Какое имя вам приходит на ум, когда вы слышите фамилию Калашников, конечно же Михаил Тимофеевич великий советский оружейник, либо купец Калашников из поэмы М.Ю. Лермонтова. Но на Руси нашей Великой существовали и существуют немало Калашниковых, которые являются гордостью и славой Отечества. Один из них Василий Иванович Калашников, конструктор – самоучка, своими изобретениями, опередивший время. В ноябре 2024 года исполняется 175 лет со дня его рождения.
Василий Иванович Калашников родился 11 ноября 1849 (30 октября по старому стилю) в городе Углич Ярославской губернии, в старом родовом доме мещан Калашниковых. В Угличе же окончил трехклассное городское училище, где показал себя весьма развитым не по годам ребенком, очень любознательным и на редкость способным учеником. Но пошатнувшееся материальное положение семьи не позволило ему продолжить учебу.
В 11-летнем возрасте, как и знаменитый писатель А.М. Горький, Василий оказался «в людях», в конторе при заводе Журавлева он стал учеником чертежника. Уже в те годы он усердно занимался самообразованием.
Не имея профильного образования, являясь самоучкой, в 16 лет он пишет свою первую работу "Детальные чертежи котлов, аппаратов и машин", в которой помимо профессионально выполненных чертежей, Калашников представил и свои собственные расчеты, и замечания о недостатках в конструкции судов, ходящих по Волге. Эта работа получила высокую оценку у специалистов. Он много учился у местных инженеров и техников, в основном это были приезжие немцы, так он в совершенстве овладел немецким языком. Василий Иванович говорил, что диплом у человека должен быть не в кармане, а в голове.
В навигацию 1869 ода Калашников отправился самостоятельно, в качестве машиниста, работал на буксирном пароходе "Восток", где досконально изучил паровые котлы, что в последствии ему очень пригодилось.
В 1870 году Калашников переезжает в Нижний Новгород и поступает чертежником на завод Ивана Савельевича Колчина. Вскоре переходит на должность механика. В этой роли Калашников скоро стал известен на волжских судостроительных заводах. в Нижнем Новгороде Василия Ивановича все знали по прозвищу «Механик». Здесь он проработал без перерыва 18 лет. В 1877 году владельцем завода становится крупный сибирский пароходчик Устин Савич Курбатов.
Английский инженер Джонс, руководивший судостроением на Курбатовском заводе, наблюдал за развитием российской отечественной технической мысли, в конце концов заявил: «Теперь мне нечего делать на Волге, у вас есть Калашников». Калашников строил свои первые суда с высокоэкономичными паровыми машинами четырёхкратного расширения пара тогда, когда ни в Штатах, ни в Западной Европе ещё не было даже машин двойного расширения, он почти на 20 лет опередил в данной области «продвинутую» Европу.
Когда Калашникову перевалило за тридцать лет, он женился на дочери фабриканта Александре Александровне Смирновой, принадлежащей к очень древнему роду, к которому относился и известный нижегородский краевед Дмитрий Николаевич Смирнов, Они отлично подошли друг другу. Александра Александровна виртуозно играла на рояле и пела (она получила консерваторское образование), а Василий Иванович часто ей подпевал. Он сам прекрасно владел семиструнной гитарой, и в тесном дружеском кругу пел, аккомодируя себе, любимую старинную песню «Вот на пути село большое…». У супружеской пары родилось пятеро детей
В 1889 г. Василий Иванович покидает завод Курбатова и переезжает из Нижнего Новгорода в Петербург. Он приглашен техническим руководителем завода русского электротехнического общества "Электрогефест". Столичный бюрократический и коррумпированный Петербург не соответствовал взглядам великого механика, он переезжает в Казань, где на долго не задерживается, и снова возвращается в Нижний.
За свою жизнь Василий Иванович создал 50 новых пароходов и заново перестроил свыше 100, создал 155 пароходных котлов. Калашников первым создал автомат для электросварки листового железа.
В 1884 году он изобрел «снаряд для углубления мелей и чистки фарватеров».
Он первым в России сконструировал наливные баржи для перевозки по Волге керосина.
В 1880–1890-е годы Калашников создал проект постоянного (взамен плашкоутного) моста через Оку. Однако денег на его строительство в городской казне не нашлось.
В 1885 году Василий Калашников обратился к городскому голове с предложением устроить подъемник собственной конструкции типа фуникулера для доставки нижегородцев с Нижнего базара от Скобы на Верхний базар, с конечным пунктом подъема на территории Нижегородского кремля. Но у городской думы как обычно, не нашлось средств реализовать предложение Калашникова. Спустя одиннадцать лет фуникулер в Нижнем Новгороде, ставший первым в Российской империи, все-таки был построен. Правда, уже по проекту московской фирмы «Ф. И. Герле и К°».
В 1886 году Калашников организовал первый в мире журнал о речном пароходстве «Нижегородский вестник пароходства и промышленности».
В 1887 году в городе было открыто первое в России учебное заведение для обучения юных речников — Нижегородская речная школа (ныне Нижегородское речное училище имени И. П. Кулибина), в создании которой Калашников принимал самое активное участие, позже стал там преподавателем механики и геометрии.
Василий Иванович решил открыть свое дело. Он организовал собственную верфь, на которой строились суда по его чертежам. На воду были спущены четыре буксира, буксир «Спасатель» отличался хорошими скоростными качествами и солидной мощностью: он мог тянуть за собой 13 барж, и предмет особой гордости изобретателя — пожарный пароход «Князь Юрий».
Однако, как это обычно бывает, навыков грамотно вести бизнес у нашего героя не было. И само собой, его дело потерпело крах, и он был вынужден снова идти на завод инженером.
Поучаствовал Василий Иванович и в строительстве нижегородского городского водопровода. Дело было так: машины для подачи воды из реки Оки были закуплены в Англии. И все уже было подготовлено к их пуску. Оставалось лишь произвести приемку этого оборудования. Приемная комиссия, в составе которой был и Василий Иванович Калашников, обследовала заморские машины, установленные на водокачке, русский механик глянул на них и предостерег присутствующих, - вода не пойдет, расчеты англичан не верны. Это неожиданное заявление возмутило представителей английской фирмы. Калашникову грубо ответили, - кто он такой, чтобы учить англичан. Калашников покинул собрание, громко хлопнув дверью.
Но нижегородский самоучка оказался прав.
О том, какой конфуз произошел позднее, рассказал Калашникову сам Курбатов. После молебна всех пригласили встречать воду на горе. Оборудование было готово к пуску, столы накрыты. Почетные гости собрались у баков, ждут, а воды все нет и нет. Послали узнать, в чем дело. Посланный вернулся и сообщил, что машины уже давно работают. Все были в полной растерянности. Собравшиеся начали перешептываться. Англичане недоумевали. Комиссия срочно собралась в городе и пригласила на заседание Калашникова. А тот и не думал приходить. Приехал он только после того, как Курбатов прислал ему записку: «Плюнь на дураков и приезжай!»
Всех интересовал вопрос, почему вода не пошла в резервуары. Василий Иванович объяснил, что расчеты англичан были неверны: их маломощные насосы никогда не смогли бы поднять воду на стометровую высоту. Чтобы исправить положение Калашников предложил: - Английские машины выкинуть и установить новые. По чертежам русского механика на Курбатовском заводе было создано новое оборудование, которое безотказно работало и снабжало город водой до 1926 года.
Максим Горький, прослышав о талантливом конструкторе-самоучке, захотел с ним познакомиться, и вместе со своим другим писателем Владимиром Короленко, отправился к Калашникову на Курбатовский завод. Каково же было удивление друзей, когда они нашли Калашникова в машинном отделении, где тот возился у котла, прямо во фраке! Обнаружив в одной из машин неполадки, инженера срочно вызвали на завод с какого-то званого обеда. Горький был так впечатлен увиденным, что дал Калашникову прозвище – «человек с форсунками».
Алексей Максимович отмечал талант нашего самородка и обращаясь к молодым писателям говорил: «Хорошенько осветите нижегородских людей, таких как Кулибин и Калашников».
Калашников был награжден медалью за созданный им котел на всесоюзной выставке 1882 года. В 1898 году указом императора главному механику завода Курбатова и мещанину Василию Ивановичу Калашникову присвоено звание потомственного почетного гражданина Нижнего Новгорода.
Василий Иванович имел независимый характер, он никогда не заискивал перед власть имущими. Однажды, по завершении всероссийской выставки 1896 года, нижегородский губернатор Баранов размышлял, кому бы передать деньги оставшиеся от данного мероприятия. И тут Калашников потребовал, чтобы они были переданы в фонд технического общества.
— Что это за общество такое? — иронично спросил губернатор.
— Оно носит название Императорского, ваше превосходительство! — парировал Василий Иванович.
Баранов не нашелся, что ответить, и деньги отдал.
В 1898 году Калашников предпринимает вторую попытку самостоятельной деятельности. С 1898 по 1903 год на судостроительной верфи Калашникова было построено 15 новых пароходов.
Но и вторая попытка В. И. Калашникова работать «свободно» и «независимо» окончилась полным разорением. Его судостроительную верфь на Мочальном острове, к сожалению, пришлось продать.
Василий Иванович Калашников вынужденно занимает подвернувшуюся должность механика Нижегородского комитета страховых обществ.
Больное сердце, скудно оплачиваемая работа, связанная с постоянными разъездами, горечь от потери любимого детища — судоверфи на Мочальном острове, арест его сыновей за активную революционную деятельность подорвало здоровье Василия Ивановича, он тяжело заболел.
Инженер – самоучка придерживался передовых взглядов на государственное устройство. После роспуска Государственной думы Калашников написал в Петербург графу Игнатьеву: «Ваше сиятельство, предохранительный клапан (в обществе) закрыли, а шуровать продолжаете, как бы давление пара не превысило предела упругости материала». Ответа не было.
Очередное несчастье обрушилось на Калашникова, когда его любимую дочь Сашеньку, за участие в революционной борьбе осудили на пять лет тюремного заключения. Василий Иванович, больной, помчался в жандармское управление — просить за дочь, все бесполезно. Через три месяца, в феврале 1908 года, Калашников умер от паралича сердца.
Толпа горожан и почитателей гениального инженера-конструктора провожала его в последний путь, за его гробом, в сопровождении конвоиров, шла любимая дочь Александра, ее выпустили на несколько часов, чтобы она смогла проститься с отцом.
Похоронили конструктора-самоучку в Крестовоздвиженском монастыре, а в 1957 году, в связи с ликвидацией этого некрополя, прах В. И. Калашникова был перенесен на Бугровское кладбище.
В юбилейные даты потомки Василия Ивановича Калашникова из России и зарубежья собираются в институте инженеров водного транспорта в помещении музея судоходства. Среди них есть учёные, профессора, военные, химики, программисты, строители, врачи.
Память Василия Ивановича Калашникова увековечена на мемориальных досках, установленных в Нижнем Новгороде на доме №58 по улице Ильинской , где находилась редакция первого в мире журнала по речному делу «Нижегородский вестник пароходства и промышленности» и на здании бывшего Курбатовского завода, улица Красная слобода дом №9 с надписью: «Здесь на заводе с 1870 по 1889 год и с 1893 по 1898 год работал выдающийся русский механик-новатор в речном флоте Василий Иванович Калашников», в честь Калашникова названа улица в Сормовском районе Нижнего Новгорода.
В Рыбинске речное училище носит имя Калашникова. В городе Углич открыт его музей.
Использованные материалы:
интернет –журнал «Углич»; блогер «Пишет inbio» в ЖЖ; Газета «День города»