообложения куда более суровый – там предлагалось отменить подоходный налог для тех, кто получал меньше 360 тысяч рублей в год, сохранить действующую ставку для доходов не более 5 миллионов, а на всё что больше 100 миллионов наложить ярмо не хуже ордынского: 35% с дохода, превышающего эту сумму + 26 миллионов.
В 2021 в РФ ввели 15% налог для тех, чьи доходы более 5 миллионов в год, объяснив это необходимостью покупать лекарства для детей, больных орфанными заболеваниями. Но это, конечно, тоже фигня – будто бы они эти полсотни миллионов и так бы не нашли. То был пробный шар. Комом не вышло. Теперь вот второй заход, всерьёз.
Вернёмся, однако, в Белоруссию.
С учётом разницы в доходах и числе сверхбогатой публики, спроецировав белорусскую модель на наше с вами царство-государство, введение такой шкалы означало бы введение прогрессивного налога для 2-3% населения с доходами свыше 2 миллионов рублей.
Сколько это? Сказать сложно, нужны тонны экономической статистики, а она сейчас тщательно спрятана от общественности. Но!
Если даже мы возьмём лишь пятёрку самых жирных котов из российской версии списка Forbes, то полученный ими в 2023 году доход дал бы прибавку в бюджет в размере 640 миллиардов. Внушительно, конечно. Но стратегических задач, как-то решение вопросов социальной справедливости, сохранение госсобственности и технологическая модернизация, не решит. Ведь 1-1,3 трлн рублей новых сборов даже СВО не помогут закончить.
А вот капиталы побегут, и сверхбогатые будут уходить в серую зону. Им это будет сложнее, ведь на марше цифровизация, и идея с запуском цифрового рубля как контрастный раствор будет подсвечивать деньги, не позволяя укрывать доходы от налоговиков. Но всё же.
К слову, ещё одним сдерживающим для белорусов фактором, который препятствовал Лукашенко вернуть ПНДФЛ, была неизбежная смена налогового резидентства десятками тысяч предпринимателей из Белоруссии. Чтобы этого избежать, нужно было либо синхронизировать нормотворчество и правоприменение, либо сделать бегство капиталов в Россию невозможным или крайне невыгодным. Первое не очень-то получилось, зато второе прошло на ура, благодаря санкциям и СВО даже самый ушлый купец из Витебска или Минска трижды подумает, прежде чем перебираться в Смоленск или Псков.
Прочитали? Мне очень важна ваша поддержка. Поэтому, если материал понравился, поставьте, пожалуйста ПАЛЕЦ ВВЕРХ и подписывайтесь на "Камералкин",
а ещё вы можете подписаться на телеграм-канал "Камералкин".
Ну, а если вам нужна консультации и помощь с налогами, пишите в бота nalog_off
#ПНДФЛ #прогрессивнаяшкала #Беларусь #какэтоработает #какэтоуних #налоги #НДФЛ