Всем привет! Сегодня расскажу о некоторых нюансах работы на маркетплейсе Озон, с которыми придется столкнуться в процессе работы! Поэтому, если Вы, как и я самозанятый и хотите попробовать свои силы на МП Озон, то должны быть готовы к некоторым моментам работы на нем. Обо всем в принципе догадывалась еще до выхода, т.к. это логично, но один пункт для меня был сюрпризом))
Для тех, кто не знает, я самозанятая и продаю свои изделия (бижутерия и сумки ручной работы) на маркетплейсах. Я не какой-то коуч или суперМега специалист, который впаривает курсы. Я работаю менеджером по мп, действующий селлер, прошла много курсов и обучений по продвижению на мп, даже сертификаты имеются, по образованию маркетолог 😅 НЕ ПРЕТЕНДУЮ на звание "истина в последней инстанции". Продаю свои изделия и делюсь своим личным опытом, наработками, провалами и успехами, кому интересно присоединяйтесь, буду рада 🌺комментарии с Вашим мнением приветствую 🥳
Почитать о моём эксперименте по выходу на озон и сколько удалось заработать за пару месяцев, можно здесь https://dzen.ru/a/Zd4Q51o4KDs2DwS9?share_to=link
Итак, какие же есть нюансы))
Начну с простого))
Первое: Упаковочные моменты))
Чтобы отправлять ваши заказы, нужно как можно тщательнее продумать упаковку!
Я имею ввиду транспортировочную)) И не забываем, что у маркетплейса еще и правила упаковки есть (обязательно ознакомьтесь с ними, чтобы вас не развернули восвояси с вашим заказом), т.е. не получится, например хрупкую вазу замотать в пупырку и отправить. Она может каким-то чудом и смогла бы доехать целая до покупателя, но по правилам самого маркетплейса, такая упаковка не подходит для хрупких товаров.
Так что изучаем правила, выбираем подходящий упаковочный материал и не забываем эти расходы закладывать в цену товара.
Конкретно в моем случае с бижутерией: Я затестила 2 варианта упаковки в коробочку и в зип пакет. Выбрала красивую упаковку, она же стала и подарочной)) И тот и тот вариант подходит, но с коробкой мне обходится чуть дороже. Поэтому оставила для комплектов изделий коробочки, а на единичные экземпляры зип-пакеты.
Естественно все это я еще упаковала поверх пупыркой, чтобы в дороге до покупателя или обратно ничего не помялось, не намокло или еще что не случилось.
По методу фбс (отгрузка со своего склада) нужно свой товар положить в курьерский пакет, а он и так не промокает, но от вмятин не защитит конечно. Вообщем упаковка у меня получилась добротная, но если кто-то решит попрыгать на моем товаре, то конечно от этого она не защитит.
Итак, для упаковки я прикупила:
-курьерские пакеты - 250руб за 100шт
-пузырьковую пленку - 300руб. за рулон 10м
-скотч - у меня был))
-Коробки и зип пакеты - коробки обошлись в 1000р/100шт, пакеты 470р\100шт
Второе)) Этикетки и термопринтер!
Все, наверное, знают, что у товаров продающихся на территории РФ, должна быть этикетка с информацией о товаре на русском языке. Сложного в этом ничего нет)) Есть вариант печатать готовые этикетки из ЛК озона, НО на них нет всей информации, которая обязана быть на этикетке. Там условно только ШК и наименование. Если отправляете, соло на Озон, то можно и их клеить)) А т.к. я отгружаю не только на Озон, то делаю формат этикеток, подходящий для всех МП)). Поэтому нам нужно указывать: страну производства, материалы, цвет, бренд, артикул, поставщика.
Нам понадобится термопринтер, на котором будем печатать эти самые этикетки. Берем именно термо, обычный не подходит. Я для себя выбрала самую простую модель Xprinter XP-365B. Заказала на том же озоне, потому что там была более выгодная цена (на тот момент около 4 тыс.руб). Он как раз подходит под все нужные мне размеры этикеток и очень даже хорошо печатает)) Сразу купила к нему наклейки 58*40 для наклеек с инфо и 75*120 для отгрузочных этикеток.
С термопринтером в подарок шли еще этикетки и вместе с ним же была инструкция по установке программы BarTender, в которой мы и создаем наши этикеточки с информацией о товаре)) все довольно просто. Главное, чтобы вся требуемая инфо была вынесена на этикетке. И штрихкод должен быть по правилам Озон, которого, конечно, у самозанятого нет, берем из ЛК Озон, там каждому товару можно сгенерировать свой уникальный ШК.
С отгрузочными этикетками, все проще, они формируются для каждого заказа в личном кабинете, печатаем уже готовую и клеим.
Итак, для этикеток нам понадобятся:
-термопринтер - 4000 руб
-рулоны этикеток - 150-200руб /300шт в рулоне, брать по несколько рулонов выгоднее))
- установить программу для печати этикеток, например BarTender - бесплатно
Третий момент, который меня, честно говоря, поставил в некое замешательство. Продажи в ЕАЭС)). Как оказалось, а для меня это стало сюрпризом, Отказаться от продаж в страны ЕАЭС на Озон, в моей категории возможности НЕТ. А в случае продажи ТУДА, я самостоятельно должна подать статформу в таможню. На ВБ, например сами выкупают такой товар у поставщика и продают уже от своего имени и все статформы соответственно тоже. На Озон, к сожалению, к этому пришли только частично, такая форма отчетности доступна только некоторым категориям продавцов ИП и ООО, с подключенным ЭДО и то не всем. Ну в общем я как самозанятая не подхожу, поэтому все сама сама. Выяснив, что для подачи статистической формы в таможню, нужно зарегится в кабинете участников ВЭД и при этом иметь ЭП (электронную подпись), решила, что пока не буду ничего делать, пока продажа не случится, а может и вообще не будет ни одной продажи туда. Но продажа случилась)))
Побежала оформлять ЭП. Конкретной информации никто мне не дал какую именно подпись нужно оформить, а их разное множество. Но почитав на форумах, что обычная не срабатывает. И проконсультировавшись с налоговой, таможней и удостоверяющим центром (а там о самозанятых всегда туманная информация), решила оформить Усиленную квалифицированную цифровую подпись.
Обошлась она мне в 4500 руб вместе с программой)). А действует она 15 месяцев. Но зато я уже была уверена, что она точно сработает при подаче статформы. Для того чтобы подписывать ею доки, нужно еще установить специальную программу криптопро (лицензию на нее я как раз купила вместе с токеном). Подавать саму статформу не сложно, регистрируемся в кабинете участника ВЭД, добавляем новую статистическую форму и заполняем все по инструкции. На Озоне инструкция есть и прописано, что в какой строчке писать и главное в какие сроки нужно успеть подать, чтобы не налететь на штраф.
Для продаж в ЕАЭС мне понадобилось:
-оформить КЭП за 4500р
-установить программу КриптоПро - входит в стоимость КЭП. Можно и пробник скачать бесплатно, но он действует 90 дней
-зарегистрироваться в ЛК участников ВЭД - бесплатно
Вроде все не сложно, но, честно говоря, из-за одной продажи в 800 руб, я знатно понервничала и потратилась. Теперь надеюсь, что продажи ТУДА будут еще за эти 15 месяцев, чтобы как-то оправдать такие траты на эту подпись))
У кого есть, что дополнить, пишите в комментах, обсудим)))