Найти тему
93,4K подписчиков

Как подготовиться к трудностям в будущем?

Проактивный копинг

У меня есть субличность задрота кандидата психологических наук, которой было мало защит своих научных исследований и она продолжает делать работы для других людей. по этой причине я часто и много работаю с научной литературой по самым разным темам.

В процессе работы с источниками мне попалось понятие, которое я раньше не встречала – это проактивный копинг.

О копинг-стратегиях, я, конечно, знаю еще со времен получения базового психологического образования, соотвествующие опросники Лазаруса я проходила не раз сама и не раз тестировала других людей.

Давайте уже разбираться, что такое проактивный копинг и чем он отличается от классической концепции копинг-стратегий.

Проактивный копинг – это стратегии психологической адаптации и управления стрессом, при которой человек активно антиципирует (т.е. предвосхищает) потенциальные проблемы и заранее готовится к ним, чтобы минимизировать или избежать их негативного воздействия.

Такой способ совладать с трудностями отличается от классического реактивного копинга, который направлен на последствия возникших трудностей.

Отлично, супер, проактивный копинг за антиципацию трудностей в будущем, реактивный за работу с последствиями. немножко разобрались

Получается, что работоспособной является стратегия блуждать мыслями в будущем и думать о возмодных угрозах, то есть застревать в тревоге. Как-то вообще не сочетается с профилактикой ментальных расстройств?

Действительно, то, что я описала в предыдущем сообщении я бы назвала, скорее тревогой и искажением мышления "предсказывание будущего", чем проактивным копингом. и вот почему:

  • застревание в тревожных мыслях – это часть механизма избегания, который направлен на то, чтобы фантазировать о возможных угрозах в будущем —> а затем делать все, чтобы не сталкиваться с ними здесь и сейчас —> кратковременное облегчение —> трудности так и остались там, где были
  • проактивный же копинг отличается от тревожного застревания в будущем в том, что он предполагает готовность к тому, что могут возникнуть стрессовые ситуации и ревизию личностных, социальных, материальных и других ресурсов, а также ценностноориентированные действия

Если подумать, то психотерапия здорово прокачивает проактивный копинг, даже если это не называется таким образом и не подразумевается, что мы сейчас будем с тобой проактивный копинг развивать.

Автор: Марина Граур
Психолог, КПТ Семейный психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru