Найти в Дзене

Взрослое воспитание

- Не знаю, что делать, – волновалась Лиза, разговаривая с подругой. Они гуляли в сквере у дома, их дочери бегали между деревьями, кидались жёлто-красной листвой, смеялись. Лиза несла самокат восьмилетней Таисии, Наташа шла рядом придерживая изящную сумочку на бедре. Лика уже не катается на самокатах, но побегать во дворе или в сквере любила. Лика рослая девочка, спортивного телосложения, сказались годы тренировок гимнастикой, уже видны очертания женской груди, фигурка начала проявляться, Тася по сравнению с ней сущий ребёнок, но сейчас им весело. - Хоть с работы увольняйся! - Куда это? Ты пятнадцать лет вкалывала на эту компанию! Ты это повышение заслужила. - Да, но весь административный штат переводят в филиал загородом, здесь остаётся только производство. Я не знаю, что мне делать. Сергей тоже работает чёрт знает где. Кому-то из нас придётся пожертвовать чем-то. И это же надо в начале учебного года. - Зачем такие жертвы? Неужели твоя мама не может забирать Таисию из школы? Или его ро

- Не знаю, что делать, – волновалась Лиза, разговаривая с подругой.

Они гуляли в сквере у дома, их дочери бегали между деревьями, кидались жёлто-красной листвой, смеялись. Лиза несла самокат восьмилетней Таисии, Наташа шла рядом придерживая изящную сумочку на бедре. Лика уже не катается на самокатах, но побегать во дворе или в сквере любила. Лика рослая девочка, спортивного телосложения, сказались годы тренировок гимнастикой, уже видны очертания женской груди, фигурка начала проявляться, Тася по сравнению с ней сущий ребёнок, но сейчас им весело.

- Хоть с работы увольняйся!

- Куда это? Ты пятнадцать лет вкалывала на эту компанию! Ты это повышение заслужила.

- Да, но весь административный штат переводят в филиал загородом, здесь остаётся только производство. Я не знаю, что мне делать. Сергей тоже работает чёрт знает где. Кому-то из нас придётся пожертвовать чем-то. И это же надо в начале учебного года.

- Зачем такие жертвы? Неужели твоя мама не может забирать Таисию из школы? Или его родители?

- Его родители живут в пригороде, пару лет назад переехали, к земле захотелось. Домик купили. Там всё время и обитают. А мои работают оба. Мама работает до 17-ти. В первом классе я сама в обед подъезжала и забирала дочь, отвозила к дедушке, у него посменная работа, на кружки. А теперь всё! Кто её будет забирать хотя бы из школы? Про рисование и каллиграфию вообще придётся забыть.

- А в другую школу нельзя перевести?

- Что это изменит? Куда? Её некому забирать из любой школы. Я работаю до шести, Сергей, до семи, а то, и позже, ты же знаешь.

- Конечно, знаю, не первый год дружим.

- Завтра напишу заявление, - чуть не плача сказала Лиза, поправила очки и посмотрела на девочек, какие же они беззаботные, милые.

Девочки нагребли руками кучу сухих листьев и, завалившись в них, рассматривали ветки голых деревьев, Лика водила руками в воздухе, Тася повторяла за ней.

- Может... Лика сможет забирать её из школы? У вас есть продлёнка? Ей разрешат? Мы ходим в эту же школу и живём рядом. А вечером будешь приезжать и забирать от нас.

- Серьёзно?! - Лиза поставила самокат дочери на дорожку и схватила подругу за руку. – А можно? Наташа, ты даже не представляешь, как выручишь нас.

- Да мне без разницы, я же сказала, Лика всё равно учится в этой же школе, мы вдвоём с тобой ходим на 1-е сентября. Надо только у неё спросить.

- Да, да, конечно.

- Я не уверена… - сомневалась Наталья. - У Лики 6 уроков, в четверг факультатив, а у Таисии сколько? В началке всего 4-5 уроков в день.

- Да, но у них продлёнка до половины третьего, я запишу её. Раньше она не ходила, а теперь запишу. И предупрежу учительницу, заявление напишу. Скажу, старшая сестра. В конце концов, мы столько лет дружим, это так и есть.

- Помнишь, как Лика нянчилась с Тасей? - улыбалась Наташа, миловидная, стройная, шатенка, в кашемировом пальто.

- Конечно, - рассмеялись обе, - она думала, что Таисия куколка. Помнишь, как ей нравилось, вот в этом сквере катать её в коляске?

- Ага.

Подруги переменили тему, после тысячи благодарностей от Лизы, она готова была платить дочери подруги, на руках её носить за такую услугу.

- Лика, ты сможешь забирать Таисию из школы? - спросила её мама, когда девочки подошли к ним.

- Нет проблем! Мне вообще не в лом. Она прикольная, хоть и мелкая.

- Лика, что за сленг?

- Норм такой! Таисия, будешь у нас тусить, пока за тобой предки приедут? Я тебе покажу коллекцию своих значков, косметику.

- Лика! – строго сказала мама, - она ещё ребёнок! И тебе рановато.

Лиза немного смутилась, но Лика девочка продвинутая, постоянно увлечена чем-то новым из современных поп культур, с удовольствием об этом рассказывала, когда к родителям приходили друзья в гости. Ей давно разрешают лёгкий макияж: тушь на ресничках, блеск на губах, накрашенные ногти. Летом она ходила с зелёными прядями в тёмных, кудрявых волосах, перед школой смыла всю эту красоту. Но в целом приятная девочка, без гонора, в дурных компаниях не вращалась, кукол коллекционировала.

- Ты рада Тася? - спросила Лика.

- Ага, - кивала девочка в белых колготочках на худеньких ножках, в курточке в цветочек, глядя на старшую подругу. Как же ей нравилась Лика, она хотела быть на неё похожей. Летом просила тоже перекрасить хотя бы одну прядку своих прямых, гладких волосёнок в любой цвет, только бы как Лика.

- Смотри мне! – Наталья пригрозила пальцем дочери, - из школы, домой! И никаких! Я тебя знаю. Головой за неё отвечать будешь, - кивнула она на маленькую не по годам дочку подруги. – Таисия ещё ребёнок.

- Не паникуй ма! Всё будет ОК. Сейчас столько домашки задают, что не до прогулок во дворе. К тому же у меня стрим, вечером в игре собираемся.

- Видишь? – теперь жаловалась Наташа, - стримы, чаты, группы, батлы, я уже не запоминаю всего. Вот они современные подростки, вся жизнь в телефонах и компьютерах. Ничего не хотят.

- Может, оно и к лучшему, - сказала Лиза, когда девочки убежали, - каких только маньяком сейчас нет, страшно отпускать ребёнка на площадку, во двор.

- Да, - вздохнули обе и всё же переменили тему.

С понедельника, получив строгие инструкции в основном от своих родителей, Лика начала забирать любопытную Таисию из школы. Лиза с мужем все выходные беседовали со своим ребёнком, стараясь правильно донести до неё, чтобы она слушалась Лику, она же старше, несёт за неё ответственность перед всеми и т.д.

- Я постараюсь договориться с бабушкой, мы что-нибудь придумает. Или она, или я будем забирать тебя.

- Не надо мам! Пусть меня всё время забирает Лика, она клёвая.

- Вот придумали… - злился папа Таси, - мы в своё время сами ходили с самого первого класса в школу и обратно.

- Сейчас всё по-другому, - ответила ему жена, - каких только ненормальных нет на свете, поэтому такие строгие правила.

Быстро пробежала первая четверть. Лика забирала мелкую дочь маминой подруги, два-три часа до приезда её мамы Таисия находилась с ней, в основном всегда дома. Решить вопрос с работой Лизе пока не удавалось, дочка и не хотела этого, ей интересно со старшей подругой. Она привязалась к ней и очень скучала на осенних каникулах, даже предложила родителям опять куда-нибудь поехать с мамой и папой Лики, например, в горы или на источники, ну, или просто в гости к ним сходить.

- Она крутая, - гордилась Тася общением с девочкой постарше, - вот бы у меня такая сестра была.

Каникулы она провела в пригороде у бабушки с дедушкой, а папа с мамой работали.

Вторая четверть короткая, совсем сдружила девочек. Они стали переписываться, секретничать в мессенджерах, по вечерам.

- С кем ты там общаешься так поздно? Скоро спать, а у тебя телефон не умолкает, - папа хотел забрать телефон у Таисии, посмотреть, кто ей пишет.

Девочка вздыбилась и с безумными глазами кинулась на телефон, вырвала его у папы из рук и прижала к груди.

- Папа! – обиделась она, - это мой телефон! Так нельзя, - нахмурилась на него дочь. – Это Лика!

- Сергей, ну правда, нельзя же так! Она девочка, - тихонько обратилась к нему жена, - у девочек могут быть секретики, - мама подмигнула дочери.

- Да пап, так нельзя! – обиделась Таисия и ушла в свою комнату.

- Лиза, тебе не кажется, надо немного ограничить общение с Ликой? Да и с телефоном Тася не расстаётся, она испугалась, когда я взял его в руки.

- Это личное, как раньше у нас дневники. Я просматриваю иногда звонки, контакты, соцсети, ничего запрещённого – я слежу.

- Лика старше.

- Они дети, - простодушно улыбаясь ответила жена. – Я тоже в детстве тянулась к девочкам постарше. Но они ещё долго будут детьми. Лика всё ещё бережёт свою коллекцию кукол, игрушек из шоколадных яиц. Тебе это о чём-то говорит?

- Нет. Я думаю о своей дочери.

- Это хорошо, может, тогда ты позаботишься о своём графике, или работу сменишь, чтобы забирать Таисию из школы.

Сергей промолчал. Работу менять или хотя бы график он не хотел, слишком хорошо ему платили и работа нравилась.

На зимних каникулах, по многолетней традиции, несколькими семьями с детьми, на нескольких машинах съездили в горы, покатались на лыжах, сноубордах. Некоторые из номера почти не выходил, например, Лика и Таисия.

- Ой, ну прям сестрёнки, - посмеивались над ними мамы в компании.

- Ага, вот бы мои так дружили, - жаловалась Дина, третья подруга. – Родные братья, а порою, прибить друг друга готовы. Дерутся постоянно.

Почему-то после этой поездки Таисия попросила маму, сказать учительнице, что она сама будет ходить из школы.

- Ну, что такое? Поссорились? Мы тоже с подружками ссорились, постоянно делили друг друга.

На телефон Таисии не переставали приходить сообщения, Лиза заметила, от кого они. Телефон дочери был на блокировке.

- Я просто не хочу с ней дружить!

- Я понимаю. Пока кроме неё забирать тебя некому. Постарайтесь помириться с подружкой, или хотя бы не ругаться ещё сильнее. Она тебя обижает? Кричит?

- Нет.

- Тогда надо ответить ей, - мама взяла в руки телефон и протянула дочери. Таисия испугалась, глаза расширились, когда её телефон оказался у мамы в руках. Она почти заплакала. Взяла телефон и вышла.

Лиза тоже пошла заниматься домашними делами, развешивать бельё, разбирать покупки, готовить ужин.

мой Телеграм и Одноклассники

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Весь год Лика забирала Таисию из школы. Всё было хорошо, случались размолвки между девочками, но потом они мирились, и Тася снова готова была сутками проводить время со старшей подругой.

На следующий учебный год просить уже никого не надо было, Лика по умолчанию забирала третьеклашку после школы к себе. Таисии, это стало не нравиться почти с первого дня.

- Мам, забери меня из школы, я подожду до вечера, - умоляюще смотрела девочка на маму, когда та красилась утром перед зеркалом, собираясь на работу.

- Тась, думать надо не только о себе! У взрослых ест обязанности, у твоей учительницы семья, она не может сидеть с тобой до вечера в школе. У нас с папой работа. Что случилось? Тебе так нравилась Лика, ты скучала летом по ней.

- Она нормальная, но я не хочу.

- Тась, там всего пару часиков. Я или бабушка придумаем что-нибудь с графиком.

- Ты говорила это ещё в прошлом году.

Мама уже не отвечала, она опаздывала, поэтому торопила дочь, и сама собиралась наскоро. В машине она объяснила дочери, какая важная у неё работа.

- Не переживай, вы снова помиритесь, - поцеловала она дочку в лоб и отправила в школу.

Таисия начала меняться. Закрываться надолго в ванной комнате или в туалете с телефоном. Сергей попросил жену подключить «родительский контроль». Лиза установила, подключила, пару раз проверила мобильник. Ничего страшного не обнаружив, она перестала проверять телефон дочери.

К концу календарного года Таисия стала вспыльчивой, уходя в свою комнату всегда закрывалась изнутри. Сменила пароль на телефоне. Успеваемость в школе упала, поведение в целом переменилось. Учитель забила тревогу, вызвала родителей.

- Ваша дочь зависима от телефона. Она постоянно в нём. Когда я замечаю и хочу забрать, она начинает плакать, сегодня кричала. А вчера накинулась на одноклассницу, за то, что та взяла посмотреть её телефон. Таисия очень изменилась.

- Мы поговорим с ней дома, - пообещала мама.

- Возможно, вам стоит обратиться к психологу, с девочкой явно что-то не так.

- Спасибо, мы проработаем все варианты, нам тоже кажется, что она немного странная.

Маме Таисия так и не призналась в чём дело, умоляла, оглядываясь на телефон, чтобы она забирала её из школы.

- Хорошо, хорошо. Я возьму отпуск. Но и ты пообещай мне кое-что, - просила мама. Дочь смотрела на неё, не решаясь ответить. – Мы сходим к одному доктору, и ты с ней поговоришь.

- Не надо доктора! Не надо учителей, - разрыдалась Таисия, - не надо! Они будут смеяться надо мной, говорить, что я плохая.

- Почему? – мама присела к дочери, начала гладить её и уговаривать поделиться.

Таисия рассказала.

У мамы постепенно открывался рот от услышанного, дёргался глаз, она сдерживала эмоции, чтобы не пугать дочь и дослушать до конца, а так хотелось подняться, поехать к этой... и задать ей хорошенько.

- Мы с Ликой смотрели фильмы, разные. Вначале они были классными, много аниме. Это было в прошлом году, она мне подарила два своих значка, помнишь? – мама молча кивала. – Потом показала игру, в которую играет, там много ребят, таких как она. Я тоже скачала. Но мне было трудно играть, там надо было просить денег у родителей, на персонажи, на разные эффекты. Лика мне предложила делать фотографии, - опуская голову всё ниже и ниже рассказывала Таисия.

- Какие фотографии?

- Она включила мне сначала мультик, где мальчик и девочка целовались и…

- Говори, я никому не скажу.

- Мам, - расплакалась дочка, - мам, она говорила, все так делают. И ты и папа! И мы будем. Это всего лишь мультик. Мне сначала было страшно, а потом она показала другой, там этого не делали, но все голые. Сказала, надо такие фотографии и нам будут скидывать донаты, оплачивать персонажей.

- Можно мне телефон? – осторожно протянула руку мама.

- Нет! Она сказала, родителям нельзя, а то нас в полицию заберут, но так как мы маленькие, посадят в тюрьму вас.

- Что она ещё показывала.

- Фильмы. Ролики. Мне было страшно, она заставляла меня смотреть.

- Подожди, - остановила ей мама, - а ты сама это делала? С ней или с кем-то ещё?

- Она трогала. Я сама фотографировала, дома, отправляла ей.

У Лизы пульс зашкаливал, но она слушала.

- А недавно она показала другое кино. Там мужчина бил тётю…

Таисия окончательно расплакалась, стала заикаться, понять ничего нельзя было. Через каждую фразу она повторяла одно и то же:

- Я боюсь, я не хочу в детский дом! Вас теперь заберут в тюрьму...

У Лизы в голове всё перевернулось. Она даже подумать не могла, чем увлекается дочь подруги. Сейчас ей было больно смотреть на свою дочь, она понимала, это далеко не всё, девочка не может говорить у неё истерика, она запугана.

Лиза взяла отпуск, справку для дочери. Папа и мама бросили все свои работы, проекты, они были рядом с ней, водили к психологу, заменили дочери телефон на кнопочный, подумывали написать заявление в полицию, но решили дождаться, что скажет им детский психолог. Искали другую школу. В эту Таисия наотрез отказалась ходить.

- Там Лика.

Отойдя немного, через пару дней, Лиза позвонила подруге и рассказала ей всё, что услышала от дочери и от специалиста. Наталья сначала молча слушала, но, когда Лиза не сдержалась пару раз и позволила себе оскорбить Лику, подруга накинулась на неё.

- Она подросток, от них сейчас всё что угодно можно ожидать. Но не тебе судить мою дочь! Ты свою готова была кому угодно пристроить, только бы не уходить с любимой работы. С Ликой я разберусь! Но говорить о ней плохо и клеймить не позволю! Нашли крайнюю?! За своим ребёнком самим надо следить.

Подруги рассорились навсегда. Лиза поделилась со всеми в общей компании, какая Наталья и её дочь на самом деле, возмущалась воспитанию девочки. С семьёй Натальи прекратили общение все, с кем были общие друзья. Все осуждали её и её дочь. Давали осторожные предположения, какой же вырастет у них Лика.

Одна Дина заметила:

- Наташку тоже понять можно. Ты защищаешь своего ребёнка, она своего. А вообще, каждый родитель должен отвечать сам за своих детей.

На Дину мало кто обратил внимание, все сочувствовали Лизе и маленькой Таисии.

***

Мама Лиза сменила работу. Перевела дочь в другую школу и только сама забирает её минута в минуту, без опозданий. С Таисией до сих пор работает психолог, подружек в новой школе у девочки пока нет. Порою она задаёт родителям неудобные вопросы, на которые на самом деле уже знает ответы лучше них.

конец_____________________

PS: к сожалению история реальная и уже не единичная. И если у взрослых нет времени на ребёнка, найдутся люди у которых его достаточно, и он будет для них самым лучшим, а взамен могут попросить всё что угодно... даже саму жизнь.