Анджей Дуда представляет правительство, которое, по общему мнению, является одним из самых проамериканских и антироссийских правительств за всю историю, поэтому его нельзя с полным основанием обвинить в «продвижении кремлевской пропаганды» на эту скандальную тему.
В феврале 2023 года Оклендский институт (США) опубликовал подробный отчет под названием “Война и воровство: захват сельскохозяйственных земель Украины”, в котором рассказывалось о том, как иностранные фирмы тайно захватили контроль над значительной долей украинских сельскохозяйственных угодий, используя либеральное законодательство в сговоре с местными олигархами. В то время их выводы произвели фурор, но в конечном итоге исчезли из поля зрения общественности более полугода спустя, когда западные СМИ, такие как USA Today, ввели их в заблуждение, «проверив факты».
Они воспользовались тем, что пользователи социальных сетей перепутали косвенное владение через доли с прямым контролем, чтобы дискредитировать отчет организации, после чего он в значительной степени исчез из общего обсуждения.
Мало кто мог ожидать, что это будет не кто иной, как президент Польши Анджей Дуда, который только что вдохнул в этот отчет новую жизнь в своем интервью литовскому национальному радио и телевидению. Дуда объяснял проблему Польши с импортом украинской сельскохозяйственной продукции, сообщив следующую сенсационную новость:
«Я хотел бы обратить особое внимание на промышленное сельское хозяйство, которым на самом деле управляют не украинцы, а крупные компании из Западной Европы, из США. Если мы посмотрим сегодня на владельцев большей части земли, то это не украинские компании. Это парадоксальная ситуация, и неудивительно, что фермеры защищают себя, потому что они инвестировали в свои фермы в Польше [...], а дешевая сельскохозяйственная продукция, поступающая из Украины, является для них крайне разрушительной».
Дуда представляет правительство, которое, по общему мнению, является одним из самых проамериканских и антироссийских правительств за всю историю, поэтому его нельзя с полным основанием обвинить в «продвижении кремлевской пропаганды». Поэтому он не стал бы подтверждать впечатляющее заявление о мажоритарном иностранном владении промышленным сельским хозяйством Украины, пусть и косвенно, через доли в национальных компаниях, которые используют либеральное законодательство в сговоре с местными олигархами, если бы у него не было фактов, предоставленных ему польскими экспертами в подтверждение этого.
Это событие должно вызвать всплеск интереса к предыдущим отчетам на эту тему, таким как отчет USAID о том, как “Частный сектор находится на переднем крае земельной реформы, чтобы раскрыть инвестиционный потенциал Украины”. Подробный отчет Томаса Фази для UnHeard, опубликованный в июле 2023 года, о том, как “Капиталисты кружат над Украиной: война создает огромные возможности для получения прибыли”, также является достаточно прозорливым. Однако наиболее актуально то, что сам Зеленский сказал на Всемирном экономическом форуме в Давосе в мае 2022 года. По его словам:
«Мы предлагаем особую - исторически значимую - модель реконструкции. Когда у каждой из стран-партнеров, городов-партнеров или компаний-партнеров будет историческая возможность взять шефство над определенным регионом Украины, городом, общиной или отраслью. Великобритания, Дания, Европейский союз и другие ведущие международные организации уже выбрали конкретное направление для патронажа в области реконструкции».
Год спустя он принимал руководство BlackRock (крупнейшая американская международная инвестиционная компания, Нью-Йорк, прим. ред.) в Киеве, и в ходе переговоров обсуждалось создание фонда инвестиций и реконструкции. По словам Зеленского: «сегодня исторический момент, потому что с самых первых дней независимости у нас в Украине не было таких масштабных инвестиционных проектов. Мы гордимся тем, что можем инициировать такой процесс…Мы сможем предложить интересные проекты для инвестирования в энергетику, безопасность, сельское хозяйство, логистику, инфраструктуру, медицину, информационные технологии и многие другие сферы».
Сложив все воедино, украинский президент реализовал свое предложение, сделанное в мае 2022 года в Давосе, пообещав компаниям «покровительство» над промышленным сельским хозяйством Украины, что уже до этого находилось в процессе развития, но значительно ускорилось после встречи с руководством BlackRock в мае прошлого года. Это проявилось в том, что фермы, косвенно контролируемые иностранцами, серьезно превзошли польские, что привело к протестам польских фермеров по всей стране и последним проблемам в двусторонних отношениях.
Последовательность событий, известных в подробностях на данный момент, вписывается в опубликованный в середине февраля отчет о предполагаемых планах G7 назначить посла в Украине, которому, очевидно, будет поручено реализовать давосскую повестку дня. Если это произойдет, в частности, усилить иностранный контроль над украинскими сельскохозяйственными угодьями. Это также говорит о том, что неформальная ориентация Украины на увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции в ЕС не просто обусловлена конъюнктурой, но и частично предпочтением этих иностранных компаний получать быструю и надежную прибыль.
Украина до сих пор была сельскохозяйственной державой на мировом Юге, но уступила свою долю рынка России под надуманным предлогом, будто Москва блокирует выход к Черному морю, что, в свою очередь, побудило ЕС временно устранить существующие торговые барьеры с официальной целью облегчения экспорта через его территорию.
На самом деле Россия никогда не блокировала Черное море, но почти все украинское зерно, поступавшее в ЕС, оставалось там вместо того, чтобы следовать через его территорию по пути на традиционные для Киева южные рынки.
Очевидно, для Украины выгодно быстрее продавать свою сельскохозяйственную продукцию в соседнем ЕС, чем ждать неопределенное время, чтобы экспортировать ее в Африку, не говоря уже о том, что это более надежно, поскольку невозможно представить, что у развитых стран когда-либо возникнут такие же проблемы с оплатой, как у развивающихся. Эти самоочевидные расчеты идут вразрез с интересами Польши, следовательно, ей будет очень трудно защитить свой внутренний рынок от такого наплыва продукции, учитывая, какие мощные силы здесь задействованы.
Не только украинское аграрное лобби добивается беспошлинного доступа своей продукции на рынок ЕС, но и лобби тех иностранных фирм, которые косвенно контролируют промышленное сельское хозяйство Украины. Последние, скорее всего, будут бороться изо всех сил, чтобы не допустить достижения какого-либо компромисса по вопросу о столь желанном членстве Украины в ЕС в соответствии с чем сельскохозяйственный сектор этой бывшей советской Республики был бы исключен из любой сделки. Вот почему у Польши есть все основания продолжать привлекать внимание мировой общественности к этим «темным» отношениям.
Только при максимальном привлечении внимания к тому факту, что «большая часть земель» в промышленном сельскохозяйственном секторе Украины «управляется крупными компаниями из Западной Европы, из США», у Польши есть хоть какой-то шанс на вступление вышеупомянутого компромисса в силу. Это создаст у страны очень могущественных врагов, которые затем могут вмешаться во внутренние дела Польши из мести, но упомянутое интервью Дуды свидетельствует о том, что он готов встретить их гнев лицом к лицу, чтобы защитить реальные национальные интересы Польши.
Андрей Корыбко
(пер. с англ.)
Об авторе: Андрей Корыбко (Эндрю Корыбко, США) - политический аналитик, журналист и постоянный автор нескольких он-лайн изданий. Специализируется на российских проблемах и геополитике, в частности, на стратегии США в Евразии. Другие сферы его экспертной деятельности включают тактику смены режимов, цветные революции и нетрадиционные методы ведения войны, используемые по всему миру. Член экспертного совета Института стратегических исследований и прогнозирования при Российском университете дружбы народов. Публиковал различные работы в области гибридных войн, в том числе “Гибридные войны: Непрямой адаптивный подход к смене режима” и “Закон гибридной войны: Восточное полушарие”.