Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что безопасность при поездках на автомобиле имеет первостепенное значение. И что этот параметр важнее, чем мощность двигателя, экономичность и даже уровень комфорта. При упоминании о безопасности тормоза это первое, что приходит на ум, и неслучайно именно частью тормозной системы стали первые системы активной безопасности. Одна из них — ABS (антиблокировочная система). О том, как работают «глаза и уши» этой системы — датчики ABS, — а также о том, какие существуют решения для ремонта при выходе их из строя, «Движку» рассказали технические специалисты компании «Авто-МС», официального дистрибьютора бренда Febest на территории РФ и стран ЕАС.
Одна из ключевых проблем в работе обычной тормозной системы при резком торможении заключается в блокировке колес и, как следствие, в потере управляемости автомобиля. Система АВS (Anti-lock Braking System), которая стала применяться с 70-х годов, решает эту проблему, регулируя давление в системе привода тормозов таким образом, что блокировка колес исключается на сухом, мокром и даже обледеневшем дорожном покрытии, а машина остается управляемой.
Для регулирования процесса торможения блок управления антиблокировочной системой получает входную информацию от датчиков ABS (вращения колес) в виде угловой скорости вращения колес. В результате обработки этой информации в блоке управления определяется контрольная скорость автомобиля, которая учитывается при процессах регулирования. Все изменения угловой скорости вращения одного или нескольких колес фиксируются и при значительном снижении скорости вращения в пределах определенного промежутка времени или относительно контрольной скорости трактуются как опасность блокировки.
Принципиальная схема работы антиблокировочной системы (ABS)
Для предотвращения блокировки тормозное усилие сначала поддерживается на уровне достигнутого значения и не понижается (удержание тормозного усилия). Но если вращение колеса продолжает замедляться, тормозное усилие снижается, в результате чего колесо притормаживается с меньшим усилием. При этом обеспечивается возможность возобновления ускорения колеса, вследствие чего автомобиль остается управляемым.
При достижении некоторого предельного значения ускорения колеса блок управления определяет необходимость повышения тормозного усилия. После этого процесс регулирования начинается заново. В зависимости от качества дорожного полотна могут выполняться от 4 до 10 циклов регулирования в секунду.
Для выполнения всех этапов — удержание, снижение, повышение тормозного усилия — блок управления ABS руководит одним или несколькими электромагнитными клапанами, объединенными в гидравлический модулятор тормозного усилия.
Датчик АБС Febest 04606-022 (передний правый) для Mitsubishi Pajero Sport, L200
Как уже было отмечено, датчики ABS служат для определения скорости вращения колес автомобиля (числа оборотов колеса). Сигналы частоты вращения передаются в блок управления ABS, который индивидуально управляет силой торможения каждого колеса. Системы ASR, ESP и навигации также нуждаются в сигналах частоты вращения колеса, чтобы рассчитывать пройденный путь (при отсутствии сигналов спутника, например в туннелях).
Сигналы для датчика частоты вращения колеса формируются с помощью стального импульсного колеса (ротора), имеющего форму шестерни, жестко соединенного со ступицей колеса или наружным ШРУСом (для пассивных и активных датчиков), либо мультиполюсного магнитно-импульсного кольца в составе ступичного подшипника (для активных датчиков). Импульсный ротор имеет такую же скорость вращения, что и колесо, и бесконтактно проходит чувствительную зону головки датчика. Датчик считывает данные без прямого контакта через воздушный зазор величиной до 2 мм. Воздушный зазор служит для того, чтобы обеспечить процесс получения сигнала без помех.
Датчик АБС Febest 23606-005 для Volkswagen Amarok, Transporter, Tiguan, Caddy, Golf, Jetta; Audi A3, S3; Skoda Octavia
При выходе импульсного кольца из строя и необходимости его замены ремонтные решения могут быть различными. Среди решений, предлагаемых Febest, есть варианты деталей, конструкцией которых предусмотрено наличие магнитно-импульсного или зубчатого кольца. В числе таких компонентов — и ШРУСы, и ступицы в сборе, и ступичные подшипники с магнитным кольцом. Подобные детали доступны для автомобилей европейских, корейских и японских брендов различных годов выпуска.
Кроме того, часть наиболее востребованных зубчатых колец, заменить которые несложно, Febest предлагает в качестве самостоятельных деталей. В частности, высоким спросом в России пользуется зубчатое кольцо для Renault Duster I. Эти кольца часто лопаются, в то время как оригинала не существует, кроме того, до определенного момента официальные дилеры предлагали замену всего привода в сборе.
ШРУС Febest и зубчатое кольцо
Решение Febest с артикулом RABS-DUSTA48 позволяет выполнить существенно более бюджетный ремонт и подходит также для соплатформенных Renault Kaptur и Nissan Terrano. Всего в ассортименте Febest 10 таких отдельных импульсных колец. Это кольца для Toyota LC100, Hyundai H‑1, Mitsubishi Pajero и других популярных автомобилей.
Сегодня в системе ABS применяются два основных типа датчиков частоты вращения колеса. Пассивные (индуктивные) и более современные активные датчики. Последние состоят, как правило, из герметично залитой пластиком кремниевой интегральной микросхемы, находящейся в головке датчика.
Aсортимент Febest пополнился за последнее время 171 датчиком ABS. Их модельный ряд покрывает самые востребованные на рынке легковые и легкие коммерческие автомобили европейских, японских, корейских и американских брендов. В их числе — Hyndai, Kia; Toyota, Nissan, Mitsubishi, Mazda, Honda; Renault, Audi, Skoda, VW, Mercedes, BMW; Ford, Chevrolet, Buick, Dodge.
Фото: пресс-служба Febest