Найти тему
Михаил Астапенко

Нерусское население Донского края. ХVI-начала ХХ веков.

Оглавление
                                           Запорожские казаки.
Запорожские казаки.

Кроме казаков, на Донской земле проживали представители разных народов: украинцы (малороссияне), белорусы, поляки, турки, татары, греки, армяне, калмыки, немцы, грузины, евреи, представители различных народов Северного Кавказа. Первоначально они жили среди казаков, часто сливаясь с казачьим населением, перенимая их культуру, традиции и обряды. Со второй половины ХVIII века на Донской земле стали появляться компактные поселения украинцев (малороссиян), греков, армян и немцев. Об этих и других народах, проживавших на Донской земле в период ХVI- начала ХХ веков, мы расскажем в нескольких статьях, ибо представители этих народов вплели свои цветы в красочный венок донской культуры.

УКРАИНЦЫ (МАЛОРОССИЯНЕ) НА ДОНУ. ХVI - начала ХХ веков.

ГЛАВА 1. ЧАСТЬ 1.

Большой вклад в историю и культуру Донского края внесли представители малороссийского украинского народа. В ХVI - ХVII веках это были прежде всего запорожские казаки.

Свое происхождение з а п о р о ж с к и е к а з а к и официально вели с 1556 года. Тогда из числа малороссийских казаков, не желавших идти под власть католиков-поляков, на порожистых и труднодоступных днепровских островах (главный остров Хортица) возникло общество вольных казаков, получившее название «Запорожская сечь» («сечь» - засека, укрепление. Сами казаки говорили – «Сичь»). (Советская историческая энциклопедия. Т. 12. М., 1969. Стб. 817).

Запорожцы на Дону в ХVI - ХVII веках.

Донской историк Исаакий Быкадоров, автор книги «История казачества» считал, что «малоруссы», т.е. украинцы (черкасы Поднепровья)» явились одним из главных источников, «из которого составилось донское казачество». (Быкадоров Ис. Ф. История казачества. Кн. 1. Прага, 1930. С. 147). Уже в первой половине ХVI столетия украинцы стали появляться на Дону, на территории так называемого Дикого Поля. Так, в 1546 году путивльский наместник Троекуров сообщал в Москву: «…Ныне казаков на Поле много, и черкасцев, и кыян, и твоих государевых; вышли, государь, на Поле из всех украин». ( Российский государственный архив древних актов.(РГАДА).Ф. 123. Кн. 3. Л. 49 об.). Знаменитый русский и украинский историк и этнограф Н.И. Костомаров по этому поводу писал: «Тогда как в Южной Руси заложилось славное Запорожье и разлило из себя дух казачества по всей Украине, одинаковые события произвели наплыв народа с севера на Дон. Украина подала помощь этому обществу и населяла берега Дона своими детьми. Как ни темна первая история донского казачества, но что малороссийская народность участвовала в его закладке и воспитании – это лучше всяких исторических памятников доказывает нынешний язык донских казаков: среднее наречие между малороссийским и великорусскими языками».1 (1 Костомаров Н.И. История Руси Великой. Т. 11. М., 2004. С. 179). Одним из известных донских атаманов этого периода являлся Михаил Черкашенин, происходивший из черкас.

После Люблинской унии 1569 года, когда произошло объединение Польши и Литвы в одно государство Речь Посполитую, положение украинского народа значительно ухудшилось. При короле Стефане Батории начались репрессии против запорожцев. Все это вызвало приток украинцев-черкас на Дикое Поле, на Дон. (Голобуцкий В.А. Запорожское казачество. Киев. 1957. С. 83-90.

В грамоте царя Федора Иоанновича 1586 года султану Мураду III констатировалось, что «живут на Дону и на Донцу многие черкасы литовского короля». (РГАДА. Ф. 89. Кн. 2. Л. 495).

Все это породило своеобразие языка донских казаков. “Язык на Дону смешанный, - писал историк Сухоруков, - и заключает в себе два наречия: велокороссийское и малороссийское, много испорченные и измененные… Кроме сего, много примешано слов татарских и калмыцких, относящихся к домашней утвари, конской сбруе». Другой донской историк Евлампий Кательников (1774-1854) в вопросе о языке и происхождении донских казаков считал, что «донцы - верховцы могут быть признаны в происхождении из той части России, где употребляют слова: што, чаго, яго и подобные им вместо: что, чего, его». Донцы – серединцы, по мнению Кательникова, больше подходят «к правильному русскому, а «донцы -низовцы… примечаются происходящими от России Малыя. Слова, до ныне употребляемые: хиба, нема, був и прочие то свидетельствуют».

Донской историк Е.П. Савельев по этому же вопросы пишет в своей «Средней истории казачества»: «В верховых станицах (Дона - Авт.) преобладает говор на я и на ша: чаво, яво,ишшо и ишто, штобы, табя, сабя, мяня, братишша, дружишша, переходящий ниже, во 2-й и 1-й Донские округа, в более смягченный: чиво, иво, тибе, сибе, мине, говоря, пиша, читая (читает), ходя, идя, бегить и др. Далее в низовьях Дона и по Донцу в говор казаков начинают уже примешиваться слова малороссийские, занесенные туда запорожцами и малороссийскими черкасами, часто в с мягким выговором на ми и ви (мы и вы). Также появляются и малороссийские фамилии казаков с позднейшим прибавлением окончания на ов, а также на ий и ич: Трофименков, Абраменков, Филенков, Ханжонков, Сидоренков, Гайдамаченков, Тимощенков, Савченков, Панченков, Лехницкий, Крупницкий, Луковский, Вансецкий, Венцович, Балашевич, Облакевич и др.». (Савельев Е.П. Средняя история казачества. Н., 1916. С. 291.

Известный украинский и русский историк, этнограф и писатель Н.И.Костомаров (1817-1885), касаясь этого вопроса, отмечал: «Прислушайтесь к наречью Дона. С первого взгляда покажется оно случайной смесью малороссийского и великорусского; но познакомьтесь с ним покороче и увидите, что эта смесь имеет уже свои самостоятельные правила». (Костомаров Н.И. Указ. соч. Т. 11. С. 172)

Запорожцы имеют прямое отношение к основанию Черкасского городка, который с 1644 по 1805 годы являлся казачьей столицей Дона (Главным Войском) Как известно казаки селились на прибрежных островах – труднодоступных и в тоже время легко укрепляемых территориях, чтобы турки, татары, ногаи – извечные противники донцов, не могли неожиданно на них напасть. В числе первых казачьих городков, возникших на Дону во II половине ХVI столетия, и был город Черкасск (ныне Старочеркасская).

Известный донской историк ХIХ века В.Д. Сухоруков, написавший исследование о Черкасске, считал, что город возник “не ранее как или в самом исходе ХVI столетия или в начале ХVII”. (Сухоруков В.Д. Краткое историческое известие о бывшем на Дону городе Черкасске.- // «Северный архив». № 20. 1823. С. 91-93).

Историк по призванию, по должности священник Старочеркасского Воскресенского собора Григорий Левицкий, повторяя версию донского историка Х.И. Попова, считал, что “в 1500 году в Старочеркасске был начальником Агус или Акустий Черкасс, по имени которого Черкасск получил свое название”.(Левицкий Г.А. Старочеркассск и его достопримечательности. С. 1.).

Эта версия не подкрепляется документами.

Еще одна версия о времени основания Черкасска приводится в “Словаре географическом Российского государства” (М., 1808. Т. Х. Ч. VI), где говорится о том, что запорожцы, помогавшие Ивану Грозному в покорении Астрахани, в 1570 году основали Черкасск. Следует заметить, что эта версия заимствована Щекатовым у Новикова Н. И.2(Древняя Российская вивлиофика. Т. Х1Х. М., 1791. С. 251-263).

Один из серьезных исследователей этого вопроса Б. В. Лунин считал, что “точная дата возникновения Черкасска неизвестна” и склоняется к мнению, что таковой, по всей вероятности, является конец XVI века. (Лунин Б.В. «Старый город» Черкассск. Ростов, 1939. С. 63).

Историки В. Сухоруков, А. Ригельман, В. Броневский считали, что Черкасск получил свое название от поселившихся тут казаков – запорожцев . Сухоруков, например, писал: “В одном акте ХVII века сказано, что черкасы из Запорог, со всею рухлядью своею, являлись сюда человек по 10-ти, по 20-ти и по 50-ти, селились особо, как с достоверностью полагать должно, близь главного городка; ибо их беспрерывно видим в оном городке участвующих в предприятиях и торжествах удалых донцов. Их-то поселение, городок, думаю, казаки назвали Черкасским, то есть принадлежавшим черкасам”. (Сухоруков В.Д. Краткое историческое известие…С. 95).

А.И. Ригельман отмечал: “С сих времен и помянутым порядком донские казаки от украинских черкасских казаков действительно начало свое возымели на Дону. И первенствой город свой выше Азова, в 50-ти верстах, на правой стороне Дона, на острову, по имени прежнего своего города Черкасы, Черкасский же построили”. (Ригельман А.И. История или повествование о донских казаках. Ростов, 1992. С. 23). Здесь же Ригельман приводит слова историка В. Н. Татищева, что “в 16 столетии, в царствование царя и великого князя Ивана Васильевича, из-за Днепра с князем Вишневецким черкасы на Дон перешли и там поселившись, город Черкасской построили”.6 (6 Там же. С. 22; Татищев В.Н.Избранные произведения. Л., 1979. С. 267). Сами же запорожцы происходили от «черкас Бештау», в 1282 году поселились под Курском, перейдя затем на Днепр, построив там город Черкасы. (Татищев В.Н. Избранные произведения. С. 267).

Историк В. Броневский писал, что в 1570 году запорожские казаки“…в 60 верстах от Азова построили новый городок, назвав его своим именем Черкаск”.(Броневский В. История Донского войска. Ч. 1. Спб., 1834. С. 57).

Первое документальное упоминание о Черкасском городке относится к 1593 году.( Кабардино русские отношения в ХУ!-ХУП вв. Т. 1. М., 1957. С. 68).

В грамоте посланника турецкого султана из Азова, датированной этим

годом говорится о том, что казаки “близко Азова, на Манычи, да в Черкасской и в Раздорех поставили четыре новых городка и из тех городков приходя, Азову тесноту чинят”. (Сухоруков В.Д. Краткое историческое извести…С. 91).

Разгневанный султан предъявил это письмо русскому посланнику Нащокину, находившемуся в Константинополе. Однако Нащокин уверил султана, что донские казаки это делают без ведома русского царя, чем несколько успокоил султана.

Что касается происхождения названия Черкасска, следует согласиться с версией В.Д. Сухорукова, что название городу дали казаки-запорожцы (“черкасы”), многочисленными группами селившиеся в то время на Дону.

В “Актах Лишина” приводится “извлечение из статистической записки о донских казаках (“Дело С.-Петербургского Государственного архива Министерства иностранных дел № 704, ХХI)”, где по поводу происхождения названия Черкасска сказано: “Из призванных, по царскому повелению, с Днепра пяти тысяч запорожских казаков… в 1569 году, когда турецкое войско, для возвращения паки татарам отнятых у них россиянами царств приходило под Астрахань, большая часть осталась на Дону и построила себе в 1570 году особливый городок, назвав оный Черкасском, по имени городка своего, на Днепре ими построенного”.( Акты Лишина. Т. 3. Новочеркассск, 1894. С. 290). О первоначальном облике Черкасского городка нам ничего неизвестно. Можно предположить, что он имел такой же вид, как и все казачьи городки того времени. Расположенный на острове, он, по всей вероятности, был огорожен деревянным тыном или плетнем. Внутри помещались деревянные постройки и землянки.

К началу ХVII века Черкасский городок принадлежал к числу довольно крупных казачьих городков. В 1614 году здесь зимовали возвращавшиеся из Константинополя русский посланник Мансуров и турецкий посол Алей. В Черкасске уже была часовня. (Попов Х.И. Город Черкасск.- // «Записки Ростовского -на- Дону общества истории, древностей и природы. Т. 1. Ростов, 1912. С. 96).

В 1637-1641 гг. черкасские казаки участвовали в знаменитом Азовском “осадном сидении”, когда донцы взяли, и пять лет держали под своей властью турецкую крепость Азов. Когда в 1641 году турки осадили Азов, черкасский атаман С.И. Молодой активно действовал в тылу у турок, нанося им ощутимые удары. Османы, осаждавшие Азов и нуждавшиеся в крепких тылах, решили покончить с деятельностью черкасских казаков. Они отрядили часть своих сил для взятия Черкасска. Но атаман Молодой с 500 казаками храбро отразил их нападение и спас от турок станичного атамана Валуйских городовых казаков Степана Князева и “станичного ездока” Степана Пригаринова, пробиравшихся в Черкасский городок с поручением от Валуйского воеводы разузнать о положении дел под Азовом. ( // СОВДСК. Вып. ХШ. Новочеркасск, 1915. С. 147).

В 1642 году донские казаки, не получив помощи от русского правительства, вынуждены были добровольно покинуть Азов. ( РГВИА. Ф. 330. Оп. 78. Кор. 4961. Д. 55, Лл. 107-108. РГАДА. Ф. 111. Оп. 1, № 1. Лл. 127-133Через два года, в 1644 году, турки в отместку за посрамление своего оружия под Азовом и обладая значительным численным преимуществом, сожгли Черкасский, Монастырский и Манычский городки. 30 апреля этого же года казаки возобновили “свой старый юрт” в Черкасске и перенесли сюда донскую столицу. (Донские дела. Кн. 2. СПБ., 1906. Стб. 49). Свой переход сюда донцы объяснили тем, что хотят сражаться с турками, чтобы свою реку Дон басурманам не сдавать и турецкие суда не пропускать на Воронеж.

С этого времени и на протяжении 162 лет Черкасск был главным казачьим городком. Своим названием городок обязан запорожским казакам – черкасам, имевшим здесь тогда свой стан.

Еще один знаменитый донской городок - Монастырский- располагавшийся между Черкасском (ныне станица Старочеркасская) и Аксаем, обязан своим основанием и названием запорожским казакам. В 16 столетии во время своих пребываний на Дону они имели на этом незатопляемом месте на берегу Дона свой стан, о чем упоминает историк Василий Сухоруков (см. выше). Название городку, документально упомянутому в 1593 году, тоже дали запорожцы. Донской историк Исаакий Быкадоров по этому поводу писал: «…Название …Монастырский было принесено с Днепра. Это название острова…между Хортицей (Сечью) и г. Черкасами». (Быкадоров Ис. Ф. Войско Донское в борьбе за выход в море (1546-1646). Париж, 1937. С. 26).

С 1620 по 1637 годы Монастырский городок являлся Главным Войском – столицей донского казачества. Здесь собирались казачьи Круги, принимались посольства из Москвы и от окрестных народов, действовала Покровская часовня. Поскольку у донцов до середины ХУП столетия не было штатных священников, то богослужение в часовне отправляли иеромонахи Киевского Межигорского монастыря, ведшие богослужения в Запорожской Сечи и часто приходившие в Монастырский городок по просьбе донских казаков.

В 1617 году на Дон из Запорожья прибыло две тысячи казаков во главе со своим атаманом Сидором Ермаковым. Соединившись с донцами, они по царскому указу двинулись против ногайского князя Иштерека. (Россйиский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 89. 1617. № 1. Л. 115). В 1621 году, когда после разгрома польских войск при Цецоре в 1620 году Украина оказалась под угрозой опустошительного похода турок и татар, на помощь своим братьям запорожцам пришли донские казаки, пославшие им отряд. (Мининков Н.А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). Ростов-на-Дону, 1998. С. 367).

В последующие десятилетия поток запорожских казаков, поселившихся на Дону еще более возрос. Так, запорожский атаман Андрей Семенович Шумейко в своей челобитной от 12 сентября 1622 года на имя московского царя Михаила Федоровича сообщал: «Служу я…тебе, великому государю, на Дону у черкас атаманом и задерживаю я, холоп твой, при тебе молодцов - черкас».

В 1626 году донской атаман Ханенов сообщал в Посольский приказ в Москву: «…На Дону черкас бывает много, человек по 500, а иногды и больши, а живут не в одном месте». (Воссоединение Украины с Россией. Т. 1. М., 1954. С. 269). Тогда же запорожский полковник Алексей Шафран заявил в Посольском приказе, что лично он прожил на Дону 18 годов, а его «товарыщи» - по 5-6 лет. При этом Шафран уточнил, что как и запорожцы - черкасы, так и донские казаки «живут, переходя» с Запорожья на Дон и обратно. (Воссоединение Украины с Россией. Т. 1. М., 1954. С. 270). В 1626 году, по данным Шафрана, на Дону проживало « с 1000 человек» запорожцев, а донских казаков в Запорожской Сечи - «мало не в полы того». (Воссоединение Украины с Россией. Т. 1. М., 1954. С. 270). Эта группа казаков-запорожцев, живя продолжительное время на Дону, по существу стала составной частью донского казачества. Как писали царю сами донцы, «те черкасы живут у них давно, без съезду…, и государю служат с ними заодно». (РГАДА. Ф. 89. 1622. № 1. Л. 78).

Более многочисленной группой являлись те казаки - черкасы, который жили на Дону одну - две зимы, возвращаясь потом в родные Запороги. Так, например, четыре сотни запорожцев во главе с атаманом Павлом Енковым провели зиму 1632-1633 годов на Дону в Черкасском и Манычском городках. (Воссоединение Украины с Россией. Т. 1. С. 133-134). Запорожцам так понравилось жить на Дону, что многие из них желали «оставя свое кочевье днепровское, идти на Дон и жить с донскими казаками вместе». (РГАДА. Ф. 89. 1623. № 1. Лл. 40-41).

Значительно усилился приток запорожцев на Дон в 1637 –1641 годах, когда они приняли активное участие во взятии Азова в 1637 году и обороне его от многочисленной султанской армии в 1641-м. Так, в 1638 году, согласно показаниям атамана Михаила Татаринова в Посольском приказе в Москве, в захваченном казаками Азове проживало до 10 тысяч казаков -черкас. И в других донских городках в это время, по словам побывавшего весной 1638 года на Дону жителя города Валуйки С. Бобырева, было «запорожских черкас добре много».

Но не только малороссийские казаки помогали донцам, но и донские казаки им. Так, в период освободительного движения Богдана Хмельницкого против поляков, начавшегося в 1648 году, донские казаки-добровольцы сражались на стороне братского украинского народа против ляхов.(История УССР. Т. 3. Киев, 1983. С. 26). Впрочем, донская казачья верхушка не поощряла уход своих казаков в армию Хмельницкого, помятуя о его союзнических отношениях с крымским ханом Ислам Гиреем III, врагом донского казачества. (Донские дела. Кн. 2. Стб. 17).Одновременно, уменьшился и приток малороссийских казаков на Дон ввиду их занятости в боях с поляками.

Отношения Дона с Украиной полностью выправились после решения Переяславской Рады 8 января 1654 года о воссоединении Украины с Россией. Уже летом следующего, 1655-го, года донцы и запорожцы совершили совместный морской поход против турок под руководством донского атамана Павла Чесночихина и запорожского атамана Вергуна. (Донские дела. Кн. 5. Стб. 27). Таким образом, из этого видно, что живя на Дону, запорожцы, тем не менее, управлялись своими атаманами и имели свою организацию.

В 1656 году донские и запорожские казаки во главе с известными и популярными донскими атаманами Наумом Васильевым и Павлом Чесночихиным совершили нападение на турецкий Азов. В последующие годы запорожцы довольно часто приходили на Дон «казаковать».

Запорожские казаки, совместно с братьями-донцами, приняли участие в героической Азовской эпопее 1637-1641 годов, прославившись на всю Европу и Азию и обессмертив свое имя на века.

Особенно прославились донцы в ХУП столетии своими морскими и сухопутными походами против турок и татар, отбивая у них российских и западноевропейских пленников. Эти похода, как правило, совершались совместно с запорожцами. А донских казаков в этот период можно было видеть в составе войска Богдана Хмельницкого, ведшего тяжелейшую войну с поляками. Известно, что сам гетман Хмельницкий поднимаясь на борьбу с мощной Речью Посполитой, в случае неудачи собирался уйти на Дон. Об этом, в частности, знал брацлавский воевода Адам Кисель, отмечая в своем письме в Москву: «Еще ли убежит с Запорожа на Дон, и там бы его не приймати, не щадити, ни на море пустити». ( Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России. Т. 3. СПб., 1861. С. 166-167).

Активное участие приняли запорожские казаки во взятии Азова войсками Петра 1 в 1696 году. Первую попытку захватить Азов Петр 1 предпринял в 1695 году, но она закончилась неудачей ввиду отсутствия у него военно-морского флота. Основательно подготовившись к осаде Азова за зиму, Петр 1 весной 1696 года снова появился на Дону. 7 июня к Азову подошли главные силы русской армии. Восемнадцатого июня русская армия получила значительное подкрепление: под звуки труб и грохот барабанов к Азову подошло 15 тысяч малороссийских казаков во главе со своим атаманом Яковом Лизогубом. Обняв и троекратно расцеловав казачьего предводителя, Петр 1 велел ему занимать позиции на левом фланге со стороны степи, за чертой вала.

Шли дни осады, россияне методично наращивали успех, и по всему было видно, что турки долго не продержатся. Петру 1 удалось полностью блокировать Азов, лишив его гарнизон подкреплений и подвоза продовольствия и боеприпасов. После месяца боев турки были поставлены в безвыходное положение. Кризис наступил 17 июля, когда 2 тысячи донских и запорожских казаков во главе с атаманом Минаевым внезапным натиском ворвались на земляной вал, составлявший внешнюю линию азовской обороны. Сбив оттуда ошеломленных янычар, казаки стали преследовать противника. Достигнув каменной крепости, турки сумели закрепиться, а потом, перегруппировавшись и получив подкрепление, бросились в контратаку. Донцы, заняв угловой бастион, отразили все атаки басурман, значительно ухудшив их общее положение.

Царь, довольный успехом казаков, назначил общий штурм на 22 июля. Но брать город приступом не пришлось: 18 июля 1696 года, осознав полную безнадежность своего положения, комендант крепости сдался на условиях свободного выхода из Азова. Азов стал русским городом. Россия получила выход в Азовское море.

18 августа 1696 года в Черкасске, некогда основанном запорожцами, был дан салют и сожжен фейерверк в честь этой победы россиян: то был первый салют в честь военной победы русского оружия, победы, огромный вклад в которую внесли донские и запорожские казаки.

За отличия в штурме и взятии Азова атаман запорожских казаков Яков Лизогуб получил от царя 40 соболей на сто рублей и 30 золотых червонцев. Казачьих полковников Петр наградил атласом, соболями на 25 рублей и 15 червонцами каждого. Рядовым казакам была выплачена сумма в 15 тысяч рублей на всех.(Бантыш – Каменский Д. Указ. соч. Ч. 3. Примеч. С. 14).

Участие запорожских казаков в восстаниях Степана Разина

(1667 -1671 гг.) и Кондратия Булавина (1707-1709 гг.)

Активное участие приняли запорожские казаки в восстании под руководством Степана Разина.

Весной 1667 года, чутко уловив желание донской «голытьбы» «иттить на Волгу-реку покормитца», Степан Разин возглавил большой отряд казаков и, перетащив на деревянных катках лодки с Дона на Волгу в районе Переволоки, вышел к Царицыну. Успешно миновав его, разинцы двинулись к Черному Яру, где путь им преградили два отряда стрельцов. В скоротечном бою казаки разгромили один отряд, а второй благоразумно отошел на безопасное расстояние. В июне 1667 года казаки захватили Яицкий городок, где и остановились на зимовку.

Весной 1668 года разинские струги вышли в Каспийское море: начался знаменитый Персидский поход Степана Разина. В захваченном Дербенте казаки освободили большое количество русских пленников, давно томившихся здесь. То же самое произошло в Баку, Ферабаде и других персидских городах и селениях, захваченных казаками.

В это время на помощь разинцам через Куму и Терек шел отряд казаков во главе которого стоял запорожский атаман Боба. (Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Т. 1. М., 1954. С. 120). Вместе они вернулись потом в Астрахань, где получили прощение от воеводы князя Прозоровского за самовольный поход.

Вернувшись на Дон, Разин укрепился в Кагальницком городке. Сюда к нему, прослышав о его невиданных успехах и богатой добыче, стали стекаться запорожские казаки. Как сообщал в Москву царицынский воевода Андрей Унковский, «черкасы идут беспрестанно, а он, Стенка, их ссужает и уговаривает всячески». (Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Т. 1. М., 1954. С. 155)

…Весной 1670 года, пополнив свое войско испытанными бойцами, Разин снова вышел на Волгу. Запорожцы пошли вместе с легендарным донцом. Этот факт отметил в своей монографии «Бунт Стеньки Разина» знаменитый историк Николай Костомаров, подчеркнув: «В мае Стенька поплыл на судах вверх по Дону и достиг Паншина. Неизвестно, как велика была тогда его дружина; замечательно, что в ней было много малороссиян, как и прежде». Их в этом походе возглавлял выходец с Украины Алексей Григорьев или Леско Черкашенин (прозвища Кривой, Хромой). (Чистякова Е.В, Соловьев В.М. Степан Разин и его соратники. М., 1988. С. 206). До прихода на Дон он жил в городе Опошня, служил в Полтавском полку, где имел семью. Потом ушел в Запорожье, возглавлял казаков в походах по морю, а потом перебрался на Дон. В рядах разинского войска сражался и сын Черкашенина, погибший в бою с царскими войсками в ноябре 1670 года на Донце.

…В начале 1671 года Степан Разин прибыл С Волги на Дон, обосновавшись в Кагальницком городке, основанном им несколько лет назад. С приходом Разина городок, расположенный на небольшом острове, был укреплен земляным валом, сверху которого высились деревянные стены с пушками. Внутри городка располагались землянки и деревянные курени, в которых расселилось разинское войско, насчитывавшее более трех тысяч бойцов, в том числе значительное число запорожцев.

К этому времени его войско заметно поредело: из трех тысяч бойцов к марту у него осталось только пятьсот человек. Все пути, ведшие к Кагальнику, были блокированы заставами домовитых казаков. В довершении ко всему 12 марта 1671 года Разина предали церковному проклятию – анафеме. Произнесенная в Москве патриархом Иоасафом, она была повторена во всех храмах Русского государства, что произвело неблагоприятное впечатление на потенциальных союзников Разина (в частности, на украинского гетмана Петра Дорошенко) отвернувшихся с этого момента от него. Вскоре Разин был пленен, отправлен в Москву и казнен на Красной площади.

Активное участие приняли запорожские казаки и в восстании под руководством Кондратия Афанасьевича БУЛАВИНА 1707 –1708 годов.

Родился Кондрат Булавин около 1660 года в городе Салтов Харьковского полка и происходил из русских людей.( // «Исторический архив». № 6. 1960. С. 126). Вскоре семья Булавина переехала на Дон, поселившись в Трехизбянском городке, где отец Кондратия был избран казаками местным атаманом. К 1705 году он стал атаманом Бахмутского городка.

Вскоре приспели тяжкие времена наступления царя Петра 1 на вольности казачьи, и донцы взбунтовались, защищая свою свободу и обычаи. Последней каплей, переполнившей чашу казачьего терпения, было направление на Дон карательного отряда во главе с князем Юрием Долгоруким для сыска и возвращения помещикам беглых крестьян.

30 августа 1707 года двухсотенный отряд Долгорукого появился в Черкасске. Объявив о цели своего приезда, князь ждал реакции войскового атамана Лукьяна Максимова и его старшин. Тот отреагировал отрицательно: «В Черкасске у нас чинить розыск о пришлых людях невозможно, потому что до сего времени великого государя такова указа не бывало, чтобы пришлых людей не принимать». Не желая ссориться с богатой верхушкой донского казачества, князь объявил, что в Черкасске сыск беглых проводить не будет, а направится в верховые городки, где по его сведениям скопилось большое число беглых.

Верный приказу царя, князь Долгорукий круто начал розыск. Восьмого октября отряд Долгорукого прибыл в Шульгинский городок и остановился на ночлег. То была последняя ночь в жизни князя Долгорукого, ибо вскоре булавинцы разгромили его отряд, убив самого князя. Пламя восстания постепенно охватывало верховья Дона.

…Собрав сильное войско, атаман Лукьян Максимов выступил из Черкасска против Булавина. Противники сошлись на реке Айдаре, в двух верстах от Закотного городка. Сила была на стороне Максимова, и он сумел нанести поражение войску Булавина, который с верными соратниками решил идти в Запорожье, к тамошним казакам. В конце ноября 1707 года он с двенадцатью казаками прибыл в крепость Кодак, что стояла на Днепре чуть выше Сечи.

Пробыв в Кодаке до середины декабря, Булавин с товарищами перебрался в Сечь. Войско Запорожское глухо волновалось. Всячески притеснял запорожскую вольницу гетман Иван Мазепа, ведший хитрую политическую игру. О запорожцах он отзывался так: «Живучи на Украине не смеют и рта раскрыть, а только заберутся в Сечь, откуда у них плодятся речи и рассказы, возбуждающие к бунту?» Вот у этой-то, постоянно готовой к борьбе массы, и пришел просить помощи Кондрат Булавин.

Казачий круг собрался на майдане у церкви. Шум и гомон казаков слегка стихли, когда в центр вошел кошевой атаман Тимофей Финенко с Булавиным и его спутниками. Кратко изложив причины, по которым он собрал Круг, кошевой дал слова Кондрату.

- Славное войско Запорожское! – взволнованно начал Булавин.- Испокон веку вместе сражались против кровопивцев народных донцы и запорожцы. Ныне поднялись мы против неправды государевой, коий послал на Дон вольный свои полки имать с Дону беглый люд и тащить к себе и боярам своим. Спокон веку не бывало выдачи с Дону… Вместе давайте подымемся, казаки, ведь на государевой Руси казаков донских и запорожских ругают и жить в вольности не дают. Надобно всем нам сбиратца и иттить наперед на Воронеж и Москву.

Загудело, загомонило войско Запорожское. Кошевой Финенко с ближними старшинами и куренными атаманами, сбившись в кучу, стали тихо совещаться. Наконец Финенко выдвинулся вперед и, восстановив тишину, проговорил:

- Нынешней зимой в поход поднятца невозможно, потому как Днепр и иные реки замерзли. Да и казаков наших, кои обретаютца ноне в Москве, государь задержать может. Весной, когда те казаки возвернутца, то охотному люду, кто похочет в поход иттить, задерживать того мы не будем. За убивство князя Юрья Долгорукого мы вас, казаков, государю не выдадим…

На том и порешили…

Всю зиму прожил Булавин в Запорожьи, ожидая весны и копя силы. Со всех сторон к нему стекался «гультяйский» люд. Пришли донские казаки из верховых городков, целый отряд прибыл из далекой Кубани. Собрав значительные силы, Булавин по весне двинулся на Дон. Опережая атамана, летели во все концы «прелестные» письма с призывом подниматься против недругов казачьих, погулять на воле.

В середине марта 1708 года окрепшее булавинское войско собралось в Пристанском городке – самом верхнем казачьем поселении на Хопре. Помимо донских казаков здесь были запорожцы, русское население Белгородской укрепленной черты, отряды с Кубани.

Стремясь выиграть время и убаюкать противника, Булавин отправил письмо воеводе Степану Бахметьеву, уверяя его, что сражается за государя и веру христианскую против неправедных бояр. Такое же послание ушло и к атаману Лукьяну Максимову. Но ни Бахметьев, ни Максимов не верили Булавину, и навстречу ему спешило сильное войско из черкасских казаков, калмыцкой конницы и азовских солдат. Последними командовал полковник Николай Васильев. Домовитые надеялись на победу…

Противники сошлись 8 апреля 1708 года на реке Лисковатке у Красной Дубравы. Численный перевес на этот раз был на стороне булавинцев, которые разгромили домовитых казаков. 27 апреля 1708 года войско Булавина, насчитывавшее 15 тысяч конницы и 5 тысяч пехоты подошло к Черкасску. Первого мая город пал, в него вошли булавинцы. Атамана Максимова казнили, избрав девятого мая на его место Кондратия Булавина.

В определенной степени решив внутренние проблемы, Булавин принялся за подготовку отпора царским войскам. Кондрат усиленно рассылал письма к царю, на Кубань к казакам, в Запорожье. Содержание этих писем разное, но цель одна- раздуть пламя восстания, освободить Дон от государевой опеки. Однако сделать этого не удалось и 7 июля 1708 года Кондратий Булавин погиб в Черкасске, а восстание было разгромлено прибывшими на Дон царскими войсками.

Михаил Астапенко, историк, член Союза писателей России, академик Петровской академии наук.

Евгений Астапенко, кандидат исторических наук, член Союза журналистов России.

Глава из книги М.П. Астапенко и Е.М. Астапенко «История Донского края». Ростов-на-Дону, ООО «Мини Тайп», 2023